Главные вкладки
Блоки Дьенеша кaк cрeдcтвo рaзвития логического мышления у дeтeй 6 – 7 лет
статья (1 класс)
Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности. Одной из важных сторон развития личности дошкольника является развитое логическое мышление. Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а, значит, развитие логического мышления – залог будущей жизненной успешности детей.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и, в частности, для математического развития, мыслительные логические умения во время дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием, на наш взгляд, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Эта замечательная игра собрала в себе черты яркого привлекательного конструктора и развивающей игры. Играя в блоки Дьенеша, дошкольники с лёгкостью овладевают сложными логическими действиями и операциями. У дошкольников развиваются умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», они учатся с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denesha_kak_credctvo_razvitiya.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Блоки Дьенеша кaк cрeдcтвo рaзвития
логического мышления у дeтeй 6 – 7 лет
Дошкольное детство - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, время первоначального становления личности. Одной из важных сторон развития личности дошкольника является развитое логическое мышление. Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а, значит, развитие логического мышления – залог будущей жизненной успешности детей.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и, в частности, для математического развития, мыслительные логические умения во время дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием, на наш взгляд, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Эта замечательная игра собрала в себе черты яркого привлекательного конструктора и развивающей игры. Играя в блоки Дьенеша, дошкольники с лёгкостью овладевают сложными логическими действиями и операциями. У дошкольников развиваются умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», они учатся с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Логические блоки придумал Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский профессор, математик, психолог, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика» ("New mathematics"), идея которой заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики». Он разработал теорию о шести стадиях игры с блоками для изучения математики:
1. На первом этапе Дьенеш советует просто познакомить детей с данным дидактическим пособием – дать детям фигуры в свободный доступ. Пусть они их трогают, внимательно рассматривают, ощупывают, изучают самостоятельно, играют с ними по собственному усмотрению. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, толщину, размер. После того, как дошкольники познакомятся с блоками, можно предлагать небольшие несложные задания, например, отобрать из представленного материала только красные фигуры или распределить блоки по размеру, по толщине и т.п. Можно предложить собрать для медвежонка все красные фигуры, для куклы – все синие, а для котика – все желтые. Можно предложить найти фигуры, похожие на предложенную (например, треугольную) и т.д.
2. Постепенно осуществляется плавный переход на вторую стадию – на стадию «правила игры». Без знания правил игры дети не смогут решить поставленные задачи от начала до конца.
3. На третьей стадии происходит процесс сравнения. После того, как педагог вместе с детьми уже использовали несколько игр, наступает этап сравнения содержания данных игр. Дьенеш призывает обучать детей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но использовать при этом различный дидактический материал. Эта стадия развивает абстрактное мышление у дошкольников.
4. Четвертая стадия помогает дошкольникам в ходе игры воспринимать абстрактный смысл чисел. Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.
5. На пятой стадии дети приходят к пониманию, что серия из двух или нескольких шагов приводит к одному результату. Дьенеш назвал данную стадию символической. Для описания игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. В процессе игры ребенок сам создает свои собственные символические системы.
6. На шестой стадии, которая является длительнее всех предыдущих, предлагаются различные варианты описания игр, определяются специфические правила, позволяющие подойти к необходимым логическим выводам. Дети совместно с педагогом исследуют содержание понятий аксиома и теорема, изучают правила перехода от аксиом к теоремам. Даже не используя в речи названия «аксиома» и «теорема» дети, научившиеся играть с блоками, способны уяснить смысл этих понятий, способны доказывать высказанное суждение, что является доказательством развитости их логического мышления.
В педагогической литературе блоки Дьенеша можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается их направленность на развитие логического мышления. В современной практике работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях находят место два вида подобного логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками Дьенеша, плоскостной — логическими фигурами Дьенеша. На наш взгляд, объёмный вариант, логические блоки Дьенеша, наиболее эффективны в работе с детьми подготовительной к школе группы детского сада.
Так в чём же их привлекательность и польза? Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение не только для развития логического мышления дошкольников 6 – 7 лет, но и для их общего всестороннего развития:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у дошкольников логического мышления, помогают овладеть основными логическими приёмами – выявление и абстрагирование свойств предметов, сравнение, классификация, обобщение.
3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно до четырёх свойства объект, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики, как алгоритмы, кодирование информации, логические действия и операции.
5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся строить фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.
6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
2. Цветом - красные, желтые, синие.
3. Величиной- большие и маленькие.
4. Толщиной - толстые и тонкие.
Таким образом, в наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические блоки представляют собой эталоны форм, геометрических фигур, и каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, величиной , толщиной.
Кроме фигур (блоков Дьенеша) в набор входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также входит комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств путём подбрасывания кубика, а это всегда нравится детям.
Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей дошкольного возраста. Логические блоки Дьенеша помогают дошкольникам в игре осознать такие сложные для них, на первый взгляд, понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий. Комплект логических блоков Дьенеша дает возможность вести детей 6 – 7 лет в развитии их логического мышления от возможности оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками Дьенеша дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), а в дальнейшем учатся сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Позже дети овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам — по цвету и по форме, по форме и по размеру, по размеру и по толщине и т. д. В дальнейшем происходит усложнение до трёх свойств одновременно (цвет, форма и размер; форма, размер и толщина; цвет, размер и толщина) и до четырех свойств (цвет, форм, размер и толщина). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Позже у детей развивается способность к логическим действиям и операциям (ссылка "Логика и математика для дошкольников". Авторы Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая)
Таким образом, игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша доступно в игровой форме знакомят дошкольников 6 – 7 лет не только с формой, цветом, величиной и толщиной объектов, но и с математическими представлениями и основами информатики, одновременно развивая у детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блоки Дьенеша.
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями....
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
Кружок "Юные гении"(Блоки Дьенеша)
Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффекти...
СТАТЬЯ О РАБОТЕ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
СТАТЬЯ О РАБОТЕ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША...
логические блоки Дьенеша
Методическая работа с логическими блоками Дьенеша на уроках и во внеурочное время...
Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...
Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Многие развивающие методики совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш посвятил исследованиям, препода...