«Как не дать огню стать хозяином дома» методическая разработка
план-конспект
Разработка сценария внекласснного мероприятия по пожарной безопасности для детей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоалейская средняя общеобразовательная школа»
Третьяковского района, Алтайского края.
Сценарий внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности для учащихся начальных классов
«Как не дать огню стать хозяином дома»
Подготовила:
Григорьева Лариса Васильевна
Учитель начальных классов
МКОУ « Новоалейская СОШ»
с. Новоалейское.
Пояснительная записка
Пожар... Как часто в последнее время слышится это страшное слово. А ведь возникновение возгорания - это нередко результат всего лишь несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём. В целом по стране по беспечности граждан происходит до 70% пожаров. А каждый 14-й пожар из них – вследствие детской шалости. Ежегодно в нашей стране на пожарах гибнут сотни детей.
Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с раннего возраста.
Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя.
Цели мероприятия:
Образовательные :
Познакомить с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною;
- с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
-с первичными средствами пожаротушения;
-с правилами пожарной безопасности.
Развивающие :
- Развивать мышление, речь, память, наблюдательность, любознательность учащихся;
- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- развивать умение реально оценивать возможную опасность.
Воспитательные :
Воспитывать осторожное обращение с огнём;
-бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять бережное отношение к пожарным.
Познавательные:
Понимание основных причин возникновения пожара и мерах предосторожности для его исключения; использовать различные способы поиска информации.
Коммуникативные:
Формулировать речевое высказывание.
Предварительная работа:
- заучивание пословиц, поговорок, стихов об огне, пожаре, о пожароопасных предметах, электроприборах, чтение художественных произведений Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака.
Оборудование:
Избушка на курьих ножках, 2-3 листа бумаги, на которых изображен костер, макеты огнетушителей (изготовленные из пластиковых бутылок, покрашенные в красный цвет), фишки, 2 тазика с песком, 2 совочка детских, телефон, утюг, плакаты, декорация домика, сладости.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.
Отгадайте загадки:
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)
Без зубов, а кусает, с языком, а не лает. (Огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может два
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь (огонь)
Ведущий:
Всегда ли огонь сердитый и злой?
(Дети приводят примеры)
Ведущий:
Знают все: человек без огня,
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь повседневный друг.
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашем врагом.
Человеку друг огонь, только зря его не тронь.
Ведущий: Огонь дает людям свет, тепло, его используют для приготовления пищи, для изготовления различных вещей и предметов на фабриках, заводах. Огонь поднимает в космос ракету. Когда огонь помогает человеку в его делах, он является полезным помощником и другом человека. Но бывает, что огонь перестает слушаться человека, становится врагом и оборачивается – пожаром.
Чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться.
Ведущий:
Послушайте пословицы об огне.
- Человек без огня не живет ни дня.
-Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Как вы поняли эти пословицы?
Кто из вас знает пословицы про огонь? ( ответы детей)
Ведущий:
А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Если дым валит клубами,
Пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар – это бедствие….?
Дети: Пожар!
Ведущий:
С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь выходит из повиновения, не щадит никого и ничего. Сталкиваются две силы: человек и огонь. Пожар - не случайность. А результат легкомыслия и беспечности. Я призываю вас всегда быть осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара. Не забывайте простую истину: опасность легче предупредить, избежать её, чем ликвидировать, бороться с нею. Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о том, почему в доме может возникнуть пожар и как надо себя вести, что делать, если в доме возник пожар.
(Внезапно раздается стук, шум. Прилетает Баба Яга с метлой в руках)
Б.Я. Ох, как удачненько я приземлилась! Узнали меня? Да, это я – Баба яга! Что это у вас здесь за мероприятия? Именины?
Дети: Нет!
Б.Я. Свадьба?
Дети: Нет!
Б.Я. Новый год, что ли?
Дети: Нет!
Б.Я. Ну, а что же тогда?
Дети: Мероприятие.
Б.Я. Ух, ты, отдыхаете значит? Молодцы хорошо вам здесь в тепле. А у меня вот беда?
Ведущий: Что такое Яга? Что случилось?
Б.Я. Э-э-эх! Избушку мою на курьих ножках помните? Так вот сбежала она. Стала я бездомная. Бомжиха одним словом. Э-э-эх! Судьба моя горькая! Ребята, а вы тут мою избушку не видели?
