Разработки для помощи учителя начальных классов
занимательные факты


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты и УУД на уроках математики

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1.Формирование  представлений о математике как о методе познания действительности.

2.Расширить представления о единицах измерения длины, освоить шкалу перевода одних единиц в другие; дать представление о метрической системе единиц.

3.Расширить представления о геометрических фигурах в окружающем нас мире, научиться классифицировать многоугольники.

4.Развивать чертежные навыки, приемы анализа данных. 

5. Развивать пространственные представления учащихся.

6. Использовать математическую терминологию для описания простейших геометрических объектов.

7. Обобщить изученный материал по теме

8.Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности.

9.Расширить представления о практическом применении математики.

10.Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности.

11.Развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов для….

12.Развивать умение анализировать математические тексты и грамотно обосновывать свою точку зрения для …(составления выражения, решения задачи, выполнения проекта…)

13. Научиться проводить диагностику учебных достижений.

14.Проанализировать допущенные в контрольной работе ошибки, проводить работу по их предупреждению.

15.Систематизировать знания, умения учащихся по теме … и применять полученные знания в новых условиях.

16.Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач.

Коммникативные:

1.Развивать у учащихся представление о месте математики в системе наук.

2.Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

4.Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

5. Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

6. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

7. Обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

8.Способствовать формирование научного мировоззрения учащихся.

9.Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

10.Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).

11.Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

12.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.Формирование стартовой мотивации к изучению нового.

2.Формирование устойчивой мотивации к обучению.

3.Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи.

4.Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

5.Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.

6.Формирование мотивации к аналитической деятельности (к анализу).

7.Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков организации своей деятельности в составе группы.

8.Формирование устойчивого интереса к обучению.

9.Формирование интереса к познавательной деятельности.

10.Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

11.Формирование мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

12.Формирование навыков работы по алгоритму.

13.Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.

14. Формирование навыков абстрактного мышления.

15.Формирование способности к волевому усилию в преодолении препятствий.

16.Формирование целевых установок учебной деятельности.

17. Формирование навыкам анализа, сопоставления, сравнения.

18.Формирование мотивации к конструированию, творческому самовыражению.

19.Формирование целостного восприятия окружающего мира.

20.Формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний.

Регулятивные:

1.Осознавать самого себя, как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

2.Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

3.Оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос  «что я не знаю и не умею»).

4.Определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий.

5. Формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

6.Определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий).

7.Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

8.Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

9. Прогнозировать результат и уровень усвоения.

10.Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

11.Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

12.Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества.

Познавательные:

1.Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.

2.Выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты.

3.Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; ориентироваться на разнообразие способов решения задач

4.Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

5.Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач.

6.Владеть общим приемом решения учебных задач.

7.Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

8.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

9.Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

10.Уметь выделять существенную информацию из текстов.

11. Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

УУД в свете ФГОС

Личностные УУД

  1. Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  2. Уметь осуществлять самоопределение, формирование стартовой мотивации к изучению нового.
  3. Смыслообразование.
  4. Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
  5. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД

  1. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.
  2. Уметь управлять своим поведением, слушать других.
  3. Уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.
  4. Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
  5. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
  6. Уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
  7. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
  8. Уметь использовать критерии для обоснования своего суждения.
  9. Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия.
  10. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач.
  11. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений.
  12. Формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений.

Познавательные УУД

  1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).
  2. Уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
  3. Уметь использовать знаково-символические средства.
  4. Уметь выделять существенную информацию из математического текста, использовать знаково-символические средства.
  5. Определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
  6. Познавательная инициатива; поиск необходимой информации; использование знаково-символических  средств; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные УУД

  1. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать предположение.
  2. Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
  3. Уметь работать по коллективно составленному плану.
  4. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке.
  5. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  6. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.



