технология проведения родительского собрания
методическая разработка

технология проведения родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_provedeniya_roditelskogo_sobraniya.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проведения и оценивания родительского собрания

 по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA

WorldSkillsInternational – движение, целью которого является развитие профессионального образования, продвижение рабочих профессий путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире.

Особое внимание в рамках Чемпионата в компетенции «Преподавание в младших классах» мы обратили на конкурсное задание «Разработка и проведение интерактива (родительского собрания)». Радует, что экспертным сообществом разработаны критерии оценивания этого задания. Именно они и стали отправной точкой при проведении собрания.

Само название конкурсного задания – интерактив, уже диктует нам определенные условия его проведения. Обычно родительские собрания в школе носят лекционный характер, плюс приглашение специалистов и раздача памяток родителям. Но интерактив предполагает взаимодействие посредством диалога, в котором родители тоже являются активными участниками.

Изучив критерии, мы определили структуру подготовки к родительскому собранию. Она включает следующие моменты:

1.      Определение цели.

2.      Изучение научно-методической литературы.

3.      Проведение микроисследований.

4.      Определение вида, формы, этапов собрания, способов и приёмов работы его участников.

5.      Выбор формы приглашения родителей.

6.      Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.

7.      Оборудование и оформление помещения для собрания.

 

Методические приёмы для эффективного родительского собрания можно сгруппировать в зависимости от этапов родительского  собрания, на котором они могут быть использованы:

•        мотивационно-целевой этап;

•        диагностический этап;

•        основной этап – изучение теоретической информации;

•        отработка практических навыков;

•        заключительный этап (подведение итогов собрания, рефлексия).

Мотивационно-целевой этап

Цель: замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого можно с успехом использовать метафору. Метафора – это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения.

Рисунки-метафоры педагога-психолога С.Цветковой «Вопросы воспитания в картинках»:

•        губка

•        замок и ключи

•        рюкзак

•        лебедь, рак и щука 

Рисунок – метафора «Губка»

(затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

– Что изображено на картинке?

– Губка (родители).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

– Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).

Обсуждение притч, демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам восточных притч, с последующим их обсуждением. Например, «Все оставляет след», «Индивидуальный подход», «О материальности мыслей», «Всё познается в сравнении», «Всё в твоих руках» и др.

Также можно использовать мудрые изречения философов, цитаты писателей.

После этого формулируется цель встречи с родителями - цель родительского собрания. Причем цель могут сформулировать родители самостоятельно, либо вместе с учителем  по наводящим вопросам.

Диагностический этап

Использование экспресс-анкет

Основной этап – изучение теоретической информации

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.

Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.

Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).

Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.

Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».

Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

 https://documents.infourok.ru/cb586e22-bd1f-4bda-85c6-9e1681bcdcbb/0/image001.png

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника».

А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Отработка практических навыков

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях.

Интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».

Заключительный этап (подведение итогов собрания, рефлексия)

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.

Упражнение «Портфельчик с полезностями». В начале род.собрания раздаются каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик», и предлагается заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.

По окончании родительского собрания акцентируется внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе встречи.

Практически каждое родительское собрание завершается раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.

Показателем результативности будет активность родителей на собрании, открытость в обсуждении проблем, 100 % явка на следующие собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Проведение родительских собраний.

Первое родительское собрание в 1 классе...

Рекомендации для проведения родительских собраний

Представлены конспекты проведения родительских собраний вместе с детьми....

Анкеты, тесты для проведения родительских собраний

Данные анкеты, тесты помогут при проведении родительских собраний...

Технология проведения родительского собрания

Формы проведения родительского собрания. Тематика родительского собрания. Функции классного руководителя. Памятка для педагога....

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...

Технология подготовки и проведения родительского собрания

Технология подготовки и проведения родительского собрания...