Формирование навыков здорового образа жизни
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
МО кл.рук.
Субарь В.Ф.
6.06.2022г
Первые результаты работы по теме самообразования
(тема начата 2020г)
«Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников».
Пусть для моих тяжёлых на подъём современников это
прозвучит чересчур строго, но здоровье- это та
вершина, которую каждый должен преодолевать сам.
В. Шененберг
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве формируется здоровье взрослого человека. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река- это образ жизни и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Прежде всего - семья и родители, затем – школа и учитель.
Как учитель начальных классов многие годы занимаюсь проблемами сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядит так:
* признание ответственности за состояния здоровья учащихся;
*овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями;
* изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
* реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями.
Главная цель – формирование ответственности у самого ребёнка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:
- сформировать знания о здоровье, о факторах его формирующих, укрепляющих и разрушающих;
- укреплять физическое здоровье;
- осуществлять профилактику заболеваний;
- научить учащихся чувствовать свой организм;
- совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
- выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;
- содействовать правильному физическому развитию;
- учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
- способствовать стремлению учащихся понять окружающих и анализировать своё отношение к ним;
- учить эффективно общаться;
- учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
- способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
- содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования;
- развивать творческие способности;
- способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье.
Знакомство с детьми поступившими на подготовку, через диагностику. (Заполнение и учёт социально-психологического паспорта учащихся)
Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Во время стартовой беседы я предлагаю учащимся подумать над тем, что такое здоровье и как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми? Дети продумывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
Предлагаю учащимся начать путешествие в Страну Здоровья, которое продолжается в течение четырёх лет. Это - внеклассные мероприятия, классные часы, индивидуальная и групповая работа, уроки окружающего мира и т.д.
Эффективность процесса воспитания во многом зависит от использования форм и методов, развивающих познавательную активность. Занятия наполняю игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятия позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную активность – эксперимент. Начиная опыт, в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты. Такая работа увлекает ребят, по теме «Секреты хорошего зрения» определяли наименьшее расстояние зрения. Правила чтения- «Почему нельзя читать лёжа, при плохом освещении», «Зрительная гимнастика у экрана компьютера или смартфона». «Зрительные физминутки на уроках».
С основными правилами укрепления здоровья – постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность –ученики знакомятся уже на первых классных часах по темам «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Твои успехи в укреплении здоровья» и др.
Неоднократно, на занятиях «Движение – это жизнь», «Здоровье твоих рук»,«Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам требуется разное время для осознания любого из вопросов, то возможность повторения позволяет досконально разобраться по многим вопросам.
Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, нравственного, психического совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению – таковы цели моих занятий с учащимися.
Наиболее результативными были такие активные методы воспитания, как работы в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий.
По окруж. миру выполнение проектов «Безопасность дома и вокруг нас», «Детская площадка», «Полезные и вредные продукты» и др.
Одно из важнейших условий здорового образа жизни - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Организован лекторий для родителей по теме «Здоровый образ жизни» (где проводятся встречи с врачами, психологами, педагогами).
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку спортивные игры и состязания.
Весёлая атмосфера на праздниках способствует пробуждению у них интереса к общения со своими детьми.
Литература.
- Алябьева Е.А.Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.
- Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках / С.В.Бутова //Начальная школа.- №8.- 2006.-с.98.
- Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе/ Л.Н.Елизарова, С.Н.Чирихин// Начальная школа. - №9.- 2000. – с.93.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/Е.П.Митина//Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.
- Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы. - №8. – 2007. – с.69.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"
Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....
Методическая разработка - 2012 год "Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов".
· Цель и задачи·...
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....
Формирование навыков здорового образа жизни
Разрабртки занятий для 1 класса...
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
Формирование навыков здорового образа жизни
Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, что вызывает обеспоокенность многих ученых и специалистов. Первостепенная роль в сохране...