Предварительный просмотр:

Без имени-1

Приложение 1.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника__________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________

Класс_____________

Цель фрагмента урока_____________________________________________________

Задачи фрагмента урока:

Дидактические

Развивающие

Воспитательные

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

Варианты формулировок задач урока

Дидактические задачи:

  •  сформировать знания (УУД)...
  •  научить.
  •  закрепить.
  •  подвести к выводу.
  •  проанализировать степень усвоения материала.
  •  сформировать понятие.
  •  дать общую характеристику явления.
  •  устранить пробелы в знаниях.
  •  выработать знания и умения.
  •  изучить основные этапы творческого пути.
  •  исследовать зависимость.
  •  научить анализировать, выделять (главное, существенное).
  •  охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды.
  •  приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.
  •  обобщить знания, умения.
  •  проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
  •  сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие УУД по данному учебному материалу.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Развивающие задачи:

  •  развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
  •  развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
  •  формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;
  •  содействовать развитию воли и настойчивости;
  •  развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
  •  развивать интерес к предмету;
  •  развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
  •  развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
  •  учить вести и составлять конспекты, тезисы;
  •  учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
  •  учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
  •  учить устанавливать межпредметные связи;
  •  развивать у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов),
  • формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
  •  развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
  •  формировать умение преодолевать трудности в учении. закалять волю.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Воспитательные задачи:

  •  пробудить чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности);
  •  пробудить чувство ответственности, долга;
  •  вызвать чувство удивления и гордости.
  •  подвести учащихся к выводу.
  •  убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;
  •  показать учащимся.
  •  дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
  •  создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций;
  •  содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
  •  осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм. гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
  •  формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Оценим

 

 

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Варианты формулировок деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

  •  Мотивирует учащихся.
  •  Приветствует учащихся.
  •  Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  •  Озвучивает тему и цель урока.
  •  Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  •  Создает проблемную ситуацию.
  •  Выдвигает проблему.
  • Создает эмоциональный настрой.
  •  Формулирует задание.
  •  Предлагает индивидуальные задания.
  •  Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  •  Обеспечивает мотивацию выполнения задания
  •  Контролирует выполнение работы.
  •  Осуществляет индивидуальный контроль.
  •  Осуществляет выборочный контроль.
  •  Побуждает к высказыванию своего мнения.
  •  Отмечает степень вовлеченности учащихся.
  •  Диктует.
  •  Комментирует домашнее задание.
  •  Организует взаимопроверку.
  •  Организует коллективную проверку.
  •  Организует проверку выполнения упражнения.
  •  Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
  •  Организует оценочные высказывания обучающихся.
  •  Организует обсуждение способов решения.
  •  Организует поисковую работу обучающихся.
  •  Организует самостоятельную работу с учебником.
  •  Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
  •  Подводит обучающихся к выводу.
  •  Помогает выявить причинно-следственные связи.
  •  Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Деятельность учащихся

  •  Приветствуют учителя.
  •  Готовятся к уроку.
  •  Записывают слова, предложения.
  •  Классифицируют.
  •  Выполняют упражнение в тетради.
  •  Высказывают трудности.
  •  По очереди комментируют.
  •  Приводят примеры.
  •  Пишут под диктовку.
  •  Проговаривают по цепочке.
  •  Работают на слух.
  •  Составляют схемы.
  •  Отвечают на вопросы учителя.
  •  Выполняют задания по карточкам.
  •  Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
  •  Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
  •  Озвучивают понятие.
  •  Выявляют закономерность
  •  Анализируют.
  •  Определяют причины.
  •  Формулируют выводы наблюдений.
  •  Объясняют свой выбор.
  •  Работают в паре.
  •  Работают в группе.
  •  Сравнивают.
  •  Читают текст
  •  Составляют план.
  •  Делают конспект.
  •  Составляют определение.
  •  Находят понятие, информацию.
  •  Слушают доклад.
  •  Делятся впечатлениями.
  •  Высказывают свое мнение.
  •  Осуществляют самооценку.
  •  Осуществляют самопроверку.
  •  Осуществляют взаимопроверку.
  •  Осуществляют предварительную оценку.
  •  Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Образовательные задачи этапов урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача

этапа урока

Организационно-мотивационный

Настроить учащихся на активную

продуктивную деятельность на уроке

Постановка учебной задачи

Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению

задач урока.

Учебное действие

Изучить однородные члены предложения

Действие контроля и самоконтроля

Осуществить первичное
закрепление полученных знаний

Действие оценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные

 знания на уроке

Место для корректировок

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Кодификатор личностных и универсальных учебных действий

Условные обозначения:

Личностные результаты —Л Метапредметные результаты:

  •  регулятивные — Р
  •  познавательные — П
  •  коммуникативные — К

Личностные УУД — умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Условное

обозначение

Личностный

результат

«Расшифровка» личностного результата

Л-1

Ценность Родины

Л-1.1. Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки), своего народа (национальности) и своей страны — России (ее многонационального народа).

