Внеклассное мероприятие «Познаём малую родину». (презентация проекта)
план-конспект занятия (1, 2 класс)

Гугуева Надежда Леоновна

Данное внеклассное мероприятие позволяет создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznayom_maluyu_rodinu.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Познаём  малую  родину».

(презентация проекта)

Цель  мероприятия:

создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа – часть Родины, а любовь к природе есть проявление любви к своему Отечеству. Воспитание гражданственности, любви к своей стране, гордости за свое Отечество, малую родину

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.

 

Планируемые результаты:  

Личностные:  

–        воспитывать интерес младших школьников к родному краю, желание больше узнать о его природе, о том, как описывается природа в поэзии;

–        воспитывать патриотические чувства – осознание своей гражданской идентичности, любви к многообразию и красоте природы Родины;

–        развивать творческие способности – выполнять задания на развитие воображения, фантазии, выразительно читать поэзию.

Предметные:  

–        расширять знания младших школьников о родном крае, его разнообразной природе, достопримечательностях;  

Метапредметные:  

–        применять правила работы в условиях совместной деятельности;

–        принимать участие в коллективном диалоге, высказывать свое отношение к обсуждаемым вопросам;

Технология - КТД

Оборудование: экран для презентации, столы с цветами (лекарственные растения для ароматизации, чай в стаканчиках).

Участники: учащиеся 1 – 2 классов, педагоги,

                    фольклорный ансамбль «Ковылёк».

                                                          Ход мероприятия.

Музыкальная картинка. Аудиозапись мелодии песни «Хутора».

Пауза – голоса птиц (1 мин.)

Мишатка  ( выбегает  на  сцену).

Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, гости дорогие!

Я сейчас от деда убежал, захотелось мне по просторам побегать, в степи погоняться за стрекозами, эхо услышать в глубоком яру!

Учитель 1. Что в степь убегать любишь, это очень хорошо, Мишатка! Только в степь нашу всматриваться надо, чтобы красоту её понять и почувствовать.

Мишатка. А степь наша что, как живая?

Учитель 2. Да, Мишатка, степь полна тайн и загадок. И если откроешь тайны степи, тогда по-другому на наши степные просторы будешь смотреть. Слушай ты и ребята пусть послушают.

                   Степь нашу называли в народе Ладушкой. Вот и решила Ладушка – степь завести своё хозяйство. А чтобы дела в хозяйстве ладились, решила она к четырём природным стихиям обратиться: Земле, Солнцу, Воде и Ветру.

(Выходят 4 ученика с рисунками, изображающими стихии.)

Ладушка – степь (ученица 10 класса).

                  Земля – кормилица, подскажи, как хозяйство своё лучше вести?

Земля (ученица 2 класса).

                  Помогу тебе, Ладушка – степь. Наделю тебя и твоих жителей лучшими землями. Но без света и тепла ничего на этих землях не уродится. Иди за помощью к Солнцу.

Ладушка – степь.

                   Солнце красное! Подарила мне Земля – Кормилица земли, семенами наполненные. Помоги оживить их. Одари их теплом и светом.

Солнце (ученица 1 класса).

                   Помогу тебе, Ладушка – степь. Будет в твоих угодьях тепло и свет. Но без Воды быстро ты в пустыню превратишься. Иди, ищи Воду – поилицу.

Ладушка – степь.

                   Здравствуй, Вода – поилица. Просьба у меня великая. Напои мои угодья живительной влагой.

Вода –поилица (ученица 1 класса).

                   Вижу, Ладушка – степь, ты трудолюбивая, подарю тебе воду рек и озёр, прудов и родников. А вот дождевой и снеговой водой не порадую. тяжело мне тучи в твои края подгонять. Ступай к ветру, проси его о помощи. Не то засуха земли твои высушит, в пустыню превратит.

Ладушка – степь.

