Сценарий конкурса чтецов"Зажгите свечи в память р погибших"
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Сценарий посвящен 78 годовщине Великой Победы" Для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_konkursa.docx | 71.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий конкурса чтецов
«Зажгите свечи в память о погибших», посвященного 78- годовщине Великой Победы.
Разработал :учитель
начальных классов Савостина Вера Ивановна
Цели:
воспитательные:
- воспитывать у школьников патриотические чувства, гордость за героическое прошлое Родины;
- воспитывать уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны, детям войны;
обучающие:
- обучать умению формулировать и высказывать свои мысли;
- формировать навыки выступления перед аудиторией;
- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины
развивающие:
- развивать интерес к изучению истории;
- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся;
-развивать сценические навыки учащихся, умение декламировать стихи;
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- способствовать гражданско-патриотическому воспитанию, формированию исторического сознания;
- способствовать личностному развитию, определяющемуся развитием индивидуальных, эмоциональных и ценностных ориентиров;
- познакомить учащихся с поэтами и поэзией военной тематики;
- формировать гражданскую идентичность учащихся через познание истории Великой Отечественной войны;
- развивать творческий потенциал учащихся.
Форма реализации: конкурс чтецов
Возрастные группы: учащиеся 1-4 класса
Ожидаемые результаты:
- развитие патриотических чувств, ответственности у подростков;
- формирование представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы;
- активное участие в работе школы патриотической направленности.
Конкурс чтецов стихотворений соответствует принципам воспитательного процесса:
- принципу совместной деятельности, который направлен на развитие отношений между всеми участниками воспитательного процесса, адекватной коммуникации;
- принципу гуманистической направленности. Происходит формирование у учащихся бережного отношения к человеческой жизни, к обществу.
В ходе организации и реализации мероприятия осуществлялся компетентностный подход в воспитательной деятельности. Воспитательный потенциал мероприятия способствовал формированию у учащихся общекультурной (проявление личностных качеств: гражданских, нравственных), коммуникативной, ценностно-смысловой компетенций.
Оборудование:
-ПК, мультимедийный проектор, сопровождающие презентации, песни на военную тему, гимн России;
-ведомость для оценивания участников конкурса чтецов стихотворений на военно-патриотическую тему (каждому члену жюри);
-грамоты или дипломы победителю и призерам конкурса, благодарности участникам;
- книжная выставка: «Война.Победа.Память»;
-архивно-документальная выставка «Их имена опалены войной»;
-выставка детского рисунка «Война глазами ребенка»;
-панно с гвоздиками;
- медио-презентация «ВОВ 1941-1945гг»
Этапы проведения общешкольного этапа конкурса:
- Проведение конкурса чтецов на военную тему по классам, выбор трёх участников (1-3 место);
- составление списка участников общешкольного конкурса для 1-4 класса;
- создание тематической мультимедийной презентации, сценария конкурса;
- оформление актового зала к конкурсу;
- проведение конкурса, награждение;
Ход мероприятия:
Ведущий 1:
Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе и поговорим мы о ней на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.
Ведущий2:
Стой! Остановись! Время,замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников.
Ведущий 1: Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожженных, уничтоженных, но все-таки непокоренных.
Память… Она имеет начало, но не имеет конца.
Просмотр песни с клипом «Всё о той весне» в исполнении школьного хора.
Ведущий 2:
Любовь русского народа к своей Родине беспредельна и беззаветна. Когда Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать все силы на защиту. И это непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить.
Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук врагов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.
Ведущий 1:
Мы гордимся подвигами своих предков. Афганская, Чеченская и любая война – это боль, которая никогда не стынет в наших сердцах. Она уносит человеческие жизни.
Благодарное человечество всегда будет помнить о стойкости и мужестве, о подвигах защитников Отечества.
Ведущий 2:
Самым тяжелым, самым драматичным испытанием нашего народа стала Великая Отечественная война. Немеркнущей страницей сияет выдающийся подвиг советского народа над темными силами фашизма. И везде русский воин показывал чудеса самоотверженности, воли, отваги, насмерть стоял за родную землю.
Ведущий 1:
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война – это 250 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле.