Дети: Нет, не видели.
Ведущий: Что же она от тебя сбежала? Может ты её чем-то обидела?
Б.Я. Я, обидела? Да я самая безобидная на свете бабушка… Ну, бывает иногда немного расшумлюсь, а вообще-то я веселая, люблю пошутить, поиграть. А хотите поиграть? Я знаю отличную игру.
Игра на внимание «Огонь, вода, песок»
Б.Я. Предлагает детям запомнить движения: вода- дети показывают горизонтальную волну одной рукой; 0гонь – дети показывают вертикальные волны обеими руками, изображая пламя; песок – дети делают движения пальцами, словно они сыплют песок сверху вниз. Затем Б.Я. называет слова, стараясь сбить игроков с толку, а дети должны показать соответствующие движения правильно.
( Во время игры появляется домовенок Кузя.)
Б.Я. Кузенька! Домовёночек мой! Где моя избушка? Помоги мне её вернуть! Устала я жить на улице! Уж больно холодно!
Кузя: А я тебя предупреждал, бабуля. Сбежит от тебя избушка! Не вынесет такой жизни!
Ведущий: Кузя, а почему это избушка на курьих ножках не хочет возвращаться к Б.Я.
Кузя: (сердито) Почему, почему. Да потому что с ней жить опасно. Как наша бедная избушка до сих пор еще не сгорела и не взорвалась – не знаю. Баба Яга на технике помешалась. У неё в избушке что только нет: и русская печь, и газовая плита, и микроволновка, и электромясорубка, и еще много чего такого. А правил пожарной безопасности совсем не соблюдает.
Б.Я. (возмущенно) Каких таких правил? Никаких правил пожарной безопасности знать не знаю, ведать не ведаю. Да, избушка моя только снаружи избушка, а внутри – евроремонт и всякая техника, как в кино.
Ведущий: Кузя, а может тебе нужно было Бабу Ягу обучить правилам пожарной безопасности? Тогда и избушка с вами бы осталась.
Б.Я. (плаксивым голосом) Да! Я же в детский сад не ходила. В школе не обучалась. Все в лесу, да в лесу…. Одичала совсем…
Кузя: Ну, не знаю, не знаю… Вредная она… Я думал, она не захочет…
Ведущий: А я думаю, ты не прав, Кузя. Давай-ка поможем ей избушку вернуть. Ребята, поможете нам?
Дети: Да!
Кузя: Ну, хорошо. Только я переоденусь. (Достает из рюкзака пожарную каску и куртку). Вот. А теперь ответьте на такой вопрос: чем тушат огонь? Чего он боится больше всего?
Дети: Водой!
Кузя: Правильно. А что может стать причиной пожара знаете?
Дети: Да! (ответы детей)
Ведущий: Кузя, а ты знаешь, что можно поиграть в игру с ребятами. А игра называется «Выбери пожароопасные предметы» (Перед каждым ребенком альбомный лист с изображением различных предметов, в том числе пожароопасных) ребята вы должны быстро и без ошибок разложить фишки на пожароопасные предметы. (Дети быстро выполняют задание. (Проверка объяснение детей почему они закрыли тот или иной предмет. Со спичками играть нельзя. Если свечу оставить зажжённой, она может стать причиной пожара. И.т.д…)
Ведущий: Молодцы. Все верно. Причиной пожара может стать неисправная электропроводка, не затушенная сигарета, не выключенные из электросети электроприборы. А еще детские шалости со спичками, зажигалками, свечами.
Кузя: Молодцы ребята !Знаете правила пожарной безопасности. А теперь научим Бабу Ягу. Итак, начинаем!
Правило первое! Будь осторожен с огнем! Вот расскажи-ка ты нам, бабуся ягуся, как ты печку топишь?
Б.Я. Как, как… Очень просто! Дров накидаю в печь – да и спичку туда! А сама на печку залезу, да и сплю – храплю в тепле!
Кузя: Да кто же так топит старая? Даже дверцу печи не закрывает, а листа железного возле неё нету, угольки и горящие головешки сыплются прямо на пол деревянный! Ты на печке храпишь, а я всю ночь вокруг печи горящие угольки подбираю,тушу, водой поливаю.
