Кружок "Юные гении"(Блоки Дьенеша)
методическая разработка на тему
Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunye_genii.docx | 17.12 КБ |
planirovanie.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота.
Развивающие:
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
- Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме), обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, форме и т.д.).
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут.
Численность детей в кружке – 19 человек делятся на 3 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 4-6 года.
Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 3 детей.
- Схемы для составления изображения
с помощью блоков Дьенеша. - 1 на всех детей.
Для закрепления полученных знаний включать в последнюю часть в занятия с блоками Дьенеша дидактическую игру «цвет и форма», где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Развивающая среда | Стр. |
1 | «Помоги Чебурашке» | Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. | Набор блоков Дьенеша. Игрушка Чебурашка. | 8-9, Кн. № 1 |
2 | «Равенство» | Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Воспитывать в детях дружелюбие. | Две коробки с одинаковыми наборами блоков. | 20, Кн. № 3 |
3 | «Лабиринт» | Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур (цвет, размер, форма). Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное мышление. | Лабиринт, домик с любимыми игрушками. Набор блоков Дьенеша. Карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма). | 9-10, Кн. № 1 |
4 | «С двумя обручами» | Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. | Два обруча. Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки. | 10, |
5 | «Разложи пропущенные фигуры» | Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур. | Набор блоков Дьенеша. Таблицы с изображением геометрических фигур разных комбинаций. | 11, Кн. № 1 |
6 | «Найди меня» | Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. | Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки. | 11-12, Кн. № 1 |
7 | «Поле чудес» | Развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение читать кодовые обозначения блоков и описывать блоки с помощью кодов. | Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки. Вращающийся барабан «Поле чудес». | 18, Кн. № 3 |
8 | «Вырастим цветы» | Развивать творческое и пространственное воображение, логику. Мышление. Развивать конструктивные способности. Упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знания цифр от 1 до 10. Упражнять в умении читать кодовое обозначение блоков. | Набор блоков Дьенеша. Листы бумаги. Шапочка Зайца и корзинка. | 12-13, Кн. № 1 |
9 | «Волшебное дерево» | Развивать представления о символическом изображении предметов, умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление. | Наглядность с изображением дерева без листьев. Набор блоков Дьенеша. | 13-14, Кн. № 1 |
10 | «Олимпийские кольца» | Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление. | Набор блоков Дьенеша. Таблицы. | 14-15, Кн. № 1 |
11 | «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» | Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику рук. | Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки. | 15, Кн. № 1 |
12 | «Пирамида» | Закрепить представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовое обозначение. Развивать конструктивные умения, воображение, фантазию и творчество. | Набор блоков Дьенеша. Кодовые карточки. | 16, Кн. № 1 |
13 | «Найди такую же» | Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме. | Игровая карта, заполненная различными блоками. | 17, Кн. № 1 |
14 | «Улитка» | Упражнять в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. | Игровое поле с изображением спирали. Набор блоков Дьенеша. Цветные карандаши. | 17 |
15 | «Кроссворды с блоками или угадай, что получится» | Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое. | Набор блоков Дьенеша. Кроссворды. | 19 |
16 | Головоломка «Треугольник» | Развивать умение составлять предмет из частей. Закреплять представление целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. | Карточка из картона с изображением фигур. | 26 |
17 | «Волшебные ступеньки» | Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие и шершавые; количественный и порядковый счёт, счёт на слух. Закреплять геометрические фигуры с помощью знаков, понятие «тяжёлый - лёгкий», развитие мелкой моторики рук. | Набор блоков Дьенеша, геометрические тела, пластмассовые кубики «шуршалки - шумелки», мягкие игрушки | 33-35 |
18 | «В гостях у друзей» | Закрепить понятия соотношения количества предметов с цифрой, обозначающий это количество. Счёт : количественный и порядковый, соседи числа, задачи на увеличение и уменьшение числа (сложение, вычитание), составление, изображение предметов с помощью блоков. Формирование понятий «Лёгкий – тяжёлый», путём проведения опыта. | Карточки с изображением животных от 1 до 10, цифры для карточек, наборы блоков Дьенеша, таз с водой, предметы: деревянный кубик, резиновый мячик, пластилиновый шар, 4 пакета, содержащие вещества, имеющие запахи. | 34-35 |
19 | «Домики» | Закрепление с детьми ориентировки в пространстве, понятие «Линия», «Кривая», «Прямая», «Ломаная», счёт: количественный и порядковый, счёт на слух. | Бумажные полосы – прямая и кривая, мягкие игрушки, шуршалки, шумелки, наборы блоков Дьенеша. | 37-39 |
20 | «Сказка о геометрических фигурах» | Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру. Учить систематизировать и классифицировать их по признакам. Формировать представления о количественном составе числа 3, упражнять в счёте. Развивать конструктивные способности, логическое мышление, внимание, речь. | Наборы блоков Дьенеша, игровой квадрат Воскобовича, карточки с цифрами, волшебные верёвочки. | 39-40 |
21 | «С двумя обручами» | Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ», классификация по двум свойствам. | Два обруча, комплект фигуры, карточки с символами. | 41-43 |