Ведущий 2:
В годы войны и после неё было создано много прозаических произведений и стихотворений о Родине, воспоминаний о родных местах, о военных буднях, блокадных днях, измученных детях, сгоревших сёлах, погибших солдатах и памяти о них. Итак, мы начинаем наш конкурс.
(Каждый ученик читает стихотворение на фоне слайда, содержащего фотографии, соответствующие теме выступления).
Сегодня наш конкурс будет оценивать справедливое, объективное жюри и разрешите представить вам его (представление членов жюри).
Ведущий 1:
Уровень исполнения поэтического произведения будет оцениваться по 5-балльной шкале по следующим критериям:
Первая оценка – за выразительность, нужный темп речи, удачно выбранную силу голоса, хорошую дикцию.
Вторая оценка – за знание текста, здесь же - объявление названия и автора стихотворения.
Третья оценка – за творческий подход к исполнению, который включает: умение держаться во время чтения, внешний вид, подбор атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения).
Ведущий 2:
Каждый год в майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев. Хотя прошло уже более полувека, время не властно над памятью людей разных поколений. Сегодня мы живём с вами мирной, счастливой жизнью и знаем о войне лишь понаслышке.
Звучит песня «Мы знаем о войне лишь понаслышке» (идет презентация)
Ведущий 1:
78 лет назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война.
Ведущий 2:
Сегодня в нашем зале царит тёплая, дружеская и вместе с тем торжественная атмосфера, а в воздухе витает дух тесной взаимосвязи эпох и поколений.
Ведущий 1:
Всё дальше вглубь времён уходят события Великой Отечественной войны, и потому наша с вами задача – сохранить в памяти и в сердцах историю своей страны, своего народа. А поможет нам в этом – слово - самое простое слово, написанное о войне.
Ведущий 2:
Когда мы листаем страницы книг, перед нами вновь проходят дни и года, обагрённые человеческой кровью и орошённые слезами. Давайте же обратимся к истории, вспомним стихи и прозу, написанные поэтами военных и послевоенных лет.
Ведущий 1:
В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Юные «сыны полков», партизаны, подпольщики. Они были чуть старше вас, ребята.
Люди встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах, поселках и деревнях, в гостях, у бабушки, в пионерских лагерях.
Сценка (предвоенное время) в исполнении учеников 4 класса
- Мама!!!
— Снова дралась во дворе?
— Ага!
Мама, но я не плакала.
Вырасту - выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!
— Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.
— Мама, а вырасту я когда?
— Вырастешь! Ешь котлету.
— Мама, купим живого коня?
— Коня?! Да что ж это делается?
— Мама, а в летчики примут меня?
— Примут. Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти!
— Мама, а правда, что будет война?… ….. и я не успею
вырасти?…
Ведущий 2: Приближение войны чувствовали абсолютно все, даже дети.
А война коснулась каждой семьи. В каждой семье кто-то принимал участие в войне. У кого- то в семье хранятся ордена и медали, у кого-то елочные игрушки, сохранившиеся со времен до военной елки, у кого-то сохранились чашки, ложки, а у кого-то сохранились игрушки….
Стихотворение «Аленушка» ( Нияра Самкова)
читает Ястребова Татьяна ученица 4 класс.
Утираясь маленькой ладошкой,
Куколку, прижав к своей груди,
Девочка рыдает на дорожке.
К ней я поспешила подойти:
«Почему ты плачешь? Что с тобою?
Кто тебя обидел? Расскажи»
И столпившись шумною гурьбою,
Куклу показали малыши.
Платье, пожелтевшее с годами,
Волосы из шёлковых чулок.
С нарисованными синими глазами,
А из ножки ваты серый клок.
Куколка в вуалевой панаме,
Где-то сверху порванная нить:
« Отнеси её скорее маме,
Нужно кукле ножку починить»
« У Иришки Барби с магазина,
Ну, а мне не нравится она.
Куклами забита вся витрина,
А Алёна у меня одна.
Продолжала девочка, рыдая,
Бабушка мне куклу отдала.
Думаете кукла не живая?
Многое расскажет вам она.
Видите прожжённое колено?
Это в сорок первом, у села,
Искорка попала от полена,
Немцы дом спалили нам дотла.
Тут, под платьем, дырочка осталась.
Бабушка не шила, берегла.