Л-1.2. Воспитывать в себе чувство патриотизма — любви и уважения к людям своего общества, к своей малой родине, к своей стране — России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах.

Л-1.3. Осознавать свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной.

Л-1.4. Учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны.

Л-1.5. Учиться отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей страны.

Л-1.6. Отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические порядки и препятствовать их нарушению.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Л-2

Ценность

образования

Л-2.1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Л-2.2. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к этим интересам.

Л-2.3. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Л-2.4. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Л-3

Ценность

целостного

мировоззрения

Л-3.1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Л-3.2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
  • с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
  • учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта.

Л-3.3. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Л-4

Ценность

толерантности

Л-4.1. Выстраивать толерантное (уважительнодоброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции;

к народам России и мира — их истории, культуре, традициям, религиям.

Л-4.2.

  • взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений друг друга;
  • учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;
  • при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга,
  • учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок.

Л-5

Ценность

социализации

Л-5.1. Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).

Л-5.2. Учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат.

Л-5.3. Учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса. Л-5.4. Учиться критически оценивать и корректировать свое поведения в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами.

Л-5.5. По мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.).

Л-5.6. Учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.

Л-5.7. Учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.).

Л-6

Ценность добра и красоты

Л-6.1. Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте».

Л-6.2. Различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного».

Л-6.3. Стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности, приносящей добро людям;

Л-6.4. Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения. Л-6.5. Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых ситуациях перед своей совестью и другими людьми.

Л-7

Ценность здоровья

Л-7.1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Л-7.2. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья — своего, а также близких людей и окружающих.

Л-7.3. Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Л-8

Ценность природы

Л-8.1. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Л-8.2. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Л-8.3. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Л-8.4. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Л-8.5. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.


Л-10

Самооценка и самоопределение

Л-10.1. Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки.

Л-10.2. Учиться

замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).

Л-10.3. Учиться разрешать моральные противоречия. Решать моральные дилеммы при выборе собственных поступков; в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

Л-10.4. Объяснять оценки неоднозначных поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Л-10.5. Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей, определять свое место.

Л-10.6. Уметь в ходе личностной саморефлек- сии определять свою систему ценностей в общих ценностях (нравственных, гражданско-патриотических, ценностях разных групп).

Л-10.7. Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами).

Л-10.8. Осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития — выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.).

Л-10.9. Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.

Л-9

Ценность семьи

Л-9.1. Учиться самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье, не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших.

Л-9.2. Учиться в своей роли (ребенка-подрост- ка) предотвращать и преодолевать семейные конфликты;

Л-9.3. Осмысливать роль семьи в своей жизни и жизни других людей.

Регулятивные УУД — умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Условное

обозначение

Личностный

результат

«Расшифровка» личностного результата

Р-1

Умение определять и формулировать цель деятельности

Р-1.1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Р-1.2. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р-1.3. Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно.

Р-2

Умение составлять план действия по решению проблемы (задачи)

Р-2.1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Р-3

Умение осуществлять действия по реализации плана

Р-3.1. Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Р-3.2. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Р-3.3. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Р-3.4. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Р-4

Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Р-4.1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Р-4.2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Познавательные УУД — умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Условное

обозначение

Личностный

результат

«Расшифровка» личностного результата

П-1

Умение извлекать информацию

П-1.1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии.

П-2

Умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания

П-2.1. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. П-2.2. Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.

П-3

Умения добывать новые знания

П-3.1. Умение наблюдать, читать, слушать

П-4

Умение

перерабатывать

информацию

П-4.1. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

П-4.2. Умение применять смысловое чтение.

П-5

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя

П-5.1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

П-5.2. Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

П-5.3. Умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, составлять план, тезисы, конспект.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Коммуникативные УУД — умения ОБЩАТЬСЯ и взаимодействовать с людьми

Условное

обозначение

Личностный

результат

«Расшифровка» личностного результата

К-1

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

К-1.1. Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

К-1.2. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

К-1.3. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

К-1.4. Умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ- компетенции).

