Роль классного руководителя в воспитании гражданина России
материал на тему
Предварительный просмотр:
(кадр 1)
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
(кадр 2)
Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.
Гражданско – париотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.
Основные задачи школы по гражданско-патриотическому воспитанию
- Познакомить учащихся с обычаями, традициями русского народа и народов России;
- Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села, школы, своей семьи;
- Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;
- Укреплять единство и дружбу народов России;
- Знакомить с православными традициями русского народа.
- Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
(кадр 3)
1. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России.
В самом начале курса УМК "Школа России" по предмету "Окружающий мир" в 1 классе проводится урок по знакомству ребят с государственной символикой России (гербом, гимном, флагом). В доступной для детей форме идет знакомство с символикой герба и флага, рассказывается история гимна российской федерации. Во втором классе также на уроке "Окружающего мира", дети разучивают текст гимна Российской федерации.
- Разрабатываю и провожу классные часы, беседы:
- «Моя страна»
- «Символика нашей Родины»
- «Мои права и обязанности»
- «Что такое Конституция РФ»
(кадр 4)
2. Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села, школы, своей семьи.
Формирование у детей интереса к изучению истории своей страны также начинается в 1 классе на уроках "Окружающего мира" и на занятиях внеурочной деятельности по курсу "Россия - моё отечество".
Подбирая однокоренные слова к слову "Родина", мы подводим детей к таким словам , как "род", "родня". Выясняем с детьми, что наша малая родина начинается с нашей семьи. Замечательный проект "Моя семья" подталкивает детей, а также их родителей лучше изучить историю своей семьи хотя бы до третьего колена.
(кадры 5, 6)
Следующий шаг в индетефикации себя как гражданина России - это проект "Моя школа, мой класс". В нем ребята должны представить школьные мероприятия, которые им больше всего запомнились.
(кадр 7)
Урок по курсу "Окружающий мир" "Город в котором я живу", раскрывает перед ребятами историю казалось бы таких знакомых с детства улиц и их названий.
(кадры 8, 9)
А проект "Мой любимый уголок Подмосковья" заставляет задуматься не только об истории родных мест, но и об экологии нашего края.
(кадры 10, 11)
На уроках литературного чтения ребята знакомятся с красотой природы нашей Родины, воспетой русскими писателями. Под воздействием красоты слова, у детей появляется желание создать что-то прекрасное самим. Так родился проект "Природа России глазами русских писателей"
Уроки окружающего мира в 3 и 4 классах позволяют расширить кругозор детей об истории нашей страны. Учитывая специфику возраста ребят, для лучшего восприятия материала и для поддержания интереса к предмету на уроках используется игровая деятельность, много визуального материала(презентации). (кадр 12)
(кадры 13, 14)
Выполняем проекты по изучаемым темам истории нашей страны. Вот один из них: "Древняя Русь. Торговая площадь во Владимире".
(кадр 15)
3. Познакомить учащихся с обычаями, традициями русского народа и народов России.
На внеклассных мероприятиях и занятиях внеурочной деятельности стараюсь познакомить детей с традициями нашего народа. Праздники, которые я провожу со своими детьми: "Святки",
(кадр 16)"Масленица", "Пасха", "Деревенские посиделки", раскрывают ребятам красоту национального костюма, традиций русского народа.
(кадр 17)
На уроках технологии и ИЗО знакомлю ребят с народными промыслами. Например, в разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. Резьба по дереву — это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резьбой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архангельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Кировской областях.
К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях.
Подносы Жостова, народная керамика (гжельская, скопинская,дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка).
Кружевоплетение: вологодское, елецкое, михайловское.
Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа.
(кадр 18)
У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности. Стараюсь посещать с ребятами фабрики народных промыслов. В 3-4 классах прошу детей готовить доклады о народном прикладном искусстве.
(кадры 19, 20, 21)
4. Укреплять единство и дружбу народов России.
Наша страна многонациональная. Знакомство с народностями России с их традициями, национальным костюмом, основным занятием представителей той или иной народности начинается уже с первого класса в рамках изучения предмета окружающий мир и внеурочной деятельности по курсу "Россия - моё отечество".
(кадр 22)
5. Знакомить с православными традициями русского народа.
На занятиях внеурочной деятельности "Духовное краеведение Подмосковья" дети знакомятся с православными традициями русского народа.
(кадр 23)
6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
Родина - мать, сумей за нее постоять. Русские люди много раз в истории своей страны отстаивали свою Родину.
На уроках "Окружающего мира" и внеклассных мероприятиях стараюсь воспитывать чувство понимания учащимися их личной ответственности за будущее страны.
(кадр 24)
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей Родине, уделяю особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество.
Читаем с детьми о защитниках Отечества, начиная с Древней Руси и заканчивая современностью, гордимся героями ВОВ в своих семьях,
(кадр 25)
готовим стенгазеты к 23 февраля и 9-ому мая,
(кадр 26)
проводим в классе праздники к этим датам.
- Разрабатываю и провожу классные часы, беседы:
(кадр 27)
- «Города-герои»
- «Блокада Ленинграда»
( кадр 28)
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родину все более и более расцветающей – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и праздники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
(кадр 29)
Спасибо за внимание!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №11 имени И.Я. Илюшина
Доклад
«Роль классного руководителя в воспитании гражданина России»
Учитель: Чуприна И. В.
2015 – 2016учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.
Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012 ...
Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....
Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...
Роль классного руководителя в воспитании учащихся
Роль классного руководителя....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
"Роль классного руководителя в воспитании ученика"
Доклад "Роль классного руководителя в воспитании ученика"Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскор...
Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.
Главная цель педагога – это создавать реальные условия для формирования и развития в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, а также способной успешно адаптироваться к динами...