Ей она расстрел напоминала,
Ранним утром, на краю села.
Ведь она тогда одна осталась,
Партизаны бабушку спасли.
Только вот, Алёнушке досталось,
От мучителей родной земли.
Кукла эта тоже воевала,
Донесения в себе несла.
Мне про это мама рассказала,
Этого я видеть не могла.
Платье кукле, в первый День Победы,
Бабушка пошила из фаты,
Той, что на пожарище сгорела,
От неё остались лоскуты.
Ну, а туфли – из куска шинели,
Что солдат когда-то ей принёс.
Страшные холодные метели,
Были той зимою и мороз.
Долго всех скрывали партизаны,
Прадед в партизанах был тогда.
Залечили бабушки все раны,
Но явилась новая беда.
Партизан схватили у деревни,
И пытать в гестапо повели.
А затем, закрыв все окна, двери,
Заживо в сарайчике сожгли.
Баба очень рано поседела,
А когда закончилась война,
Сшила платье кукле, как умела,
Перед вами кукла, вот она»
Я молчала, как окаменела.
Куклы необычные глаза,
Рассказали, как война гремела.
По щеке моей стекла слеза.
Спохватившись, имя я спросила,
И от ответа обомлела тут:
« Разве я тебе не говорила?
Ведь меня Алёнушкой зовут»
Ведущий 1:
Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар, и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.
Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Стихотворение «Две сестры» (Сергей Сухонин)
читает Косолапов Илья 4 класс
Две сестры бежали от войны –
Свете восемь, Кате три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля.
Но рванула мина, сея смерть,
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».
Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала…
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»…
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, – разносился крик,-
Люди, люди, разве так бывает?...
Старший брат, Иван, в бою погиб…
Папу с мамой немцы расстреляли…
Почему так много в мире зла?...
Разве жизнь сестры моей – игрушка?»…
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку.
Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, – он только лишь сказал,-
Как же я тебя не уберег-то?»...
В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры -
Искорки безжалостной эпохи.
Ведущий 2:
Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.
Стихотворение «Мальчик из села Поповка» (С.Я.Маршак)
читает Бочков Степан 3 класс
Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись ребенок- Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый, Обломок печки и трубы- И это всё, что уцелело От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик без слёз, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра.
Не выпускай , боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу.
Ведущий 1:
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.
Но пришел час тяжелых испытаний, и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.
Стихотворение "Не" и "Ни" (С. Маршак)
читает Косухин Кирилл 2 класс
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"
Ведущий 2:
Не одно поколение в нашей стране знает о солдатских треугольниках. Почтальон на войне был одной из важных фигур. У всех, кто помнит военные годы, почта вызывает особые чувства. Она не просто обеспечивала связь между фронтом и тылом, решая государственные и военные задачи. Почтовая служба несла в себе огромный эмоциональный заряд, давая миллионам людей возможность узнать о своих и близких.
Стихотворение «Почтальонка» (Татьяна Черновская)
читает Попова Валерия и Лукина Виктория 3 класс
Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу,
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь… Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Ведущий 1:
Письма военных лет – они хранят память о тех днях. Из дома на передовую приходили письма, такие желанные для солдат. Солдаты в ответ писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, как мечтали о победе. В этих письмах было всё: радость и слёзы, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент – жизнь!
Дрожит рука, выводит буквы
В очередном письме на фронт.
Бежит слеза, впиваясь в губы,
Вопрос один – когда придёт?
Ведущий 2:
Медицинские сестры нашей страны также с честью выдержали суровое испытание Великой Отечественной войны. Местом их подвига были не только госпитали, но и поля ожесточенных сражений. Юные девушки часто ценой собственной жизни спасали раненных защитников Родины.
Ведущий 1:
Сотни тысяч девушек шли добровольно на фронт в качестве санитарок и врачей. Медсестры во время Великой Отечественной войны не только выполняли свой врачебный долг, но и при необходимости вместе с солдатами шли в атаку или разведку.
Среди военных медсестер были тысячи молодых девушек, не имевших медицинского образования, и лишь прошедших экстренные курсы. Они самостоятельно вызывались на фронт, и храбро выполняли свои обязанности, творя настоящие чудеса, и обучаясь в процессе всем премудростям своего сложного дела. Одной из важнейших стратегических задач, поставленной перед всеми медицинскими специалистами во время войны было максимальное возвращение в строй, каждого раненого солдата, и врачи с медсестрами справлялись с этой задачей просто великолепно, доведя до 90 процентов возвращенных солдат среди всех раненых.
