«Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя»
учебно-методический материал (4 класс)
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ – отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
На здоровье человека оказывает влияние множество факторов.
Внешние факторы (за пределами ОУ):
- Экология;
- Семья и микроклимат в ней;
- Круг общения, вредные привычки;
- Питание;
- Здоровый образ жизни.
Внутренние факторы (в самом ОУ):
- Организация учебного процесса, методика организации урока;
- Организация и реализация воспитательного процесса;
- Двигательный режим учащихся в урочное и неурочное время;
- Создание условий психологического комфорта;
- Организация медицинского обслуживания в ОУ;
- Организация питания в ОУ;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм в ОУ.
Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов. Таким образом, на классного руководителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья. Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!».
Сам по себе термин здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Здоровьесберегающие технологии ставят своей целью не только сохранение и улучшения здоровья учеников, но и просвещения их в области здорового образа жизни.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
- сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе;
- научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Что же может школа? В учебно-воспитательном процессе применяются различные виды здоровьесберегающих технологий. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его ученикам. А также здоровьесберегающие технологии ставят своей задачей достижение эффективного взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий подразделяются на три подгруппы:
- Организационно – педагогические технологии (ОПТ),
определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии (ПИТ)-
связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- Учебно-воспитательные технологии (УВТ) –
включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
По теме здоровьесберегающих технологий в нашей школе говорилось неоднократно.
На уроках пользуются большой популярностью:
- Динамические паузы (физминутка) – как вид активного отдыха
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная и артикуляционная
- Логоритмика
- Гимнастика корригирующая
- Релаксация
- Самомассаж, точечный самомассаж
- Технология В.Ф. Базарного
Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только физическое здоровье, но и психологическое. Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Вряд ли среди классных руководителей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни.
Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в начальной школе. Цикл бесед «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз, как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Загадки доктора Неболита», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение», «Как уберечь себя от беды», «Наше здоровье в наших руках».
Работа по формированию ЗОЖ в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, так как основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Работа с семьей можно построить по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
5. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования).
Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья, нравственные аспекты», «На контроле здоровье детей», «Режим труда и учебы», «Физическое воспитание детей в семье», «Алкоголизм, семья, дети», «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека», «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности», «Вредные привычки у детей», «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», «Нецензурная брань – это тоже болезнь». Социальный вред алкоголизма».
Если классный руководитель или воспитатель, организуя деятельность обучающихся, поможет ребенку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в классе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей самостоятельной жизни.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Подвижные и спортивные игры.
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе продленного дня. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Примеры: «Вызови по имени», «Стоп», «Дети и медведи». Игры с мячом.
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).
Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
- Арттерапия.
Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.
- Сказкотерапия.
Сказка – любимый детьми жанр. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Во время занятий сказкотерапией можно использовать примеры таких сказок, как: Сказка про то, как одежда обиделась, Сказка про электрический ток, Мишкина помощь, Сказка про горшочек.
- Технологии воздействия цветом, или цветотерапия.
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Например, красный стимулирует к принятию решений, возбуждает нервную систему, а синий цвет, наоборот, успокаивает, помогает сосредоточиться.
- Технологии коррекции поведения.
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме:
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительно-совместные игры.
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, психотехнические игры.
- Коллективно-дидактические игры, психотехнические освобождающие игры, режиссерская игра, народные игры.
- Психогимнастика.
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Например, для агрессивных детей, можно использовать простые, но эффективные упражнения. Например: рвать и бросать бумажки, Побить боксерскую грушу или подушку, потопать ногами, повтирать пластилин в бумагу.
- Музыкотерапия.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню.
- Фитомодуль
Одним из методов реализации здоровьесберегающих технологий является создание фитомодулей. Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат помещений.
Общение с растениями несёт несомненную пользу детям в плане как физического, так и психического здоровья. Зелёные растения радуют глаз, они очищают энергетику атмосферы в помещении, есть растения способные успокоить перевозбуждённого ребёнка, или наоборот взбодрить вялого, аморфно настроенного ученика. Многие растения выделяют фитонциды, способные бороться с микробами, они очищают воздух от пыли.
Количество фитомодулей, необходимых для того, что бы воздух был очищен, зависит от размеров помещения. Обычно, в среднем, это 1 м2 растений на 100 м2.