                    Земля – под ногами, Солнце над головой, Вода на земле или под землёй. А где Ветер – Ветрище искать? Он то туда летит, то оттуда дует (жестами показывать). Давайте покличем его. Будем звать так: А-у, Ветер - Ветрище! Где у тебя домище? (прокричать дважды)

Ветер – ветрище (ученик 2 класса).

                    Мой дом – воздушное пространство. Говорите, что нужно вам всем!

Ладушка – Степь.

                   Ветер – Ветрище, помоги в мои края тучи гнать. Не то сухо в краях – степях без дождевой и снеговой водицы. И растениям моим влаги не хватает.

Ветер – Ветрище.

                    Земля большая! Везде успеть надо. Но и твоё дело важное. Но всегда помогать тебе не смогу.

Учитель 1.

                   Всех благодарила Ладушка – Степь за помощь. Сама хитро и мудро с растениями обошлась: одних длинным корнем наградила, у других листья и стебель опушила. Растения, что влагу любят, упредила вперед цвести, от жары чтоб спрятаться успели. Мудрая природа наша степная.

                                                                                                                                                         

Учитель 2.

                  Ребята, красивая легенда?

      А вы верите в красоту степи нашей? А оказывается, что она и много тайн хранит. А хотите узнать, эти тайны? И мы хотим. А как можно их узнать?

Варианты ответов детей.

                 - Пойти на экскурсию.

                 - Спросить у бабушек и дедушек.

                 - Прочитать в книгах.

                 - Посмотреть по телевизору, найти в Интернете.

                 - Найти в энциклопедиях.

Учитель1.

                 Вы правы, вот этим мы с вами и занимались. Давайте посмотрим, что мы узнали, чему научились и где это нам пригодится.

Музыкальная пауза.

Учитель 2.

                  Ребята, давайте посмотрим и послушаем, что же у  нас  получилось.

(Мишатка выбегает на сцену, озираясь. Дед смотрит издали, пальцем грозит).

Мишатка:

                 Ребята, деда моего не видели?

                 Как бы мне не попасться ему:

                 Я еще хотел на курган сбегать посмотреть.

Дед:

                А, ну, малец, поди сюды!

                Послушай-ка песню, которую играют хуторяне

(Песня__________________________________________________)

Дед:

               Песня эта о Бобровом кургане. Рядом с ним был хутор, который

               Бобровчиком звали. Места там красивые, заводи обильные – бобры

               плотины строили.

                           

Мишатка:

              А хутора вдоль речки как точно названы в песне.

              А кто сложил ее?

Дед:

              Не знаем имя автора песни. А стихотворение слышал?

              И вы послушайте.

Лиза:

С вершины этого кургана,

Я вижу родину мою.

В чарующей красе ты не найдешь изъяна,

Любуюсь тем, что с детства я люблю.

На склонах вечного кургана

Ковыльным стелется ковром

Донской земли святая тайна,

И думается об одном.

Здесь наши предки обживали степь

Не обходили беды стороною,

Но главное, - и это есть –Что любовались этой красотою.

Мишатка:

            Лиза, давай стихотворение и слова песни о кургане вместе сложим. Другие читать будут. Ой, еще ребята пришли к нам.

(Группа, которая представляет Бобровый курган)

1 ученик:

Мы представим растения, которые видели на кургане,

Но вы их сначала угадайте.

Красой неброской удивлю ребят,

На мне гадают все подряд,

Не василек я, и не кашка,

А называюсь я …… (ромашка)

2 ученик (от команды «Бобровый курган»).

                Ромашка дикорастущее растение. Чаще всего растёт по полям, по    курганам. Стебель высокий со множеством белых цветами с жёлтым глазком.

Мишатка.

А я вот, что от своего деда слыхал.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют от простуды и кашля.

3 ученик:

              Цвету весной я ярким цветом,

              Меня заметят даже летом!

              Колючий я, словно терновник

             А называюсь я….(шиповник)

4 ученик.