К-2

Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы)

К-2.1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

К-2.2. Умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Краткое описание методических приемов

«Проблемная ситуация»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  •  Самостоятельное решение
  •  Коллективная проверка результатов
  •  Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  •  Постановка цели урока.

«Проблема предыдущего урока»

В конце предыдущего урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или в связи с недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

«Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

«Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  •  если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  •  затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  •  оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

«Тема-вопрос»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

«Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».

«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока

«Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

«Исключение»

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

«Домысливание»

Предлагается тема урока и слова «помощники»: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов «помощников» учащиеся формулируют цели урока.

«Линия времени»

Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

«Генераторы - критики»

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример: Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога - направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

«Необъявленная тема»

Приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример: Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.

Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала...

«Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:

  •  анализировать текст совместно с другими людьми;
  •  вести исследовательскую работу в группе;
  •  доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

«Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по-разному:

  •  Что лишнее?
  •  Обобщить - что это ...
  •  Что пропущено - логическая цепочка
  •  Какое слово скрывается и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«Отсроченная отгадка»

Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков можно задать вопрос. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«Игра в случайность»

Формула: преподаватель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот - вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема повторения, тема доклада, вызываемый учащийся. Кроме рулетки подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале.

«Лови ошибку!»

Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками - пусть «поработает учителем».

«Своя опора - шпаргалка» (конкурс шпаргалок)

Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

  1.  «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  2.  в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  3.  количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

 «Я беру тебя с собой»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

«Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«Удивляй!»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

«Пресс-конференция»

Педагог намеренно неполно раскрывает тему, предложив учащимся задать дораскрывающие ее вопросы.

«Хорошо - плохо»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  •  умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  •  умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  •  умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Педагог задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Педагог задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д. Вариант 3

Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа - продавца, а «минусы» - с позиции персонажа - покупателя.

Вариант 4

Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

«Да-нетка»

Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературно го или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

«Да-нетка» учит:

связывать разрозненные факты в единуюкартину;

систематизировать уже имеющуюся информацию ;

слушать и слышать товарищей .

«Глухие интеллект - карты»

Учащимся раздаются распечатанные интеллект-карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-карту. Прием эффективен, если преподаватель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект-карту.

«Решение ситуационных задач»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые - личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.

«В своём темпе»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

«Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

«Вопросительные слова»

Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример:

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Информация

Преступления

Закон

Статья

Безопасность

Категории

«Дерево предсказаний»

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Своя опора»

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина - другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры - плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.

«Кластер»

Кластер (гроздь) - фиксация системного понятия с взаимосвязями

«Интеллект-карты»

Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  • Каждая ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветки должны быть изогнутыми.
  • Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект- карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.

«Повторяем с контролем»

Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.

«Повторяем с расширением»

Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

«Пересечение тем»

Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.

«Силовой анализ»

Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:

Сегодняшняя ситуация

Желательная ситуация

Противодействующие факторы

Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться)

Действия по уничтожению или ослаблению

Действия по усилению

«Проблемная задача»

Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация проблемная задача модель поисков решения решение. В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении — сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, сам процесс поиска шаг за шагом ведет к решению проблемы.

«Плюс - минус»

Цель этого приема - показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное.

«Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Круглый стол»

Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.

Устный «Круглый стол» - метод обучения сообща, сходный с предыдущим, только проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.

«Три предложения»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

«Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

  1.  Я сам не смог справиться с затруднением;
  2.  У меня не было затруднений;
  3.  Я только слушал предложения других;
  4.  Я выдвигал идеи....

«Моделирование или схематизация»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

«Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать.

«Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  •  Мне было интересно.
  •  Мы сегодня разобрались..
  •  Я сегодня понял, что.
  •  Мне было трудно.
  •  Завтра я хочу на уроке.

«Хочу спросить»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить.». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен....» или «Я неудовлетворен, потому что .»

«Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил.

Комментарии

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

(используя ручку красного цвета внесите корректировки)

Тема урока: «Однородные члены предложения».

Класс: 4

Цель фрагмента урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению однородных членов предложения.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: обеспечить усвоение и первичное закрепление однородных членов предложения.

Развивающие: содействовать развитию умения осуществлять самостоятельный поиск однородных членов предложения в тексте.

Воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности посредством средств художественной выразительности речи – пословиц.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,
Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке

Прием
«Начало урока с пословицы»

Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Настраивает на активную работу на уроке.

Организует анализ пословицы.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» с целью воспитания чувства ответственности.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Осуществляют анализ пословицы.

Фронтальная

Интерактивная доска

Осознают потребность и готовность к образованию

Постановка учебной задачи

Уметь формулировать тему, цель и задачи урока, составлять план по достижению задач урока.

Метод «Проблемное изложение»

Приём целеполагания.

Приём «домысливания»

Организует индивидуальную работу на затруднение, с целью постановки темы и цели урока. (Приложение 1)

Просмотр работ учащихся под документ-камерой.

Содействует формулировке учащимися темы и цели урока.

Предлагает побыть не просто учениками, а ученикам- исследователями.

Посредством «слов-помощников» организует работу по составлению плана урока.

Выполняют индивидуальную работу на карточках,

Анализируют проделанную работу

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план урока.

Индивидуальная

Фронтальная

Интерактивная доска
Карточки для индивидуальной работы

Документ камера

Интерактивная доска

Р. Умение самостоятельно определять цели

своего обучения, ставить и формулировать для

себя новые задачи в учёбе и познавательной де-

ятельности.

Р. Умение составлять

план действия по

решению проблемы

(задачи)

Учебное действие

Изучить однородные члены предложения

Метод
«исследовательский»

Организует парную работу по исследованию однородных членов предложения по алгоритму.
(Приложение 2)

Организует групповую работу по поиску однородных членов предложения в тексте.

Задание:

Вставьте в текст пропущенные слова. Найдите предложение с однородными членами предложения. Определите какими членами предложения они являются (второстепенными). С какой интонацией произносятся эти однородные члены предложения.

Текст:

Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.

Выполняют парную работу по определённому алгоритму.

Выполняют групповую работу по поиску однородных членов предложения.

Парная

Групповая

Карточки для парной работы

Интерактивная доска

Карточка для групповой работы

Умеют находить в тексте однородные члены предложения и определять каким членом предложения они являются в тексте.

К. Умение осуществлять учебное сотрудничество


К. Умение работать с ИКТ

Действие контроля и самоконтроля

Осуществить первичное закрепление полученных знаний

Метод
«репродуктивный»

Организует работу на интерактивном полу.
Задание:

Встань на правильное утверждение про однородные члены предложения.

Утверждения:

  1. Однородные члены могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

2.  Несколько подлежащих при одном сказуемом – это однородные члены предложения.

3. Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

4. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.

5. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.

6. Однородные члены отделяются друг от друга запятой.

Выполняют работу на интерактивном полу, осуществляют поиск правильных утверждений.

Фронтальная

Интерактивный пол  / цветные карточки

К. Умение осуществлять учебное сотрудничество

Действие оценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке

Прием рефлексии содержания

Приём
«Эмоциональная рефлексия»

Осуществляют работу по самостоятельному оцениванию полученных знаний, а также взаимооцениванию.

(Приложение 3)

Организует беседу о достижение цели урока. Подведение итога урока

Обеспечивает оценивание эмоционального состояния и деятельности на уроке с помощью интерактивной системы голосования.

Прощается с учащимися. Благодарит за проделанную работу на уроке.

Выполняют работу ан карточках по оцениванию усвоения полученных знаний.

Подводят итог урока.

Работают с системой голосования.

Прощаются с учителем.

Индивидуальная

Фронтальная

Карточки для оценивания

Система голосования

Р. Умение соотносить свои действия с плани-

руемыми результатами.

Р. Умение соотносить

результат своей

деятельности с

целью и оценивать

его

Сравнивать свои оценки с оценками других

Приложение к технологической карте 1

Утверждение

«+» \ «-»

  1. В предложении может быть несколько членов предложения, которые называются однородными членами предложения.

  1. Однородные члены предложения относятся к разным словам и отвечают на разные вопросы.

  1. Однородными членами могут быть только второстепенные члены предложения.

  1. Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

  1. Однородные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

Приложение к технологической карте 2

Алгоритм исследования:

1) В болоте урчали лягушки.

    В болоте урчали, квакали лягушки.

2) На столе лежали книги.