Ведущий: Вот послушайте одну печальную историю про одного мальчика, который играл у печки.
У бабушки Саша решил поиграть,
И дверцу у печки полез открывать,
Из печки упал озорной уголёк
И пол деревянный мгновенно зажёг.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочка бабушкин дом:
Пылают обои, полы, потолки, резвятся вовсю огоньки- угольки .
Горящие стены печально гудят,
А бабушка с Сашей в сугробе сидят,
Сидит Александр и не может понять:
Зачем же он дверцу полез открывать?
Б.Я. Так, погоди-ка. Значит я теперь дрова аккуратненько буду в печь класть, дверцу накрепко закрывать, чтобы угольки из неё не сыпались. И лист железный возле печи обязательно положу.
Кузя: Хорошо. А теперь скажи, ка ты газовую плиту включаешь?
Б.Я. Как, как… Очень просто! Крантик поверну- да и спичку туда! Эх. горит все синем пламенем.
Кузя: Вот-вот. Суп поставит варить на плиту, а сама прыг в ступу и улетает. А я весь день слежу, чтобы пожар не начался. Разве можно газ включенным оставлять?
Это правило второе: будь осторожным с газом.
Ведущий:
В квартире оставлять нельзя
Газ включенным гореть.
В противном случае друзья,
Придется горько пожалеть.
Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде.
Б.Я. Ну я же этого и не знала, Кузенька! Теперь знать буду, спасибо тебе! Ну. Давай, возвращай мне мою избушку!
Кузя: Нет, погоди! Это ещё не все правила, которые ты должна знать.
Б.Я. Ох, что-то я устала, давай отдохнём…
Ведущий: Ты, Баба Яга, посиди, отдохни, а ребята тебе стихи о правилах пожарной безопасности почитают.
Учащиеся:
Это тесный, тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер может вспыхнуть
Как костер.
Не шутите с сестричками
Тоненькими спичками.
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь.
Быть нельзя огня вблизи,
Там, где краска, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «огнеопасно»
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его водой.
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны мы сделать детки?
Вынуть вилку из розетки.
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать.
Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
Б.Я. Ну и молодцы! Просветили бабушку. Только вот мне кое-что непонятно: Какой такой большой огонь, дымом все объято и зачем убегать из дома вон, если я буду соблюдать правила пожарной безопасности и у меня избушка не загорится?
Ведущий: А это, бабушка, на всякий случай. Вдруг дети остались дома одни и в это время по неосторожности или по какой-то другой причине возник пожар. И ребята должны знать как надо себя вести, что делать во время пожара.
Кузя: А вы, ребята, знаете что делать? (Ответы детей)
Ведущий: Давайте покажем Бабе Яге и Кузе, как правильно надо себя вести во время пожара в доме. Вот здесь у нас стоит дом и в нём изображены различные причины пожара. Вы, должны ребята показать свои действия и рассказать, почему так, а не иначе надо делать, Итак начнем. (2-3 ребенка показывают и объясняют как надо действовать)
- Если пожар небольшой, огонь можно затушить водой или накрыть плотным одеялом, ковром.
- Нельзя тушить водой электроприборы, надо сначала их выключить, вынуть вилку из розетки, а то может ударить током.
- Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, нужно быстро покинуть помещение.
- Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами – опасен не только огонь, но и дым. Можно задохнуться.
- Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться и пробираться к выходу, прикрывая нос и рот мокрым платком или полотенцем.
- Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивать огонь.
- Во время пожара нельзя открывать окна и двери в доме, этим вы только увеличите тягу и огонь станет сильнее.
- Старшие дети должны помогать младшим покинуть горящее помещение. Или позвать на помощь взрослых сказав, что в квартире есть маленькие дети.
Кузя: Ну и молодцы! Умелые ребята. Самое главное не паникуйте, не мечитесь зря по дому и не пытайтесь сами тушить большой огонь. Плотно закройте дверь и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям. Если у вас дома нет телефона, или телефон остался в горящей комнате, то можно позвонить от соседей и вызвать пожарных.
Ведущий: у нас развешаны плакаты о том, отчего может возникнуть пожар и как действовать при пожаре. Это для того, чтобы легче было запомнить. И вы Кузя и Баба Яга вместе с учащимися рассмотрите эти плакаты, чтобы никогда не забывать правила пожарной безопасности.