Ведущий 2:
За всю войну на фронте работало более 500 тысяч медицинских сестер, каждая из которых самоотверженно выполняла свой долг, помогая солдатам несмотря ни на что. К сожалению, около 90 тысяч медсестер было убито, и практически половина получила в ходе войны какие-то ранения. Многие из них стали настоящими героинями и были удостоены орденов и медалей, некоторые смогли принять эти награды, а другие получили их уже посмертно. Вот истории некоторых из них.
Стихотворение «Солдатские будни»
(Ю. Диулина) читает Ситникова Анастасия 1 класс.
Только что пришла с передовой Мокрая, замёршая и злая А в землянке нету никого, И , конечно, печка затухает.
Так устала руки не поднять, Не до дров,- согреюсь под шинелью. Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянке выбегаю в ночь, А на встречу мне рванулось пламя. Мне навстречу- те , кому помочь Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом: «Молодец, сестра!»- Крикнул мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат Руки мне протянет после боя: - Старшина, родная! Как я рад, Что опять осталась ты живою!
Ведущий 1: Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.
Ведущий 1:
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Воины-интернационалисты участвовали в вооружённых конфликтах на территориях других стран мира, которые обратились за помощью к нашей стране.
Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. «Ограниченный контингент» советских войск в Афганистане составлял 100 тысяч военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. Ранения и контузии получили свыше 53 тысяч человек. Значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории нашей страны, скончались от последствий тяжелых ранений. Они не вошли в число официально озвученных потерь.
Ведущий 2:
Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
Ведущий 1:
«Цинковые мальчики» — документальная книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, изданная в 1989 году и посвящённая Афганской войне. В книге раскрываются реальные жизненные сюжеты об афганской войне в воспоминаниях тех, чью жизнь эта война разделила на до и после. Алексиевич описывает бесконечное горе матерей «цинковых мальчиков», их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афганистане их сыновья.
Отрывок из произведения «Цинковые мальчики» (Светлана Алексиевич)
читает Бормотова Виктория 4 класс .
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму: – Моё ты солнышко.
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлёп-шлёп, шлёп-шлёп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карма нов его пальто выскакивают… Он их собирает: – Мамочка, ты не бойся. Они добрые, – и назад в карман запихивает. Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
– Я солдат… Я солдат… – Моё ты солнышко… Поиграй во что-нибудь мирное. – Я – солдат… Я солдат… Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в него прячется. – Моё ты солнышко.
…Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щёткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестрёнка… Я уезжаю…»
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная». – Моё ты солнышко… Наша броня надёжная…
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришёл капитан из военкомата: – Крепитесь, мать… – Где мой сын?
– Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
Я осела на пол: – Моё ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
– Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый,
такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик…
Почему ты живой?! Привезли гроб, я стучала в гроб: – Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму: – Моё ты солнышко!..»
Ведущий 1:
Юмор помогал преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимал боевой дух воинов. Сплачивал их, скрашивал разлуку с любимой, с родными и близкими. Даже в суровые военные сороковые годы в газете «Сталинградская правда» было отведено место юмору. «На мушку» – так называлась постоянная юмористическая рубрика, где публиковались частушки, анекдоты и прочие байки. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Инсценировка стихотворения в исполнении учеников 4 класса
1-й партизан: “Эх! Расскажу, как я однажды за “языком” ходил.
Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты.
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет…”
2-й партизан: “Ну, а ты?”
1-й партизан: “Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосён.
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита…
3-й партизан: “Ну, а он?”
1-й партизан: “Ну, а он ползёт по лесу,
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он…”
2-й партизан: “Ну, а ты?”
1-й партизан: “Ну, а я по весу – муха,
Как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?”
3-й партизан: “Ну, а он?”
1-й партизан: “Ну, а он всё ближе, ближе…
Только вижу я, браты,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий…”
2-й партизан: “Ну, а ты?”
1-й партизан: «Ну, а я решил упрямо:
Взять живым его должён,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…”
3-й партизан: “Ну, а он?”
