Педагогические ситуации и конфликты
статья
Предварительный просмотр:
Педагогические ситуации и конфликты
Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Значение педагогических ситуаций огромно. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой «архив» ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.
Для решения педагогических ситуаций есть свой алгоритм. Если кратко, то это: оценка ситуации, прогнозирование, решение. Именно так нужно мысли в любой сложившейся ситуации.
Я работаю в школе первый год. У меня два класса: второй и четвертый. И, конечно же, за этот год произошло немало различных ситуаций. Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося. Некоторые ситуации не всегда могут быть разрешены немедленно.
В моем классе есть мальчик из неблагополучной семьи. Во втором классе он не умеет читать, писать под диктовку, записывать и решать задачи. Все это произошло из-за запущенности ребенка родителями. Мальчик с 1 сентября был очень сложным, но на него можно было воздействовать. До определённого момента. Все началось после зимних каникул. Ребенок пришел в школу совершенно другим. Если раньше он реагировал на замечания, сдерживал себя и свои эмоции, хотя бы немного работал на уроке и не отвлекал других детей, то сейчас, все было наоборот. Он начал хамить, оговариваться, не реагировать на замечания, делать то, что он хочет, не слушая ни меня, ни других учителей, его не могли остановить ни завучи, ни социальный педагог. Ребенок работал на уроке только при стоящем рядом учителе, при этом пересесть за первую парту отказался. На уроке мог встать и выйти, заниматься своими делами, тем самым отвлекая и меня, и одноклассников. На перемене дрался, обижал и мальчиков, и девочек, в связи с чем начались жалобы со стороны других родителей. Мать и отец не отвечали на телефонные звонки, поэтому решить проблему через них я не могла. Именно это и натолкнуло меня на мысль, что у ребенка что-то не так именно дома, в семье. Вместе с администрацией и социальным педагогом было принято решение идти к ребенку домой.
После посещения дома ребенка мы выяснили, что условия жизни ребенка очень плохие, мать не занимается воспитанием детей (всего в семье 3 несовершеннолетних ребенка), отец находится в тюрьме, а сама мать, под домашним арестом. Администрацией школы было принято решение перевести ребенка на индивидуальное обучение, а за семьей ребенка вести усиленное наблюдение и, если потребуется, помогать. Мальчик начал заниматься с другим учителем индивидуально, что начало давать свои плоды.
Конечно же, это не единственная ситуация, с которой мне пришлось столкнуться. Но именно она оставила наибольшее впечатление. Исходя из этого можно сделать вывод, что все семьи разные, дети в этих семьях разные, на уроке все учащиеся могут создать ситуацию, с которой педагог ранее не сталкивался. А для молодого учителя, каждая ситуация происходит впервые. Но, именно при решении таких проблем, у педагога накапливается опыт, что в дальнейшем поможет ему решать проблемы быстрее и квалифицированнее.
Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.
Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т. е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение-это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, которые общаются между собой, взаимодействуют друг с другом В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать эти конфликтные ситуации.
В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других. Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса. Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога.
Можно по-разному относиться к конфликту. В обыденной человеческой жизни отношение к нему негативное. И это психологически можно понять: люди слишком устали от бесконечных конфликтов, войн, проблем и стрессов. Нормальный здоровый человек желает жить в спокойном, безоблачном мире, в ладу с собой и окружающими. Однако конфликты существовали всегда и, к сожалению или к счастью, существуют и будут существовать в дальнейшем.
Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Причины возникновения конфликта – конкретные действия участников ситуации или возникшие обстоятельства. Выявить причину конфликта – это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликт.
Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.
Исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и определяющий его направленность. Исходом конфликта могут быть совершенные действия, изменение отношений, психологические последствия. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников – не только непосредственных, но и тех лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией, и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта (косвенные участники данного конфликта).
В этом учебном году у меня случалось несколько конфликтов.
- «Учитель-ученик»
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В целом они сходны с причинами любых межличностных конфликтов: противопоставление целей, интересов, социально-ролевых позиций; психологическая несовместимость оппонентов; низкий уровень коммуникативной культуры и т. д.