Б.Я. Ну-ка, ну-ка. Интересные картинки. Теперь точно ни за что не забуду эти правила.
Кузя: А у меня есть еще вопрос к ребятам. Мы знаем, что огонь боится воды, а чем еще можно потушить огонь?
Дети: Песком.
Кузя: Давайте поиграем в игру «Тушим песком»
Соревнуются две команды. Нужно носить песок из песочницы маленькими детскими совочками. Носить осторожно не рассыпать сыпать на листок с изображением костра. Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к костру больше песка.
Б.Я. А я вот слыхала, что есть ещё такие штуковины…… шипушители! Они пожар вмиг тушат. Шипят и тушат, шипят и тушат. Мне такой шипушитель очень нужен для моей любимой избушки!
Ведущий: Да не шипушитель, бабушка, а огнетушитель полагается иметь в каждом доме. У нас в школе они есть. Они тушат огонь пеной или специальным порошком.
Кузя: Вот он какой. (Показывает огнетушитель).
Ведущий:
Если есть огнетушитель,
Будет найден нарушитель,
Не уйти огню от нас, все потушит пенный газ.
Но пользоваться им могут только взрослые! Бери Баба Яга огнетушитель для своей избушки.
Кузя: А для вас, ребята, у меня есть вот такие игрушечные огнетушители, и сейчас мы с вами поиграем в игру «мы пожарные».
Ведущий: А чтобы стать пожарными, нужно быть ловкими, смелыми, сильными, дружными. Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый ловкий и быстрый.
«Игра с огнетушителями»
Две команды, каждой выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся предметы по количеству играющих, которые нужно затушить. По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат) ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли бежит следующий участник команды. Побеждает та команда, которая первой «потушит» пожар.
После игры появляется избушка на курьих ножках, которую ведет Кузя на веревочке.
Ведущий: Баба Яга, посмотри кто идет!
Б.Я. Радость-то какая! Вернулась родненькая! Я теперь все правила пожарной безопасности соблюдать буду! У меня для тебя и подарок есть! (Дарит ей огнетушитель).
Ну ребятки, теперь я снова счастливая и радостная. Это вы и Кузя мне радость вернули! Спасибо вам. Ну, а теперь нам пора в сказочный лес. (Баба Яга тянет избушку за верёвочку, та упирается. Баба Яга делает вид, что обсуждает что-то с ней, потом объявляет, что у Избушки для ребят сюрприз. Дверца открывается, Баба Яга достает сладости, дарит их детям. Кузя, Избушка и Баба Яга прощаются и уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час "Не забыть нам этой даты..."
Данный методический материал был разработан для организации мероприятия, посвящённого Дню Победы с целью познакомить учащихся начальной школы с героической историей нашей Родины и участниками войны....
Методическая разработка тематического занятия «Танец в огне» с использованием электронно-образовательных ресурсов (ЭОР)
Занятие посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Его проведение можно приурочить к 8 сентября (начало блокады Ленинграда), к 27 января – Дню с...
Методическая разработка игровой программы «Олимпиада зажигает огни»
Игровая программа для начальной школы, дающая представление об Олимпийском движении, зимних олимпийских видах спорта и Олимпийских играх в Сочи....
Методическая разработка "С огнем шутки плохи"
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ГПД и поможет в работе...
Методическая разработка классного часа "Быть хозяином непросто"
Классный час направлен на воспитание экологического сознания детей. Цель: привлечение внимания к проблемам использования и экономии энергии, энергоресурсов и охране окружающей среды; ...
Методическая разработка классного часа «Литературно – музыкальная композиция «Не забыть нам этой даты»
Методическая разработка классного часа «Литературно – музыкальная композиция «Не забыть нам этой даты» 75-лет Победы нашего народа ...
Методическая разработка урока по предмету "Арктиковедение" для 1 класса "Белый медведь- Хозяин Арктики
Арктиковедение- предмет, который помагает обучающимся совершать путешествие в самый холодный уголок нашей страны, не выходя из класса. Обучающиеся смогут устанавливатьпростейшие взаимосвязи между прир...
Комментарии
Интересная разработка.
Интересная разработка. Главное - очень актуальная. Все дети должны знать правила пожарной безопасности.