Самый дефицитный газ в помещении - кислород. Его недостаток резко снижает работоспособность, может даже возникнуть гипоксия - плохое кровоснабжение мозга. Оно ведет к быстрой утомляемости. А растения в процессе фотосинтеза способны восполнять недостаток кислорода.
Нужны в классе и растения, способные "забирать" пыль: и крупную, что скопилась на жалюзи и подоконниках. Она, кстати, самая вредная.
Цели и задачи создания фитомодуля.
-создание здоровьесберегающей среды в классе
-воспитание любви к природе
-воспитание ответственности за живой организм.
Кроме того, комнатные растения можно разделить по их свойствам и пользе:
Растения-ионизаторы, противомикробные, поддерживающие влажность, растения с лечебным эффектом, растения-фильтры, с фитонцидными свойствами, растения для психолого-эмоционального воздействия.
И на основе этого был выявлен ряд растений, которые можно использовать в фитомодуле в условиях школы.
-традесканция очень известное и неприхотливое растение. Традесканция комнатная отлично очищает окружающий воздух не только от углекислого газа, но и от токсинов и тяжелых металлов.
- алоэ, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
- хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.
- фуксия, азалия. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому ребята смогут изучить их строение.
- денежное дерево. У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.
- китайская роза, глоксинии, крассула – растения фильтры, отлично собирающие пыль в помещениях, а также относятся к растениям, поддерживающим влажность.
Комнатные растения запрещенные в школе:
- фикус, диффенбахия. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.
- все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
- олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
- герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.
Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.
На основе растений, которые разрешены в школе, можно привести несколько примеров уже готовых фитомодулей с различными свойствами.
Гибискус (китайская роза), хлорофитум 2 штуки, пеперомия. Гибискус ( китайская роза) – 2 штуки, несколько сортов традесканций, алоэ – 2 сорта, шефлера. Такой фитомодуль в классе позволит очистить воздух в классе, а также, благодаря наличию крупных листьев позволит детям ухаживать за этими растениями самостоятельно.
Пример второго фитомодуля для психолого-эмоционально воздействия: гибискус, фиалка, традесканция. В данном фитомодуле можно также проследить влияние цвета на психо-эмоциональное состояние учеников: Холодные( фиолетовые, синие, голубые и зеленые тона) успокаивают нервную систему. Композициями из синевато- голубоватых цветков хорошо любоваться перед сном.Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности.
Теплые красные, оранжевые, желтые тона, наоборот, помогают проснуться. Растения с ярко-красной окраской бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Растения с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию.
Третий фитомодуль оздоровительный. В его состав входят растения, обладающие противомикробным эффектом: алоэ – 2 вида, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями. К нему можно добавить несколько растений с крупными стеблями, листьями и цветами, чтобы дети могли изучать строение растения.
Кроме того, организация фитомодулей в школьном кабинете создает условия для взаимодействия учителья и учеников, учеников между собой. На этапе создания фитомодуля, например. Совместная высадка растений. Далее изучение свойств растений совместно с учителем и последующий уход за ними.
Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – обучающиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Следует помнить, что планирование работы классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»
«Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя»
Классный руководитель
Скибюк Т. А.
р. п. Благовещенка
2021 год
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ – отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
На здоровье человека оказывает влияние множество факторов.
Внешние факторы (за пределами ОУ):
- Экология;
- Семья и микроклимат в ней;
- Круг общения, вредные привычки;
- Питание;
- Здоровый образ жизни.
Внутренние факторы (в самом ОУ):
- Организация учебного процесса, методика организации урока;
- Организация и реализация воспитательного процесса;
- Двигательный режим учащихся в урочное и неурочное время;
- Создание условий психологического комфорта;
- Организация медицинского обслуживания в ОУ;
- Организация питания в ОУ;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм в ОУ.
Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов. Таким образом, на классного руководителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья. Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!».
Сам по себе термин здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Здоровьесберегающие технологии ставят своей целью не только сохранение и улучшения здоровья учеников, но и просвещения их в области здорового образа жизни.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
- сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе;
- научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Что же может школа? В учебно-воспитательном процессе применяются различные виды здоровьесберегающих технологий. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его ученикам. А также здоровьесберегающие технологии ставят своей задачей достижение эффективного взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий подразделяются на три подгруппы:
- Организационно – педагогические технологии (ОПТ),
определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии (ПИТ)-
связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- Учебно-воспитательные технологии (УВТ) –
включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
По теме здоровьесберегающих технологий в нашей школе говорилось неоднократно.
