ПРОГРАММА "РАСТИМ ДОБРО"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Новокузнецкого муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальжинская основная общеобразовательная школа»
Программа
духовно-нравственного
воспитания учащихся
начального общего образования
«Растим добро»
(1-4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальжинская основная общеобразовательная школа»
Программа
духовно-нравственного
воспитания учащихся
начального общего образования
«РАСТИМ ДОБРО»
(1-4 классы)
2015
Автор-составитель: Филиппова Елена Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Тальжинская ООШ»
Программа по духовно-нравственному воспитанию рекомендована учителям начальной школы. Направлена на решение задач по формированию ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тальжинская основная общеобразовательная школа»
2015 год
Содержание
Раздел | Страница |
Пояснительная записка ……………………….. | |
1.Структура и содержание программы духовно-нравственного воспитания учащихся начального общего образования……………… | |
2.Комплексный подход к реализации программы……………………………………….. | |
3.Педагогический инструментарий и мероприятия по реализации программы…….. | |
4.Планируемые результаты……………………. | |
5.Диагностика результатов…………………….. | |
Заключение……………………………………….. | |
Литература……………………………………….. |
Пояснительная записка
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее ставить цели для дальнейшей деятельности.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно – нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно – нравственными нормами. Педагогический смысл работы по духовно – нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Программа духовно – нравственного воспитания создана на основе:
- ФЗ № 273 от 29.12 2012 г. « Об образовании в Российской Федерации»;
- Требованиях Федерального государственного образовательного стандарта;
- Концепции духовно – нравственного воспитания и развития;
Устава школы;
Программа не противоречит:
- Закона об основных гарантиях прав ребенка 1998 г.;
- Декларации прав и свобод человека;
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции РФ (ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
- Закона Российской Федерации « Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних»;
- Всемирной программы образования в области прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.2004.
Участники программы:
учающиеся 1- 4 классов
• Родители
• учителя
• педагоги - психологи
Цели и задачи духовно – нравственного воспитания учащихся на начальной ступени начального образования.
Цель: воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания
В области формирования личностной культуры:
формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;. формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятым в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущим и поколениями;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям, общественным и государственным институтам;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традициям российским религиям и религиозным организациям , к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры :
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающего с культурно-историческими традициями российской семьи;
бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;
Программа состоит из четырех тематических блоков (1 – 4 классы) (рисунок 1).
Содержательные блоки программы по классам:
1 блок - 1 класс
«Мир моей семьи»
Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
• возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая, определяет его успехи в различных видах деятельности;
• безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.
Цель 1 блока:
Формирование у каждого ребенка осознания неповторимости своей семьи, а также самого себя как части семьи.
Задачи 1 блока:
- Изучать интересы членов семьи;
- Воспитывать уважение к старшим;
- Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;
Учитывая возрастные особенности, в течение учебного года необходимо проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своей семье интересах и увлечениях.
Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период.
2 блок -2 класс
"Ты, да я, да мы с тобой"
Во 2 классе для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в воспитательно-образовательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в коллективе.
Цель 2 блока:
формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи 2 блока:
• обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
• обучать детей разделению труда при выполнении заданий;
• воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
• формировать традиции классного коллектива.
3 блок -3 класс
"Вместе лучше!"
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. В школе учатся дети разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
Цель 3 блока:
формирование толерантных отношений между детьми, с какими – либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи 3 блока:
• воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
• формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
4 блок- 4 класс
"Учимся договариваться"
Для младших школьников очень важны признание и одобрение со стороны взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению неадекватного поведения у некоторых обучающихся, что ведет к конфликтным ситуациям в классе.
Цель 4 блока:
формирование умения правильно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи 4 блока:
• создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
• развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
Психологические знания, полученные на занятиях, помогут ученикам завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.
Рис 1. Структура программы духовно-нравственного
воспитания учащихся
начального общего образования
«Растим добро»
Комплексный подход к реализации программы
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности (рисунок 2.).
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В связи с этим стандарт начального образования представлен в совокупности урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Рис.2 Структура образовательной деятельности по реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы
Таким образом, духовно – нравственное воспитание, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям происходит в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности (таблица1).
Таблица 1
Форма деятельности | Содержание мероприятий |
Урочная деятельность Предметы учебного плана
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность | Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно – оценочным линиям развития в разных предметах. Окружающий мир, 3-4 кл.- «Современная Россия – люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребенка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, ее природе, людях, истории. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях: Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел: - беседы и классные часы, часы общения; - просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; - экскурсии и путешествия по примерной тематике : «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т. д. -коллективно - творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т. п.) с примерной тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т. п. - встречи – беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; - ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России; -осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; - ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов; - завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: « Какие новые правила я узнал?», « Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.л.
Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края ( фольклор, народные ремесла и т.л.). Забота о памятниках защитникам Отечества Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны. Организация для жителей своего села национально – культурных праздников, фестивалей. Участие в детско – взрослых социальных проектах |
Воспитание нравственного чувства этического сознания и готовности совершать добрые поступки.
Форма деятельности | Содержание мероприятий |
Урочная деятельность Предметы учебного плана
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность
| Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно – оценочным линиям развития в разных предметах. Литературное чтение ( анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребенка и т.д.) Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир ( « связь человека и мира», правила поведения в отношениях « человек – человек» и « человек- природа» и т.д.). Основы религиозных культур и светской этики- – элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережное , гуманное отношение ко всему живому; - знание правил вежливого поведения , культуры речи, умение пользоваться « волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремление избегать плохих поступков. не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально – психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии. Проблемный диалог ( образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. Продуктивное чтение ( образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища. Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел: - беседы и классные часы ; -просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; - экскурсии; -коллективно – творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) -ознакомление( по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями; Осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; - ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; - туристические походы и другие формы совместной деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм. Завершение каждого из этих событий рефлексией. Посильное участие в оказании помощи другим людям: -подготовка праздников, концертов для жителей села, ветеранов, пожилых людей и т.п.; Строго добровольно и с согласия родителей сбор собственных небольших средств для помощи нуждающимся; - решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов. |
Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.
Психологические знания, полученные на занятиях, помогут ученикам завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.
Педагогический инструментарий и мероприятия по реализации программы
Программа реализуется с помощью следующих инструментов:
Портфолио выходного дня:
Результат взаимодействия родителей, обучающихся и учителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей музеев, исторических достопримечательностей местности, детских театров, выставок, зоопарка, и т.п. Результаты посещений отражаются в личных работах обучающихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный, творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. В конце учебного года проводится Фестиваль «Портфолио выходного дня».
Классные часы (часы общения, беседы)
Примерные темы к размышлению
▪ « В дружбе – сила».
▪ «Семейные проблемы. Как их решать?»
▪ «Добро и зло». Классный час.
▪ «Дружбой дорожить умей». Час общения.
▪ «Дорога к доброте». Урок нравственности.
▪ «Что значит быть настоящим человеком?». Классный час.
▪ «Что такое доброта?» Урок нравственности.
▪ «Казанская Богородица-покровительница земли Русской».
▪ «Честность и правдивость». Урок нравственности.
▪ «Русские семейные праздники». Посиделки в кругу семьи.
▪ «Способы разрешения конфликтных ситуаций». Тренинг.
▪ «Спешите делать добро». Классный час.
▪ «Умей дружить и добро творить». Классный час.
▪ «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». Классный час.
▪ «Православные традиции русского народа. Рождество»
▪ «Дорогою добра». (Ко дню толерантности – 16 ноября)
▪ «Единство души и земли». Внеклассное мероприятие.
▪ «Рождество Христово». Праздничная программа.
▪ «Если добрый ты…». Классный час.
Праздники
Мир вокруг нас
Праздник бабушек и дедушек
Дорогие и любимые ( для мам и девочек)
Путешествие по океану знаний ( совместно с родителями)
Русские посиделки ( фольклорный праздник)
День Святого Валентина – День влюбленных
«Наша дружная семья» ( совместно с родителями)
Праздник Осени. Осенний бал
Здравствуй, здравствуй Новый год
Масленница. В крестьянской избе. Святки. колядки.
Проекты
Темы социальных проектов:
- Праздник для ветерана
- Милосердие
- Кормушка
- Снежный городок для дошколят
-За чистоту улиц села!
- Благоустройство территории школы
- Аллея первоклассника
Темы информационных проектов
СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов
Изречения великих людей о нравственности
Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности
Что в дружбе главное?
Славные сыны родного края
Отважные герои Руси
Знаменитые люди нашего села.
Книга – великое чудо на свете.
Средовое проектирование
Создание среды, школьного пространства духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
Школьное пространство позволяют обучающимся:
1.Изучать и осваивать:
-символы российской государственности и символы родного края;
- общенациональные, муниципальные, школьные праздники;
- историю, культурные традиции;
-афоризмы о нравственности;
-цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины;
-портреты национальных героев и краткие данные о них ( олимпийские чемпионы, герои страны и др.)
2.Узнавать:
- достижения педагогов и обучающихся школы;
- выпускников школы, которыми она гордится;
-связи школы с социальными партнерами.
Творческие конкурсы
Ученик класса
Мир природы глазами детей (рисунки, фотографии)
Живи, Земля! (рисунки, фотографии)
Зеленая планета (рисунки, фотографии)
Мастерская Деда Мороза
Осенний букет
Волшебный мир снегурочки
Здоровье детей – Здоровье нации!( рисунки)
Мой любимый вид спорта
Я против вредных привычек
Супершкольница
При солнышке тепло – при матери добро (рисунки)
Выставка технического творчества и др.
