Программа по внеурочной деятельности 3 класса А «Занимательная математика» на 2021-2022 учебный год
элективный курс (2 класс)
Рабочая программа элективного курса «Занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_vneurochnaya_deyatelnost_2a_klass.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающимися 2 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь элективный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность рабочей программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание элективного курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цели, задачи и принципы программы:
Цель:
создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- повышение уровня математического развития;
- углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Основополагающие принципы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий элективного курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по элективному курсу «Занимательная математика» во 2 классе.
Пути, средства, методы достижения целей
Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации элективного курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Сроки реализации программы
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 34 часа проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Содержание элективного курса «Занимательная математика» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных математических знаний.
Программа элективного курса «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Рабочая программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Тематика задач и заданий элективного курса отражает реальные познавательные интересы детей, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Возрастная характеристика учащихся
Программа разработана для обучающихся 8-11 лет.
Адресат: рабочая программа элективного курса «Занимательная математика» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2А класс ОКОУ «Курская школа».
Формы организации детского коллектива
- игровая
- познавательная
- просмотр мультфильмов
- праздники
- конкурсы
- викторины
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание материала | Дата |
1 четверть | ||
Геометрическая мозаика «Удивительная снежинка» | 03.09 | |
Игра «Крестики-нолики» | 10.09 | |
Арифметические действия. Величины. | 17.09 | |
Прятки с фигурами. | 24.09 | |
Мир занимательных задач. | 01.10 | |
Геометрическая мозаика. Спичечный конструктор. | 08.10 | |
Геометрический калейдоскоп. | 15.10 | |
Числовые головоломки. | 22.10 | |
2 четверть | ||
1 | Путешествие точки. | 12.11 |
2 | Тайны круга. | 19.11 |
3 | Математическое путешествие. | 26.11 |
4 | Новогодний серпантин. | 03.12 |
5 | Математические игры. | 10.12 |
6 | Часы будят нас по утрам. | 17.12 |
7 | Геометрический калейдоскоп. | 24.12 |
3 четверть | ||
Головоломки. Расшифровка закодированных слов. | 14.01 | |
Секреты задач. | 21.01 | |
Интеллектуальная разминка. | 28.01 | |
Математическое путешествие. | 04.02 | |
Таблица сложения однозначных, двузначных чисел в пределах 20. | 11.02 | |
Увеличение (уменьшение) чисел в пределах 20. | 18.02 | |
Игры с кубиками на сложение (вычитание). | 25.02 | |
В царстве смекалки. | 04.03 | |
Составь квадрат. Прямоугольник. Квадрат. | 11.03 | |
Мир занимательных задач. | 18.03 | |
4 четверть | ||
1 | Задачи, имеющие несколько решений. | 08.04 |
2 | Математические фокусы. | 15.04 |
3 | Математическая эстафета. | 22.04 |
4 | Веселый счет. | 29.04 |
5 | Математическое домино. | 06.05 |
6 | Математические пирамиды. | 13.05 |
7 | Какой ряд дружнее? | 20.05 |
88 | Математика и конструирование. | 27.05 |
Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.
Обучающиеся, воспитанники должны научиться:
- видеть сходство и различия;
- замечать изменения;
- выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы элективного курса «Занимательная математика» во 2 классе.
Материально-техническое обеспечение
Тематические папки:
1. Индивидуальные карточки.
2. Счетный материал.
3. Геометрический материал.
4. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
5. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (20);
Таблицы:
1.Математика 2 класс.
2. Таблицы для начальной школы «Арифметические действия»
3. Набор карточек «Сравнения»
4. Набор карточек «Цвета»
Инструменты и модели:
1. Счеты напольные.
2.Набор «Геометрические тела».
3.«Математический веер» с цифрами и знаками.
Технические средства:
1.Ноутбук
2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung
3. Проектор ACER
4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в клубе «Занимательная математика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на ...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 1 КЛАСС
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Занимательная математика" . 1 класс
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников «Занимательная математика»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соо...
Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"
Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"...