    На столе лежали книги, тетради, карандаши.

  1. Прочитайте предложения, найди различие предложений. Какими членами предложения являются выделенные слова?
  2. Определите к одному или к разным словам относятся выделенные слова.
  3. Определите на один и тот же вопрос отвечают выделенные слова.
  4. Сделайте вывод:

В предложении может быть __________ членов предложения, которые отвечают на _______ и тот же вопрос и относятся к ___________ и тому же слову. Такие члены предложения называются___________________.

Приложение к технологической карте 3

Задачи
урока

Я умею

Другой
ученик

  1. Вспомнить, какие бывают члены предложения.

  1. Изучить, что такое однородные члены предложения.

  1. Научиться определять однородные члены предложения в тексте.



Предварительный просмотр:

Приём - составная часть или отдельная сторона метода. 

  1. Математические диктанты;
  2. Тренажеры;
  3. Тесты.
  4. Приёмы игры

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Метод самостоятельной работы
  • Игровой (может быть и приёмом)



Предварительный просмотр:

Записать всё, выучить наизусть выделенное жирным шрифтом.

Методы обучения на уроках математики в начальной школе.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Метод обучения следует отличать от средства. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует. В качестве средств обучения используются учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия. Они могут использоваться для различных целей. Будучи включены в какую-либо деятельность, они дают возможность осуществлять цель деятельности. Использование различных средств в процессе обучения меняет сам метод деятельности.

Словесный метод – его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Пример

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

Практический метод. Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. 

Пример

Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

- упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);

- лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;

- дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядный метод - подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

Пример

Наглядные методы можно разделить на две группы:

- иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);

-демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Пример

Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Проблемный метод. Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Пример

Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

- поисковой практикой;

-навыками анализа;

-самостоятельной исследовательской деятельностью;

- компоновкой полученной информации.

Исследовательский метод. Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы. 

Пример

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы. В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

Объяснительно-иллюстративный метод. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.



Предварительный просмотр:

Современный урок математики в контексте требований ФГОС НОО.

Современный  урок  – это,  прежде всего урок, на котором учитель  качественно  использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.  Теперь  задачей учителя становится управление процессом обучения, а  не передача  знаний.

        Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Без конкретизации задач этап урока не получает смысловой завершённости, которая выражается в оценке того, как решена поставленная задача.

        Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки «открытия» нового знания.

2. Уроки рефлексии.

3. Уроки систематизации знаний.

4. Уроки развивающего контроля.

Уроки могут быть разделены на типы по различным признакам:

  • по основной дидактической цели;
  • по основному способу их проведения;
  • по основным этапам учебного процесса.

1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщений и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

2. по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • киноуроки;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих двенадцати их типов:

  • Урок- лекция;
  • Урок-беседа;
  • Кино-урок;
  • Урок самостоятельных работ;
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
  • Урок лабораторных работ;
  • Урок практических работ;
  • Конкурс знаний, умений и творчества;
  • Урок - экскурсия;
  • Урок - семинар;
  • Дидактическая игра;
  • Анализ ситуаций;


К средствам обучения относятся:

  • Компьютерная техника с программным обеспечением
  • Мультимедийные ресурсы. Типы ресурсов: тесты, дополнительные задачи к уроку (энциклопедические статьи), иллюстрации к задачам, практические задания, тренажёры
  • Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ
  • Дидактический материал
  • УМК !!!!!
  • Демонстрационный материал
  • Учебный кабинет как средство обучения!!!

Под средствами обучения понимают весь комплекс средств, способствующих оснащению учебного процесса по его совершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода

Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся во 2 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем первом классе....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся в 3 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения  в предыдущем втором классе....

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

Статья "В помощь учителю начальных классов или "Что делать? У меня в классе дисграфик!"

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения (так называемое ОНР – общее недоразвитие речи...

Методическая разработка в помощь учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня.

Мероприятие составлено в форме концертной  программы с несколькими видами конкурсов, направленных на развитие мышления,     которые проводятся с помощью слайдовой презентации. Сцен...

Методическая разработка в помощь учителю начальных классов по русскому языку "Сравниваем имя существительное и имя прилагательное"

Данная  разработка  по  программе "Гармония"  даст  учителю  возможность  спланировать  урок в соответствии с требованиями ФГОС....