Традиционные общешкольные дела:
День Знаний
День первоклассника
Дары осени (выставка)
День Учителя (КТД)
День примирения и согласия
День правовых знаний
День матери (КТД)
Дни здоровья (« Папа, мама, я – спортивная семья», « Зарничка», и др.)
День защитника Отечества ( КТД)
День памяти воинов – интернационалистов
День подарков просто так (КТД)
День Победы
Предметные недели.
Интеллектуальные игры, Викторины, Предметные олимпиады
День науки
Отчетные концерты и др.
Рекомендуемые примерные списки книг, мультфильмов для совместного просмотра и обсуждения, совместно с родителями.
Книги для чтения
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек»
Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка»
Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
Барто А. Л. Стихи
Братья Гримм Сказки
Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
Дудин М. «Берегите землю»
Гайдар А. П. Повести и рассказы
Драгунский В. Ю. Рассказы
Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»
Крылов И. А. Басни
Маршак С. Я. Стихи
Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Носов Н. Н. Рассказы
Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»
Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»
Перро Ш. «Золушка»
Пришвин М. М. «Ребята и утята»
Родари Дж. «Чиполлино»
Толстой Л. Н. Рассказы
Чуковский К. И. Сказки
Мультфильмы
«Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»
«Волшебник Изумрудного города»
«Бременские музыканты»
«Гуси-лебеди»
«Лиса и журавль»
«По щучьему веленью»
«Конек-Горбунок»
«Кот, петух и лиса»
«Морозко»
«Двенадцать месяцев»
«Малыш и Карлсон»
«Крокодил Гена и Чебурашка»
«Дудочка и кувшинчик»
«Цветик семицветик»
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Примерные темы родительских собраний:
1 класс
Организационное собрание: «ФГОС начальной школы».
Первые трудности ребенка в школе.
Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания.
Как помочь ребенку учиться?
Роль семейного чтения в воспитании детей.
Роль отца в воспитании детей.
2 класс
Возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников.
Этапы нравственного развития ребенка.
Пример родителей – один из ведущих факторов воспитания. Дисциплина в семье. О наказании и поощрении в семье.
О чем родители не говорят с детьми.
Когда не хватает любви.
О детском творчестве и детских играх.
Воспитание в труде.
3 класс
Любовь детей к родителям и родным.
Общение. Его роль в развитии личности младшего школьника.
Ваш ребенок и его сверстники. Детская дружба.
Воспитание чувства стыдливости.
О воспитании правдивости в детях.
4 класс
Участие детей в трудовой деятельности семьи и школы.
Зависть.
Организация досуговой деятельности в семье.
О причинах дурного воспитания в наше время.
Как помочь выпускнику начальной школы подготовиться к пятому классу
Особенности среднего школьного возраста.
В течение года с родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации; классный руководитель совместно с членами родительского комитета посещает квартиры обучающихся; проводятся заседания родительского комитета.
Планируемые результаты реализации программы
«Растим добро»
Конечным результатом освоения программы «Растим добро» является модель выпускника начальной школы.
Выпускник начальной школы:
• любит свой народ, свой край и свою Родину;
• уважает и принимает ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;
выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
• готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Диагностика
Что изменится | Каким образом фиксируем, замеряем |
- уровень сформированности духовно-нравственной культуры обучающихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; - активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности; | - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений обучающихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); |
- приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; - развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин; - приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.
| - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; - диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся. |
Заключение
В воспитании россиянина – гражданина и патриота, духовно-нравственного человека – важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и иных коллективах, в сферах массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они воспитываются в период школьной жизни.
Дети младшего школьного возраста особо восприимчивы для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы, так как пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют возрастные периоды становления личности школьника.
Необходимо создать все условия для формирования духовно-нравственных ценностей личности, любви к своей стране, потребности творить и самосовершенствоваться. На это и направлена данная программа.
Литература
- Пенькова Е.Г., Добро и зло вокруг нас.- М.: «Педагогический поиск»/ Завуч начальной школы, 2008 №7.
- Черемисина В.Г., Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.- Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2010.
- Коновалова Г.А., Патриотическое воспитание школьников в современных условиях.- Новокузнецк, 2003.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Воспитательная работа в начальной школе.- Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.
- Дереклеева Н.И., Родительские собрания в 1-4 классах.-М.: ВАКО, 2005.
- Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе.-М.: Торговый центр Сфера, 1998.
- Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Сценарии школьных праздников: Книга для учителя.- М.: Первое сентября, 2010.
- Венгер А.Л.,Цукерман Г.А., Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-пресс, 2001.
Приложение
Приложение 1
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)
(по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...