              Шиповник – колючий кустарник, с крупными розовыми цветками. На нём растут шаровидные, гладкие, красные, съедобные плоды. Полезно употреблять крепкий зелёный  чай  с  плодами  шиповника.

5 ученик:

             Вот люблю я превращаться!

            А могу и разлетаться:

            Стебель мой, что тонкий пальчик

            И зовусь я….(одуванчик).

6 ученик.

            Одуванчик – дикорастущее, травянистое растение. Его можно встретить везде. Одуванчик – удивительное растение, потому, что он ложится спать вместе с нами, сжимает свои лепестки, становится зелёным. А утром, когда всходит солнце, он опять становится золотым.

(Сдают в папку)

Учитель 1.

              Ребята, да у нас целый альбом составился: и песня о Бобровом кургане и стихотворение, и рассказы о некоторых растениях. Как замечательно.

Музыкальная пауза.

Гришатка вбегает на сцену.

Учитель 2.

               Вот и Гришатка к нам пожаловал.

               Откуда бежишь?

Гришатка.

                 По балке бегал. Красиво там очень. Края балочки цветами усыпаны, а на дне её родники бьют. А знаете, как она называется – Суха

Ученики.

                 Как Сухая, если по ней вода течёт?

Гришатка.

                 Послушайте все историю, которую мой дед от своего деда слышал.

                 Жил в нашем хуторе казак – балагур. Присказки свои налету складывал. Больше всего розыгрыши любил. Вот однажды случилось следующее.

Казак.

                Здорово, сосед! Хочу проехать на Свинарёвский рудник, проеду через балку в падине?

Балагур.

                Поезжай, соседушка, балка смирная, дожди не прибавили воды в ней. Балка сухая, можно сказать.

Гришатка.

                 Подъехал казак к балке, а она разлилась, как море синее.

Казак.

                 Как я поверил этому пустобрёху. Сухая балка называется. Я тебя, соседушка, высушу.

Гришатка.

                 С тех пор эту балку Сухой все зовут.

Группа детей с растениями.

                 

1 ученик.

                  А мы стихотворение о Сухой балке знаем.

                  Как по тропочке, по дорожечке

                  Мы доедем с вами до балочки.

2 ученик.

                 Знаменита она в нашей местности,

                 Знаменита ручьями, а в паводок,

3 ученик.

                 Что разлитое море синее,

                  И весной её нет красивее.

4 ученик.

                  Казачки любили потешиться.

                  И назвали балку бурлящую

                  Не гремучею, полноводною,

                  А Сухую. Вот так и потешились.

1 ученик.

                  В наш альбом о Сухой балке мы хотим внести странички о лекарственных растениях, которые можно найти там.

                 Я – чабрец.

                 Я – лекарь ваш,

                 Чай со мной

                 Целебней каш.

2 ученик.

                Целебными свойствами

                Может гордиться

                Трава золотая

                С названьем – душица.

3 ученик.

                Он украшал курени казаков,

                Был он хорошего вестник,

                Он – символ богатых природных даров.

                Любимый цветок наш – бессмертник.

Учитель 1.

               И ещё один альбом у нас составляется. Назовём его «Сухая балка». Пусть другие ребята его полистают и узнают об этом замечательном месте.

Учитель 2.

              Ребята, мы уже довольно долго путешествуем. Давайте отдохнём! Мы многое узнали об окрестностях Литвиновки. А сейчас у нас музыкальный привал и споём песню  о  нашей  малой  родине.

Исполнение песни «Хуторочек в степи». Запевает ансамбль «Ковылёк», припев исполняют учащиеся 1 – 2 класса. (1 и 3 куплет)

(Исполнение песни сдвижениями).

Учитель 1.

                Отлично отдохнули. Ой, опять кто – то бежит. Да это же Игнатка. Чего хочешь сказать пострылёныш?

Игнатка.

                Я вас хочу позвать ещё к одному интересному месту. К Тишкову колодцу. Я пришёл с ребятами, которые всё о нём знают.

1 ученик.

