ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.
статья

Цыбуля Юлия Ивановна

Данный материал будет полезен классным руководителям и воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.И.Цыбуля

воспитатель

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

г. Алексеевка,

Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в то же время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали «сами пели хвалебные гимны своей стране», то сейчас о ней говорят негативно. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта - это процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек, нравственного поведения, воспитания эстетических взглядов, уважения к традициям своего народа, страны, школы, любви к родному краю. В младшем школьном возрасте у детей поверхностные знания о родном городе, о крае, о Родине в целом. Поэтому формирование патриотических качеств личности можно начать со знакомства с традициями христианской культуры, с обычаями русского народа, максимально приблизив их к современной жизни, подчеркнув тем самым связь времён и поколений. Духовная музыка, церковная архитектура, живопись - величайшее художественное наследие русского народа - должны выполнить свою роль в воспитании высоконравственных качеств характера наших воспитанников.

 Перед нами педагогами стоят следующие задачи:

1. Формировать патриотические ценности.

2. Формировать чувства причастности к национальному достоянию своего народа, к его духовной культуре.

3. Формировать бережное отношение к природе и ко всему живому.

4. Приобщать к народным обычаям и традициям.

5.Воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.

6. Развивать умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории.

7.Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей их традициям;

8. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

9.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности на занятиях, в играх, в труде, в быту. Для решения этих задач необходимо создать систему мероприятий, основанных на народных традициях и обычаях. Основная форма работы - это систематические интегрированные  мероприятия, а также праздники, на которых дети - основные участники событий. На занятиях присутствуют различные виды деятельности: беседы, прослушание духовной музыки и разучивание духовных песен, музыкально - ритмическая деятельность, рисование, посещение храма, музея, чтение художественной литературы, подготовка и проведение основных христианских праздников и др.

Знакомство детей с родным краем происходит на таких занятиях как: «Подаренное солнцем масло», «Алексеевка – край подсолнечный», «Алексеевка в годы ВОВ», «Слобода Алексеевка», «Белгородчина родная». Проведены экскурсии в краеведческом музее, у памятника Д.С.Бокареву, на предприятие «Алексеевские традиции». Во время знакомства с родным городом детям предлагались игры «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники родной страны», «Угадай знакомые места». Накануне 23 февраля и 9 мая проводятся уроки мужества «Никто не забыт…», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Вахта памяти» и др. Во время занятий в объединении дополнительной деятельности детям предлагается создавать композиции, аппликации на тему «Мой родной край», «Моя малая Родина»,  «Мой дом» и др. Оформлен уголок патриотического воспитания и пополнена классная библиотека литературой о родном крае.

Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Все больше возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племён. Для знакомства детей с культурным наследием предков избран принцип перехода от хорошо знакомого к новому, от частного к общему, от простого к сложному. Патриотическое отношение формируется в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов.

Библиографический список

1.  Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.  Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.

3.   Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-мето- дическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Формирование патриотического отношения к малой родине

     В предлагаемой  статье  изложены формы  и  методы  историко- краеведческой  деятельности  в 1-4 классах. Статья адресована  учи...

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в духов...

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

Формирование патриотического отношения к малой родине у младших школьников на уроках.

Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные  предпосылки для формирования патриотического отношения к малой родине....

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....

Формирование патриотического отношения к малой Родине .

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе у каждого человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам. Народная мудрость гласит: «Без корня и п...