Педагогические ситуации и пути их разрешения
презентация к уроку на тему

Буравлева Татьяна Ивановна

Данный материал был предоставлен на педагогическом совете для ознакомления педагогов с видами конфликтов и путями их разрешения. Здесь представлены педагогические ситуации и их разрешение в сфере эмоционально-личностных отношений участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_situatsii_i_puti_ikh_razresheniya.pptx142.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические ситуации и их разрешение в сфере эмоционально-личностных отношений участников образовательного процесса. педагог-психолог Буравлева Т.И.

Слайд 2

Конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Конфликт – столкновение противоположно направленных , несовместимых друг с другом тенденцией , отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями .(Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Ярошевского . –М., 1986)

Слайд 3

КОНФЛИКТЫ: - конфликты деятельности , возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнение им внеучебных заданиях; - конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне; - конфликты отношений , возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей

Слайд 4

Причины конфликтов : Ограниченные возможности педагога в прогнозировании поведения учащихся. Недостаток информации о случившемся Стремление педагога сохранить свой социальный статус любыми средствами Оценка педагогом, как правило, не отдельного поступка учащегося, а его личности в целом (глобальная педагогическая оценка).

Слайд 5

Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика. Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками. Личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.). Причины конфликтов:

Слайд 6

учебное заведение – это доступная возрасту учащихся модель общества; участники конфликта имеют разный социальный статус разница в жизненном опыте участников; присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося ; ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций; профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении ; всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся; Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить! Особенности педагогических конфликтов:

Слайд 7

Психологический анализ ситуаций и конфликтов -описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д .); -что предшествовало возникновению ситуации; -какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении; -ситуация глазами ученика и учителя; -личностная позиция учителя в возникшей ситуации(отношение к его ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником(чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику); -что нового учитель узнал об учениках из ситуации, поступка(познавательная ценность ситуации для учителя); -основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержания(конфликт деятельности, поведения или отношений); -варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; -выбор средств и приёмов педагогического воздействия и определения конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу

Слайд 8

Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, признаются типичными, закономерными. Для их разрешения:

Слайд 9

- учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними; -ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету ; -нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету ; -следует избегать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не высмеивать перед сверстниками;

Слайд 10

Пример анализа ситуации по поводу учебной работы подростка: На уроке литературы в 7 классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

Слайд 11

Сближению позиции ученика и учителя, взаимопониманию помогут некоторые приёмы: -постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него ; -невербальные средства общения и умение слушать ; -реакция ученика на интонацию ответным действиям ; -учителю надо уметь слушать ученика и услышать его ; -не упрекайте ребёнка его близкими ;

Слайд 12

контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”; не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”); не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить); не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки; Рекомендации педагогам по управлению конфликта с учащимися:

Слайд 13

по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций; не отвечать на агрессию агрессией ; не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

Слайд 14

дать себе и учащемуся право на ошибку , не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”; -независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся; не бояться конфликтов , брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.

Слайд 15

Способность к общению - профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, разрешать конфликты, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях учителю надо вести себя психологически грамотно.

Слайд 16

- конфликт учителя с родителями начинается с конфликта учителя с учеником ; -ученик не может быть всегда послушным, а учитель – всегда терпеливым ; -в конфликте родителя и учителя страдающая сторона всегда рёбёнок. Учитель-родители.

Слайд 17

Как общаться с родителями ваших учеников? -Подавление собеседника выдержкой и спокойствием . -Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству . -Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

Слайд 18

-Беседуя с родителями изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания. -В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного . -Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь...»

Слайд 19

Чтобы избежать конфликтной ситуации учителя с родителями необходимо: -Исходить из принципов сотрудничества в вопросах образования и воспитания детей; -Фиксировать внимание при беседе с родителями не на подробностях проблемы, а на способах её решения; -Убедиться, что для планируемого разговора будет достаточно времени; -Объективно оценивая ребёнка, начать разговор с позитивных моментов; -Создать доверительную атмосферу разговора; -Вести беседу в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать; -Быть готовым привлечь к ситуации смежных специалистов.

Слайд 20

Главное в конфликте – найти решение, а не виновного. Разрешение конфликта может послужить хорошим поводом для развития новых отношений между конфликтующими сторонами.

Слайд 21

Если есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их, и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей – благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.

Слайд 22

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

Это занятие заняло 3 место в городском конкурсе "Учитель года-2010г.""Социально-педагогическая номинация/Лучше проводить его в 2-4 классах....

Родительское собрание по теме: "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

Задачи:помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.Форма проведения:обучающий семинар.Вопросы для ...

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя.

Презентация. Типы педагогических конфликтогенных ситуаций. Схемы анализа педагогических конфликтных ситуаций....

Педагогические конфликты и пути их разрешения.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в общеобразовате...

Родительское собрание по теме: "Конфликты в семье и пути их разрешения"

Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие ученики,  стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречия...

Анализ педагогической ситуации и пути ее решения

Презентация "Анализ педагогической ситуации и пути ее решения...