                Послушайте, ребята, почему колодец Тишковым зовётся.

                Жил в нашей местности пастух, звали его Тит, а в хуторе называли его кто Титок, а кто Тишок.

2 ученик.

                Все табуны к реке гоняли на водопой, а Тит угонял в степь лошадей с утра, никто не видит его до поздней ночи.

3 ученик.

               Терялись в догадках хуторяне, куда гоняет он коней на водопой?  А Тит хитрым способом (дугой) нашёл в степи жилу водоносную, обустроил колодец. Влагой напиталась земля вокруг. А назвали колодец Тишковым – по прозвищу пастуха.

               А ученица нашей школы   написала стихотворение о Тишковом колодце.

По просторам донских степей,

Разметавшись гривами мощными,

Пролетает табун коней

По холмам между травами росными.

Как свеча, на лихом коне

Тит – табунщик несётся вихрем.

Жизнь прожив на родной стороне,

Он хлебнул и труда, и лиха.

А в степи, от людей вдали

Он колодец сам обустроил:

Чтобы в нём напиться могли

Богомольцы, а, может, и воин.

У колодца частенько порой.

Песня душевная льётся

И не думает часто иной,

Почему он Тишковым зовётся.

Игнатка.

              Растений разных много растёт у колодца. О некоторых из них мы сейчас услышим.

1 ученик.

               Я дам вам описание растения, а вы угадайте его по этому описанию.

               Кустик зеленый, жжется как горчица,

               Красива на диво. Это ….крапива!

2 ученик:

              Растет вдоль дорог, скромен невзрачен,

              Его листом лечат раны, укусы комаров, зубную боль.

3 ученик.

              Ходи повсюду осторожно-

              Не нужен будет….. подорожник.

4 ученик:

               Высокая бурьянистая трава,

               Чернобылом ее могут звать.

               Горькая на вкус, но очень полезная.

5 ученик.

               Приходит лето, начинается теплынь.

               На диво быстро подросла … полынь.

               

Учитель 2.

              Вот и о Тишковском колодце составили альбом. Но давайте соединим все альбомы в единое целое. В наш большой альбом вошли легенды, стихи, о замечательных, интересных местах вокруг нашего села. Мы узнали много интересного о степных растениях. Больше узнали о том месте, где родились. Это, ребята, наша малая родина.

Учитель 1.

А родина, где ты родился,

Там тебя взрастят и воспитают.

Не знаю, что за родину отдам,

Но твердо знаю, что ее не покидают.

Учитель 2.

            Нам с вами ещё многое предстоит сделать. Познавая малую родину, вы научитесь любить наше Отечество, научитесь так же прекрасно воспевать наш Донской край.

Ансамбль «Ковылек» - «Ой, да ты кормилец».                                                                                      

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие и презентация на тему: "12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиации"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ТЕМА:12 апреля - Всемирный день космонавтики и авиацииЦели:  Познакомить с историей возникновения государственного праздника. Развивать любознательность, желание узн...

Внеклассное мероприятие(конспект+презентация). Игра "Новогоднее поле чудес"

Внеклассное мероприятие. Игра "Новогоднее поле чудес" для 2-4кл. Перечень вопросов для троек игроков, игры со зрителями...

Внеклассное мероприятие с презентацией 2 класс по теме: Перелетные птицы

На данном мероприятии обучающиеся знакомятся с перелетными птицами, их голосами....

Внеклассное мероприятие с презентацией 3 класс по теме:Дельфины наши братья по разуму и друзья.

Мероприятие разработано с целью расширения кругозора обучающихся о дельфинах и их повадках, образе жизни.....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ с презентацией

презентация и разработка мероприятия по пожарной безопасности...

Внеклассное мероприятие «Защита детских проектов «Мир профессий»»

Конспект внеклассного мероприятия "Защита детских профессий "Мир профессий"". Ребята сделали плакаты, рассказали о том, кем они хотят быть в будущем и поделились, кем работают их р...