классный час
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО участника экзамена | Маркина Ирина Михайловна |
Тема мероприятия | Я – гражданин России. |
Цель мероприятия | Создание условий для знакомства учащихся с основными символами современной России и формирования гражданских качеств: знания законов и мотивации к их выполнению, знания своих гражданских прав и обязанностей. |
Задачи мероприятия | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Форма мероприятия | Путешествие по станциям |
Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии | Словесный метод(беседа), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой методы. ТСО |
Ход внеклассного мероприятия
Этап планируемого мероприятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность обучающихся |
Подготовительный этап | Приветствие. Мотивация. - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, меня зовут Ирина Михайловна, и сегодняшнее занятие у вас проведу я. -Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на наше занятие. - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением; - Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками; - Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить; - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. - Думаю, что теперь можно начать работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
Основной этап | - Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для каждого из нас. Мне хочется начать со стихотворения Романа Сефа «Необычный пешеход». Кто по улице идет? Hеобычный пешеход. У него пятьсот имен: Hа заводе слесарь он, В яслях он - родитель, В кинотеатре - зритель, А пришел на стадион - И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он - мечтатель в дни весны, Он - защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду - Гражданин своей страны! - Ребята, подумайте и скажите, о ком же это стихотворение? - Верно, о гражданине. Формулирование темы и цели занятия: - А в какой стране живем мы с вами, ребята? (В России) - Скажите, могу ли я к вам обратиться как к гражданам Российской Федерации? - Да, конечно. Посмотрите на слайд и самостоятельно сформулируйте тему нашего занятия. (Я – гражданин России) - Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям со знаниями, в котором на каждой из остановок нас ждут увлекательные задания и новые знания. - Давайте сформулируем цель, к которой будем двигаться в течение нашего путешествия. Поработайте в парах у вас на карточках и сформулируйте цель из перепутанных слов. - Чтобы проще было достигнуть цели, составим план, по которому пройдет наше с вами путешествие. Вставьте слова так, чтобы у нас получился полноценный план. 1. Познакомиться с основными символами государства 2. Узнать, кто такой гражданин России, его права и обязанности. - Молодцы, ребята. Начинаем наше путешествие с первой станции. Игра «Камушки». Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их. -Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?( Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.) - Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране, у всех нас одна родина – Россия. - А с чем ассоциируется родина у каждого из вас. Давайте сыграем в игру и узнаем. : Родина - это ... (Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом) - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? Наша Родина –Россия. Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. - А как вы думаете, ребята, должны ли мы знать историю своей страны, ее государственные символы? - Конечно, вы правы, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы. -Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Назовите основные символы нашего государства, отгадав загадки. У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг - С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный ...(ФЛАГ) На свете много песен разных, Он дополняет гимн и флаг, - Молодцы, ребята. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. - Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России? - А кто может описать их? (Ответы учащихся). - Ребята, а почему мы часто употребляем выражение ''московское время''? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся). Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя. Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зеленый наряд - леса. - А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много стихов, пословиц о ней. - А вы знаете пословицы о Родине? (Ответы учащихся.) - Давайте поиграем. Поработаем в группах и узнаем, кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.(на столах в файлах на листочках записаны слова, которые нужно собрать в пословицы и объяснить их смысл). Где кто родится, там и пригодится. Если народ един, он непобедим. Кто за Родину горой, тот и герой. - Проверим, как вы справились с заданием. (ПРОВЕРКА) - -Послушайте одну историю: Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут». Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». - Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине. -Кто-нибудь из вас испытывал это чувство? - Как видите, иногда, чтобы полюбить родную страну, нужно оказаться вдали от неё. А любить нашу страну есть за что. Как вы думаете, за что? (ответы учащихся) - Прежде всего, за то, что это наша родная земля, земля наших предков. - Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Какие? ( Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.) - Есть реки – большие, многоводные? ( Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.) -Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может сказать о себе: «Я – гражданин своей Родины». - Вот мы с вами и оказались на следующей станции. - Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН. -На каком уроке мы с ним уже познакомились? - Интервью «Кто такой гражданин?» (Дают ответы желающие) - Найдите в словаре значение слова «гражданин» ( «Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.) «А что такое гражданин? Отечества достойный сын» - Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (ответы записываются на доске)
- Посмотрите, ребята, как называется этот документ? (Слайд свидетельство о рождении.) - Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.) - Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны, вы являетесь гражданином России, Российской Федерации.) - А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет) Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России. - Молодцы. С давних времён люди гордятся своей страной, защищали её в своё время. А как вы думаете, а в настоящее время остались граждане России? - Посмотрите на экран. Вы знаете этого человека? Я хочу вам о нём немного рассказать. Это Леонид Рошаль – известный детский врач. Известный не только в России, но и других странах. Он создал группу врачей, которые помогают детям в России и детям в других странах. - Можно его назвать гражданином России? Почему? - А можно сказать, что его доброе дело прославляет Россию? - А теперь давайте сами будем определять, что должен каждый гражданин. ( работа на карточках). Соедините слова правого столбика со словами левого столбика. ГРАЖДАНИН ДОЛЖЕН - знать (права) - выполнять (обязанности) - любить (свою Родину) - беречь (природу) - защищать (территорию) - приумножать (богатство) - гордиться (культурой, языком) Вы справились с заданием. А, вы, соблюдаете эти правила? - А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу – Конституция РФ) Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. - Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы? Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в - Что же такое конституция? Найдите в словаре значение этого слова. Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. - А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам. Игровые ситуации. 1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски? 2. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь) 3. Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь?
4. Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора? 5. Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища Мини-итог. - У каждого есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других ... Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России. - Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Назовите этих людей. - Что важного сделали они в этой жизни для России? (выступления учеников с сообщениями о известных личностях России) - Молодцы, ребята. Какие бы качества гражданина вы бы взяли от этих людей? Так каким должен быть маленький гражданин России? - Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем. Берегите Россию- Нет России другой, Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию, Без нее нам не жить. Берегите ее, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию- Нет России другой. А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства. РАБОТА С КРОССВОРДОМ - А теперь давайте закрепим наши знания. Если вы правильно разгадали кроссворд, по вертикали должно получиться слово «родина» 1.Государственный символ в виде двуглавого орла. 2. Основной закон нашей страны. 3. Всенародно избранный глава государства. 4. Государство, в котором мы живём. 5.Государственный символ, сопровождаемый музыкой. 6 Российский триколор. -Молодцы, ребята. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в парах, выполняют задание на карточках. Формулируют тему, цель, план занятия. Рассматривают камушки, отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. Работают в группах, собирают пословицы. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в группах, составляют рассказы. Работают со словарем. |
Заключительный этап | - Наше занятие подошло к концу, достигли ли мы его цели? - Что нового вы для себя узнали? -Молодцы. -Спасибо за плодотворную работу. Я очень довольна вашей работой, надеюсь, что и вы испытали от нашего общения удовольствие и пользу. Уверена, что в будущем вы проявите себя настоящими творцами и замечательными гражданами своей страны. И в память о нашей встрече я хочу подарить вам бейджики с надписью «Я – гражданин России». До свидания. | Подводят итог вместе с учителем, отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...