На уроках пользуются большой популярностью:
- Динамические паузы (физминутка) – как вид активного отдыха
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная и артикуляционная
- Логоритмика
- Гимнастика корригирующая
- Релаксация
- Самомассаж, точечный самомассаж
- Технология В.Ф. Базарного
Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только физическое здоровье, но и психологическое. Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Вряд ли среди классных руководителей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни.
Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования ЗОЖ в начальной школе. Цикл бесед «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз, как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Загадки доктора Неболита», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение», «Как уберечь себя от беды», «Наше здоровье в наших руках».
Работа по формированию ЗОЖ в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, так как основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Работа с семьей можно построить по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
5. Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования).
Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни. «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья, нравственные аспекты», «На контроле здоровье детей», «Режим труда и учебы», «Физическое воспитание детей в семье», «Алкоголизм, семья, дети», «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека», «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности», «Вредные привычки у детей», «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», «Нецензурная брань – это тоже болезнь». Социальный вред алкоголизма».
Если классный руководитель или воспитатель, организуя деятельность обучающихся, поможет ребенку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в классе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей самостоятельной жизни.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Подвижные и спортивные игры.
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе продленного дня. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Примеры: «Вызови по имени», «Стоп», «Дети и медведи». Игры с мячом.
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).
Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
- Арттерапия.
Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.
- Сказкотерапия.
Сказка – любимый детьми жанр. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. Во время занятий сказкотерапией можно использовать примеры таких сказок, как: Сказка про то, как одежда обиделась, Сказка про электрический ток, Мишкина помощь, Сказка про горшочек.
- Технологии воздействия цветом, или цветотерапия.
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Например, красный стимулирует к принятию решений, возбуждает нервную систему, а синий цвет, наоборот, успокаивает, помогает сосредоточиться.
- Технологии коррекции поведения.
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме:
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительно-совместные игры.
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, психотехнические игры.
- Коллективно-дидактические игры, психотехнические освобождающие игры, режиссерская игра, народные игры.
- Психогимнастика.
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить ребенка сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Например, для агрессивных детей, можно использовать простые, но эффективные упражнения. Например: рвать и бросать бумажки, Побить боксерскую грушу или подушку, потопать ногами, повтирать пластилин в бумагу.
- Музыкотерапия.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню.
- Фитомодуль
Одним из методов реализации здоровьесберегающих технологий является создание фитомодулей. Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат помещений.
Общение с растениями несёт несомненную пользу детям в плане как физического, так и психического здоровья. Зелёные растения радуют глаз, они очищают энергетику атмосферы в помещении, есть растения способные успокоить перевозбуждённого ребёнка, или наоборот взбодрить вялого, аморфно настроенного ученика. Многие растения выделяют фитонциды, способные бороться с микробами, они очищают воздух от пыли.
Количество фитомодулей, необходимых для того, что бы воздух был очищен, зависит от размеров помещения. Обычно, в среднем, это 1 м2 растений на 100 м2.
Самый дефицитный газ в помещении - кислород. Его недостаток резко снижает работоспособность, может даже возникнуть гипоксия - плохое кровоснабжение мозга. Оно ведет к быстрой утомляемости. А растения в процессе фотосинтеза способны восполнять недостаток кислорода.
Нужны в классе и растения, способные "забирать" пыль: и крупную, что скопилась на жалюзи и подоконниках. Она, кстати, самая вредная.
Цели и задачи создания фитомодуля.
-создание здоровьесберегающей среды в классе
-воспитание любви к природе
-воспитание ответственности за живой организм.
Кроме того, комнатные растения можно разделить по их свойствам и пользе:
Растения-ионизаторы, противомикробные, поддерживающие влажность, растения с лечебным эффектом, растения-фильтры, с фитонцидными свойствами, растения для психолого-эмоционального воздействия.
И на основе этого был выявлен ряд растений, которые можно использовать в фитомодуле в условиях школы.
-традесканция очень известное и неприхотливое растение. Традесканция комнатная отлично очищает окружающий воздух не только от углекислого газа, но и от токсинов и тяжелых металлов.
