Статья: " Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в группе продленного дня"
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: "Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в группе продленного дня"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Реализация этих задач должна осуществляться как через урочную деятельность, так и посредством внеурочного направления учебно-воспитательного процесса.
Задача школы заключается в развитии индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования. В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, которые во главу угла ставят самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. И их цель состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Функции личностно-ориентированного обучения и воспитания, на которые необходимо ориентироваться воспитателю группы продленного дня (далее – ГПД), отражены ниже.
Гуманитарная функциясостоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Механизмы реализации функции - понимание, общение и сотрудничество.
Культуросозидательная (культурообразующая) функциянаправлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
Механизмы реализации функции - культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом.
Функция социализациипредполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.
Механизмы реализации функции - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях авторитарного стиля отношений педагога к обучающимся. В личностно-ориентированном обучении и воспитании предполагается такая позиция педагога, которая включает:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как к субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться и воспитываться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка, содействие их обретению и развитию.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Можно говорить о наличии личностно-ориентированного компонента в работе педагога группы продленного дня при условии формирования в сознании обучающихся, особенно младшего школьного возраста, следующих направлений воспитательного процесса:
1. Формирование интеллектуальной культуры:
- развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности;
- формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, к вооружению ценностями мировой цивилизации.
2. Нравственно-правовое воспитание:
- формирование осознания нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к человеку, Отчизне, Вселенной;
- формирование стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
3. Экологическое образование и воспитание. Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах их деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни:
- формирование санитарно-гигиенических навыков организации труда и отдыха;
- укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию учащихся;
- формирование стремления к здоровому образу жизни.
5. Эстетическое воспитание:
- воспитание в детях способностей к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, искусства и литературы;
- бережного отношения к памятникам культуры и искусства, народного творчества;
- формирование стремления к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда;
- обогащение и развитие эстетических умений и навыков.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом, а также обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося; интегрирование основного общего и дополнительного образования.
Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы своей деятельности. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении и воспитании позиция обучающего существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам активно участвует в каждом шаге обучения и воспитания. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания
В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников
Транслирование собственного педагогического опыта...
Статья "Технология личностно-ориентированного обучения"
В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в обучении.Описаны методические основы построения личностно-ориентированного урока....
Статья "Подвижные игры, как элемент физического воспитания в группе продленного дня
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – пл...