1-й партизан: “Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…”
2-й партизан: “Ну, а ты?”
1-й партизан: “Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чёртова душа!”
И к затылку приставляю
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.
3-й партизан: “Ну, а он?”
1-й партизан: “Куда ж деваться?
Подчинился мне подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон”.
Ведущий 2:
Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для Ульяновской области. 226 тысяч ульяновцев мужественно и самоотверженно с оружием в руках отстаивали честь и независимость Родины, более 125 тысяч из них погибли. Более 170 человек стали Героями Советского Союза, около 40 — полными Кавалерами ордена Славы.
В годы войны за Ульяновском закрепилось название «кузница офицерских кадров» — здесь дислоцировались четыре военно-учебных заведения наркомата обороны: пехотное, два танковых, единственное в стране училище связи. За четыре военных года в них по сокращенной программе было подготовлено 12 тысяч офицеров. Переподготовку командного состава осуществляли курсы «Выстрел». На территории края до войны и во время нее было сформировано девять стрелковых дивизий, которые героически сражались на фронтах. Три из них стали гвардейскими, почти все награждены орденами, им присвоены почетные наименования.
За отвагу и мужество более 60 тысяч ульяновцев награждены боевыми орденами и медалями, 146 воинов за выдающиеся героические подвиги удостоены высокого звания Героев Советского Союза, и 26 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Ведущий 1:
Малая Родина ульяновцев - это край Симбирский, великая Волга, березовые рощи и сосновые боры, ягодные поляны и уникальные парки. Это памятные места, связанные с жизнью и деятельностью российских знаменитостей: Аксакова, Дениса Давыдова, историка Карамзина, И. А. Гончарова, Языкова, Пластова и многих других. Сегодня мы прочтем и стихи современных ульяновских поэтов о войне, которые в своем творчестве продолжают традиции знаменитых земляков. Ведь знать историю, искусство, культуру своего края - долг каждого уважающего себя человека, гражданина.
Стихотворение «Сорок пятый памятный год» (Юрий Куликов)
читает Политов Алексей 3 класс
Скупа Земля на лавры и бессмертье, Но знаю я, что на века вперёд Она в своей истории отметит Неповторимый сорок пятый год.
С его весной, победой просветлённой И с позабытой лёгкостью в плечах, Когда с войны обратно эшелоны Везли солдат, по рельсам грохоча.
Сквозь тишину осиновых опушек По всей стране неудержимый гром. Под свист и пляс прострелянных теплушек, Под плач гармошек и трофейный ром.
Те эшелоны в тупики не встали, Набравши ход, по-прежнему идут По узловым, центральным магистралям, Как в сорок пятом памятном году.
Ведущий 1:
Стихотворение «День Победы»1 класс
О, этот невозвратный миг: Когда и плакали, и пели, Когда с улыбкой фронтовик Нёс малыша, прижав к шинели.
Когда босая детвора Неслась по улице весенней, И было звонкое «Ура!», Казалось, слышно всей Вселенной.
Шёл в парк восторженный народ, Спешил на самый главный праздник, Народ, уставший от невзгод, От горьких лет и лет ужасных.
Не помню я победный май, Не видел праздничное небо. Я не ходил, был слишком мал – Была великою Победа!
Ведущий 2:
Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Миром. Обернитесь вслед скользящему над землёй облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего дня.
Ведущий 1:
Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас – после нас.
Ведущий 2:
Это для них мы должны сохранить праздник Победы.
Ведущий 1:
Чтобы всегда летел над землей, лукаво холодя открытые детские лица и, гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.
Музыка затихает.
Ведущий 2:
Заключительное слово мы предоставляем членам жюри.
Ведущий 1:
Дорогие ребята, учителя и все присутствующие на нашем мероприятии! Пусть всех нас объединит память о соотечественниках, жизнь которых унесла война! Никто не забыт и ничто не забыто!
Выходят учащиеся:
Тех, кого не вернуть, мы сегодня почтим,
Пусть земля будет пухом героям,
Кто боролся со злом, и солдатам простым…
Пусть Господь души их упокоит.
Пусть не будет им стыдно за тех, кто живет,
Люди – помните, не забывайте.
Воздадим всем погибшим сегодня почёт.
