Внеурочная деятельность.Рабочая программа"Занимательная математика"2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта НОО,разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.
Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_2021-2022.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №6
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ,ЭК __________С.В.Антакова Протокол №__1___ от «__26__»_08____2022г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ ЯСШ № 6 __________ С.И.Крупиневич ФИО от «__26_»__08_____2022г. | «Утверждено» Пр. № __116_ от «__26__» августа 2022г. Директор школы __________Т.С.Никитенкова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
для __3____ класса
Учитель: С. В.Антакова
Квалификационная категория: первая
2022/2023 уч. год
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта НОО,разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011./.
Количество часов: 34 ч (34 учебные недели), в неделю 1 час.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические закономерности» с целью исследования логического аспекта математического мышления.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Методы и средства обучения
В работе с детьми будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки»
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.
При первоначальном введении основных геометрических понятий (точка, линия, плоскость) используются нестандартные способы: создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение несложных на первых порах практических работ, приводящих к интересному результату. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур и выявления их основных свойств, отыскание введенных геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий. Для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 3 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов. | -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. |
Содержание программы
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. |
2 | Мир занимательных задач. | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. |
3 | Геометрическая мозаика. | Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. |
Основное содержание курса
Разделы и темы программы | Характеристика деятельности |
Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». Математические головоломки, занимательные задачи. |
«Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
Волшебные переливания | Задачи на переливание. |
В царстве смекалки | Решение нестандартных задач. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
«Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.; конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» (из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»). |
«Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Составление и заполнение числового кроссворда (судоку). Составление и заполнение числового кроссворда (какуро). |
Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. |
Выбери маршрут | Единицы длины. Километр. Составление карты путешествия на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостаю-щими данными. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. |
Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда. Сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, день, сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. |
Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование |
Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. |
Тематическое планирование Содержание программы
Геометрическая мозаика
Удивительная снежинка. Крестики-нолики. Математические игры. Прятки с фигурами.
Секреты задач. «Спичечный» конструктор. Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. «Шаг в будущее». Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. Тайны окружности. Математическое путешествие. Новогодний серпантин. Математические игры. «Часы нас будят по утрам…». Головоломки. «Что скрывает сорока?». Интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В царстве смекалки. Составь квадрат
Мир занимательных задач. Математические фокусы. Математическая эстафета.
Универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом;
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | |
2 | «Числовой» конструктор | 1 | |
3 | Г еометрия вокруг нас | 1 | |
4 | Волшебные переливания | 1 | |
5-6 | В царстве смекалки | 2 | |
7 | «Шаг в будущее» | 1 | |
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | |
10 | Числовые головоломки | 1 | |
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | |
13 | Математические фокусы | 1 | |
14 | Математические игры | 1 | |
15 | Секреты чисел | 1 | |
16 | Математическая копилка | 1 | |
17 | Математическое путешествие | 1 | |
18 | Выбери маршрут | 1 | |
19 | Числовые головоломки | 1 | |
20-21 | В царстве смекалки | 2 | |
22 | Мир занимательных задач | 1 | |
23 | Г еометрический калейдоскоп | 1 | |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | |
25 | Разверни листок | 1 | |
26-27 | От секунды до столетия | 2 | |
28 | Числовые головоломки | 1 | |
29 | Конкурс смекалки | 1 | |
30 | Это было в старину | 1 | |
31 | Математические фокусы | 1 | |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | |
34 | Математический лабиринт | 1 | |
Итого: 34 ч |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 | КЛАСС | ||
№ | Дата | Тема | Содержание занятий |
1 | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |
2 | «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, ... , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300, 400, ... , 900. |
3 | Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |
4 | Волшебные переливания | Задачи на переливание. | |
5-6 | В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
7 | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |
8-9 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | |
10 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |
11 12 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |
13 | Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, ... , 15. | |
14 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). | |
15 | Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | |
16 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |
17 | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 + 150= 670 | |
18 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | |
19 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
20 21 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
22 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | |
23 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | |
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |
25 | Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
26 27 | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | |
28 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | |
29 | Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |
30 | Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | |
31 | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | |
32 33 | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | |
34 | Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |
Итого: 34 ч |
Календарно-тематическое планирование «Занимательная математика 2 класс
Модуль «Геометрия вокруг нас»
№ п/п | Тема | Характеристика основной деятельности обучающегося | Кол-во часов | Дата |
Геометрическая мозаика | ||||
1 | Удивительная снежинка | Работают с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | 1 | |
2 | Крестики-нолики | Играют в «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм». Играют в игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (складывают, вычитают в пределах 20). | 1 | |
3 | Математические игры | Играют в «Русское лото». Строят математические пирамиды: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | 1 | |
4 | Прятки с фигурами. | Ищут заданные фигуры в фигурах сложной конфигурации. Решают задачи на деление заданной фигуры на равные части. | 1 | |
5 | Секреты задач | Решают нестандартные и занимательные задачи, и задачи в стихах. | 1 | |
6 - 7 | «Спичечный» конструктор | Строят конструкции по заданному образцу. Перекладывают несколько спичек в соответствии с условиями. | 2 | |
8 | Геометрический калейдоскоп | Конструируют многоугольники из заданных элементов. Составляют картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | 1 | |
9 | Числовые головоломки | Решают и составляют ребусы, содержащие числа. Заполняют числовой кроссворд (судоку). | 1 | |
10 | «Шаг в будущее» | Собирают конструкторы: «Спички». Играют в игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | 1 | |
11 | Геометрия вокруг нас | Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. | 1 | |
12 | Путешествие точки | Строят геометрические фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверяют работу. Строят собственный рисунок и описывают его шаги. | 1 | |
13 | Шаг в будущее | Собирают конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы». Играют в игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | 1 | |
14 | Тайны окружности | Распознают (находят) окружности на орнаменте. Составляют (вычерчивают) орнамент с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | 1 | |
15 | Математическое путешествие | Вычисляют в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываю. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 | 1 | |
16 - 17 | Новогодний серпантин | Работают в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работают на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | |
18 | Математические игры | Строят математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работают с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | 1 | |
19 | «Часы нас будят по утрам…» | Определяют время по часам с точностью до часа. Рассматривают часовой циферблат с подвижными стрелками. Собирают конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | 1 | |
20 | Геометрический калейдоскоп | Выполняют задания на разрезание и составление фигур. | 1 | |
21 | Головоломки | Расшифровывают закодированные слова. Восстанавливают примеры: объясняют, какая цифра скрыта; проверяют, перевернув карточку | 1 | |
22 | Секреты задач | Решают задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными, и нестандартные задачи. | 1 | |
23 | «Что скрывает сорока?» | Решают и составляют ребусы, содержащие числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | 1 | |
24 | Интеллектуальная разминка | Работают в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работают на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | |
25 | Дважды два — четыре | Играют в игры «Говорящая таблица умножения», «Математическое домино». Собирают математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Работают с математическим набором «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. | 1 | |
26 - 27 | Дважды два — четыре | Играют с кубиками (у каждого два кубика). Записывают результаты умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Играют в игру «Не собьюсь». Выполняют задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» | 2 | |
28 | В царстве смекалки | Собирают информацию и выпускают математическую газету (работают в группах). | 1 | |
29 | Интеллектуальная разминка | Работают в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работают на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | |
30 | Составь квадрат | Выполняют задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | 1 | |
31 - 32 | Мир занимательных задач | Решают задачи, имеющие несколько решений, нестандартные задачи, задачи и задания, допускающие нестандартные решения и обратные задачи и задания. Слушают и решают задачу «о волке, козе и капусте». | 2 | |
33 | Математические фокусы | Отгадывают задуманные числа. Читают слова: слагаемое, уменьшаемое и др. | 1 | |
34 | Математическая эстафета | Решают олимпиадные задачи | 2 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Внеурочная деятельность.Рабочая программа 3 класс. Занимательный русский язык.
Радуга творчества 3 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности. Тематическое планирование....
План - конспект внеурочного занятия по программе "Занимательная математика"3 класс 21 век
Старинные русские единицы измерения длины и массы....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс
Рабочая программа по курсу "Занимательная математика "1 класс....
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Занимательная математика" 1 класс...
Внеурочная деятельность.Рабочая программа"Занимательная математика"3 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государс...
Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа внейрочной деятельности, для учащихся 1-4 классов "Занимательная математика"...