- алоэ, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями.
- хлорофитум хохлатый. Он замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей.
- фуксия, азалия. У этих растений ярко выражены цветы, стебель и листья. Благодаря этому ребята смогут изучить их строение.
- денежное дерево. У этих многолетников крупные листья, детки будут их протирать и поливать.
- китайская роза, глоксинии, крассула – растения фильтры, отлично собирающие пыль в помещениях, а также относятся к растениям, поддерживающим влажность.
Комнатные растения запрещенные в школе:
- фикус, диффенбахия. Прикасаться к ним запрещено, в соке листьев содержится яд.
- все виды кактусов. Растения имеют шипы и колючки, малыши могут сильно пораниться, потрогав их из любопытства.
- олеандр, лилии. Если ребенок будет контактировать с этими цветами, возможны нежелательные последствия. Их запах вполне может вызвать сильную головную боль.
- герань. Удивительно, но это с детства знакомое всем растение способно спровоцировать приступ астмы или вызвать аллергию, так как выделяет эфирные масла.
Ребята получат навыки ухода за цветами, станут внимательнее и самостоятельнее.
На основе растений, которые разрешены в школе, можно привести несколько примеров уже готовых фитомодулей с различными свойствами.
Гибискус (китайская роза), хлорофитум 2 штуки, пеперомия. Гибискус ( китайская роза) – 2 штуки, несколько сортов традесканций, алоэ – 2 сорта, шефлера. Такой фитомодуль в классе позволит очистить воздух в классе, а также, благодаря наличию крупных листьев позволит детям ухаживать за этими растениями самостоятельно.
Пример второго фитомодуля для психолого-эмоционально воздействия: гибискус, фиалка, традесканция. В данном фитомодуле можно также проследить влияние цвета на психо-эмоциональное состояние учеников: Холодные( фиолетовые, синие, голубые и зеленые тона) успокаивают нервную систему. Композициями из синевато- голубоватых цветков хорошо любоваться перед сном.Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности.
Теплые красные, оранжевые, желтые тона, наоборот, помогают проснуться. Растения с ярко-красной окраской бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Растения с розовыми цветками устраняют грусть и меланхолию.
Третий фитомодуль оздоровительный. В его состав входят растения, обладающие противомикробным эффектом: алоэ – 2 вида, толстянки, пеперомии, аукуба японская. Они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями. К нему можно добавить несколько растений с крупными стеблями, листьями и цветами, чтобы дети могли изучать строение растения.
Кроме того, организация фитомодулей в школьном кабинете создает условия для взаимодействия учителья и учеников, учеников между собой. На этапе создания фитомодуля, например. Совместная высадка растений. Далее изучение свойств растений совместно с учителем и последующий уход за ними.
Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – обучающиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Следует помнить, что планирование работы классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников, в воспитание у них потребности в здоровом образе жизни - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи здоровьесберегающих технологий сформировать у школьника необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе ; научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий Организационно – педагогические технологии (ОПТ ) Психолого-педагогические технологии (ПИТ ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)
Работа по формированию ЗОЖ в классе Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем Участие в конкурсах и выставках по теме ЗОЖ Организация досуга учащихся (дни здоровья, соревнования )
Технологии обучения здоровому образу жизни Подвижные и спортивные игры Проблемно-игровые ( игротреннинги и игротерапия ) Арттерапия Сказкотерапия Технологии воздействия цветом, или цветотерапия Технологии коррекции поведения Психогимнастика Музыкотерапия Фитомодуль
Подвижные и спортивные игры.
Проблемно-игровые ( игротреннинги и игротерапия )
Сказкотерапия
Ц ветотерапия
Технологии коррекции поведения
Музыкотерапия
Фитомодуль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Укрепление здоровья учащихся посредством применения в работе классного руководителя здоровьесберегающих технологий
Обобщение опыта...
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя
Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя"...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня
В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя НОО в рамках ФГОС.
Презентация к выступлению на заседании круглова стола районного методического объединения учителей в рамках августовской конференции....
Выступление на МО: "Современные образовательные технологии и их применение в работе классного руководителя"
Современные образовательные технологии и их применение в работе классного руководителя...
Доклад на тему " Современные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя."
Данный доклад поможет лучше спланировать и построить работу классного руководителя...
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной работе с детьми ОВЗ
Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эфф...