22 | «Лабиринт» | Учить детей описывать и находить по описанию геометрические фигуры. Деление множества геометрических фигур на подмножества. | Лабиринт из белой бумаги, домик с заколдованными зверюшками, схемы деления на подмножества, набор геометрических фигур. | 44 |
23 | «В волшебном лесу» | Учить детей описывать геометрические фигуры с помощью знаков, формировать представления о символическом изображении вещей. | Блоки Дьенеша разного цвета, формы, размера; карточки с изображением знаков, снежинки из белой бумаги, игрушки-зверушки, кукла Белоснежка. | 45-46 |
24 | «Математика в сказках» | Учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, находить место натурального числа в числовом ряду, развивать умение логически мыслить, выделять признаки предметов. | Наборы геометрических фигур Дьенеша для выкладывания изображения машины и домика. | 46-47 |
25 | «Путешествие по Волшебной стране» | Упражнять в узнавании геометрических фигур по логическим блокам Дьенеша, группировать их по размеру, форме и толщине, закреплять знание о числах и цифрах в пределах 5, учить делать простейшие выводы, логическое умозаключение. Активизировать словарный запас за счёт пословиц, поговорок, стихов. Формировать доброе отношение друг к другу. | Телеграмма, наборы блоков Дьенеша, карточка с пословицами, поговорками, наборы геометрических фигур. | 49-50 |
26 | «Прямоугольник и квадрат» | Сформировать у детей представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры. Развивать умение наблюдать и сравнивать. | Рисунки геометрических фигур для иллюстрирования геометрической сказки. | 51-53 |
27 | «Космическое путешествие» | Закрепить счёт в пределах 10 (прямой, обратный), состав числа. Совершенствовать умение составлять целое из частей. Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трём свойствам, (цвет, форма, размер). Развивать логическое мышление, внимание, воображение. | Цифры, знаки +, -, =. Геометрические фигуры. 3 обруча разного цвета. Набор блоков Дьенеша. Музыкальные вставки. Листы бумаги в клетку с заданиями. Карандаши простые и цветные. | 54-56 |
28 | «Математическая тропинка» | Упражнять детей в счёте от 1 до 10. Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам. Закреплять знания о днях недели, упражнять в выполнении арифметических действий, в распознании букв. Воспитывать дружеские отношения. | Карточки в виде стрел, на которых с одной стороны стоят цифры от 1 до 10, с другой – условия задания. Игра «что лишнее», блоки Дьенеша. Карточка с зашифрованными заданиями. Карточки с цифрами от 1 до 10. | 57-59 |
29 | «Сюрприз» | Закрепить счёт от 1 до 10. Формировать представления о смежных числах. Развивать умение классифицировать , решать логические и арифметические задачи. | Карточки с цифрами, обручи, блоки Дьенеша, листы в клетку. | 59-60 |
30 | «Чудесные кольца» | Разнообразить занятия, игры детей с логическими блоками Дьенеша, развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закрепить знания детей о признаках геометрических фигур. | Набор блоков Дьенеша. Кольца. | 61-62 |
31 | «Весёлые приключения» | Развивать логическое мышление, умение различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | Набор блоков Дьенеша, кодовые карточки, разноцветные полоски бумаги, большие и маленькие ворота. | 63-64 |
32 | «Осень» | Развивать логическое мышление, умение классифицировать и обобщать. Закреплять знание о цвете, форме, размере. Упражнять в счёте, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивать внимание, память, речь. | Разноцветные осенние листья разных деревьев из бумаги. Обручи. Набор блоков Дьенеша. Карточки, алгоритмы, плоскостные фигуры грибов, зонт. Заготовки для аппликации, кисти. | 65-67 |
33 | «Мы всезнайки» | Развивать творческое воображение, логику, мышление. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве, пользуясь планом. Закрепить счёт в пределах 10, знание о свойствах геометрических фигур. | Набор блоков Дьенеша, карточки с планом группы, обручи, счётные палочки, тетради, игрушка Хрюша. | 67-69 |
34 | «Гуси-лебеди» | Закрепить счёт в пределах 10. Группировать предметы по форме, цвету, размеру. Ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать монологовую речь. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду. | Счётная линейка, две корзинки «пирожки» разные по форме, цвету, размеру, набор логических блоков Дьенеша. Набор цифр. Счётные палочки. Карандаши. Листочки в клетку. | 70-72 |
35 | «К сказочным героям» | Продолжать формировать творческое воображение. Развивать умение пользоваться схемами. Закрепить навыки прямого и обратного счёта до 10. | Блоки Дьенеша, задания-схемы. | 33 –35, Кн. № 2 |
Литература
1. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Старший возраст. Выпуск 1. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2007.
2. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Старший возраст. Выпуск 2. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2007.
3. Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Блоки Дьенеша. Младший возраст. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блоки Дьенеша.
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями....
Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
СТАТЬЯ О РАБОТЕ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
СТАТЬЯ О РАБОТЕ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША...
логические блоки Дьенеша
Методическая работа с логическими блоками Дьенеша на уроках и во внеурочное время...
Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...
Блоки Дьенеша -средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Многие развивающие методики совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш посвятил исследованиям, препода...
Блоки Дьенеша – эффективное средство сенсорного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
развитиее сенсорных эталонов...