Чаще всего причиной таких конфликтов являются: несогласие с оценкой, неожиданные поступки, нарушающие ход урока, личные качества детей и педагога, нарушение школьных требований.
М. М. Рыбакова указывает на важную особенность конфликтов между учителем и учащимся - их своеобразную публичность, присутствие свидетелей (одноклассников), - для которых конфликт приобретает воспитательный или антивоспитательный смысл. Ошибочное поведение учителя неизбежно расширяет конфликт за счет вовлечения в него других учеников. Поэтому при решении таких конфликтов нужно всегда думать о ходе решения и о результатах, которых мы хотим достичь не только для определенного учащегося, но и для всех остальных детей.
2. «Учитель-родитель»
Именно этот тип конфликта происходит чаще всего у молодого учителя. Я пришла работать первый год, что вызвало недоверие родителей. Именно из-за этого и происходили конфликты. В основе конфликтов между учителем и родителем лежат разногласия относительно моделей воспитания и обучения школьника. Они могут касаться целей, методов, средств, используемых учителями и родителями. При этом конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. В процессе конфликта недовольство обычно становится обоюдным. Претензии родителей связаны с различными сторонами организации образовательного процесса в школе и педагогической деятельностью конкретных учителей. Чаще всего они недовольны отношением педагогов к учащимся и качеством образования.
Имея общую цель - воспитание ребенка - родители и учителя в педагогическом процессе занимают разные позиции. Позиция родителей, как правило, связана с родительскими чувствами, стремлением защитить своего ребенка. Позиция учителя обусловлена целями и задачами учебного и воспитательного процесса, достижение которых невозможно без соблюдения системы норм и правил.
В конце учебного года у меня произошел конфликт с мамой ученицы. Она была не согласна с оценкой, выставленной ребенку. Этот конфликт был решен при привлечении администрации, которая согласилась с выставленной оценкой.
Конфликтов вида «учитель-администрация» и «учитель-учитель» в этом учебном году у меня не происходило. Но конфликты между учителями и администрацией школ являются одними из наиболее распространенных в школьном социуме.
В жизнедеятельности педагогического коллектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная - эмоционально-личностная. Как деловые, так и эмоционально-личностные конфликты возникают между различными категориями учителей:
• между учителями со стажем работы и молодыми учителями;
• между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и учителями, не имеющими их;
• между учителями, преподающими разные предметы;
• между учителями, преподающими один и тот же предмет;
• между учителями начальных классов и среднего звена;
• между учителями, дети которых учатся в этой же школе, и учителями, обучающими этих детей.
Конечно же, конфликт лучше предупредить, чем пытаться разрешить. Наиболее эффективный способ профилактики конфликтов в схеме учитель-учитель и учитель-администрация – это создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении, изучение основных типов личности и выработка умения находить подходы к каждому отдельно взятому человеку.
Психологическое единство в педагогическом коллективе может быть достигнуто за счет совместной деятельности, участники которой объединены общими задачами и единой целью, и здоровых межличностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические ситуации
Предлагаю пед.ситуации для обсуждения с учащимися...
Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя.
Презентация. Типы педагогических конфликтогенных ситуаций. Схемы анализа педагогических конфликтных ситуаций....
Педагогические ситуации
Применение педагогических ситуаций на классных часах в начальной школе...
Педагогические ситуации для родителей
Педагогические ситуации для родителей...
Педагогическая ситуация "Это же не я!"
В статье описывается одна из педагогических ситуаций, произошедших в 1 классе, и способ выхода из неё. Статья будет полезна молодым коллегам....
Педагогические ситуации и пути их разрешения
Данный материал был предоставлен на педагогическом совете для ознакомления педагогов с видами конфликтов и путями их разрешения. Здесь представлены педагогические ситуации и их разрешение в сфере эмоц...
"Педагогические ситуации"
Примеры педагогических ситуаций для педагогов и учеников....