Вы о них вечно помните, знайте.
Ведущий 1 Учащиеся школы вместе с учителями пройдут и поставят зажжённые свечи вдоль обелиска с многочисленными именами наших героев – односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, которые воевали во имя победы добра над злом, за мир во всем мире!
И в эти трогательные минуты каждый из вас держит в своих руках не просто свечу, а свою память и скорбь, в этот миг задумайтесь о наболевшем, о той нестерпимой боли, которую испытала страна.
Ведущий 1:
Вспомните своих близких: дедов, прадедов, всех, кто отдал свой долг на благо нашей Родины. Ведь нет в России ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.
Наступила торжественная минута зажигания свечей.
Мы зажигаем их в честь и память ушедших из жизни солдат и офицеров, воевавших ради жизни на земле.
Прошу приступить к церемонии зажигания свечей.
Выходят учащиеся начальной школы:
- Зажги свечу ты в память о погибших! Огонь святой вдруг память оживит… И вспомнишь ты людей, так жизнь любивших… их только память наша воскресит!
- Зажги свечу ты в память о погибших! За тех, кто жизнь свою не пощадил. За тех, кто пал, за них – недолюбивших,
Кто от беды и слез людей собой прикрыл.
- И ты солдат, тех павших, подвиг вспомни – И в сердце береги - не забывай Зажги свечу ты в память о погибших! В душе зажги и никогда не задувай!
Возложение цветов к памятнику и установка свечей
под фонограмму «Нет в России семьи такой…»
Ведущий 2:
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Музыкальная композиция «Архангел Михаил» (все стоят со свечами).
Минута молчания.
Выходят участники
Для без вести павших в той давней войне,
Ушедших на фронт без прощания,
Обретших бессмертье к победной весне,
Объявляем минуту молчания.
Всех тех, кто навечно остались в морях
И не возвратились к причалам,
И чьи обелиски на дне – якоря,
Помянем минутой молчания.
Всем им, тем кто гладил по тучам рукой,
Судьбу, как винтами, вращая,
На сломанных крыльях нашедшим покой,
Посвящаем минуту молчания.
В честь тех, у кого жизни отнял Афган,
Кого в скорбных цинках встречали,
В честь всех, похороненных в горных снегах,
Застываем в минуте молчания.
Пред теми, кто крест не сменял на ислам
В чеченских зинданах печальных,
Кто пал, защищая Россию от зла,
Преклонимся в минуте молчания.
Минута молчания… Ты так коротка,
Но часто, вмещая года и века,
Набатом стучишься ты в наши сердца,
Чтобы помнили всех, кто стоял до конца.
Ведущий 1:
Сколько бы лет не прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле.
Ведущий 2:
А теперь фотография из нынешней весны -
Рядом с ветеранами их внуки .
78 лет минуло с войны.
А до нас ее доходят звуки…
Вглядитесь пристальнее в лица.
Пусть будет мир на всей земле!
Эта фотография – истории страница.
А продолжать ее тебе и мне.
Снимок с ветеранами на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса чтецов "По дорогам сказок"
Сценарий - конкурс на лучшего чтеца стихотворений...
Сценарий конкурса чтецов, посвященного 70 - летию Сталинградской битвы
конкурс чтецов 3 - 4 кл...
Сценарий конкурса чтецов посвященный Дню Победы
конкурс проводился среди учащихся 1-4 классов...
сценарий конкурса чтецов "моё любимое стихотворение"
Конкурс юных чтецов «Мое любимое стихотворение» - это конкурс, объединяющий всех учащихся начальной школы, желающих поделиться своими читательскими открытиями. Задача конкурса – выявление л...
Сценарий конкурса чтецов «Вдохновленные И.С.Тургеневым »
Сценарий конкурса чтецов «Вдохновленные И.С.Тургеневым », посвященный к юбилею Ивана Сергеевича Тургенева....
Сценарий конкурса чтецов стихов об осени
Внеклассное мероприятие проводится среди учащихся начальной школы или параллелей....
Сценарий конкурса чтецов, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Мероприятие проводится в рамках Пушкинской недели. В конкурсе участвуют обучающиеся начальной школы. Освоение универсальных учебных действий - одно из целей данного мероприятия. Дети учатся ори...