Классный час "Милосердию откройте двери!"
классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
miloserdie_rogovskaya.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
Духовно-нравственное воспитание
Классный час «Милосердию откройте двери!»
Автор: Роговская Ольга Николаевна,
учитель английского языка,
МБОУ «СОШ №23 с углубленным
изучением английского языка»,
г. Псков
- Пояснительная записка
- Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
- Тема воспитательного мероприятия – Классный час «Милосердию откройте двери!»
Выбранная тема представляется актуальной, поскольку сегодня особенно остро ощущается необходимость возрождения нравственной духовности и национального самосознания. В среде современной российской молодежи повышаются такие негативные показатели, как духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей, отсутствие четких ориентиров в жизни. Отсюда, особое значение для современного педагогического сообщества приобретают вопросы воспитания нового типа личности. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного, творческого. Духовно-нравственные ценности включают, в частности, семейные, которые пропагандируют заботливые, бережные связи, уважение к старшим.
Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики, главной целью которой является привлечение подростков к решению важных социальных и общественных задач. Участие в реализации социальных проектов способствует формированию у школьников активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.
- Целевая аудитория – 8 класс, 13-14 лет
- Классный час продолжает сложившуюся в классе и школе традицию приобщения школьников к системе таких нравственных понятий, как доброта, уважение, забота, милосердие. В течение предыдущих лет обучающиеся систематически принимали участие в общешкольных благотворительных акциях «Подарок детскому дому», «Подарок солдату», «Открытка ветерану», проводились классные часы о нравственности. Результатом проведения данного классного часа стал социальный проект по оказанию поддержки пожилым людям, проживающим в домах-интернатах Псковской области.
- Цель мероприятия: способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как милосердие, воспитывать стремление быть милосердными.
Задачи:
- Развивать в детях нравственное самопознание;
- Побуждать обучающихся к участию в благотворительных акциях, проектах, волонтерской работе;
- Совершенствовать навыки группового взаимодействия, умение работать в паре, группе;
- Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
Планируемые результаты:
1. Изменения в модели поведения школьников: осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей; сформированность самоконтроля и самооценки; способность видеть свои недостатки и желание их исправить.
3. Личностные результаты предусматривают умения: высказывать личную точку зрения; рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку.
4.Метапредметными результатами являются умения: представлять информацию; рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности; применять способы аргументации (рассуждение, ссылки на опыт, здравый смысл); применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.
5.Предметными результатами являются представления: об этической картине мира, роли нравственности с позиции нравственных общечеловеческих установок; о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности.
- Форма проведения воспитательного мероприятия – беседа/час общения с выходом на социальный проект. На мой взгляд, беседа – эффективная форма воспитательного мероприятия для подростков, поскольку располагает их к общению, настраивает всех на доверительный лад, создает комфортный микроклимат для сотрудничества, как ребят друг с другом, так и с классным руководителем.
- В воспитательном мероприятии использованы следующие педагогические технологии: ИКТ, критическое мышление, ролевая игра, прием синквейн, прием незаконченных предложений, социальное проектирование.
- Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, листы ватмана, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги, магниты, мультимедийная презентация.
- Методическая разработка может быть полезна классным руководителям при подготовке воспитательных мероприятий для подростков по теме духовно-нравственного воспитания.
- Основная часть:
- Подготовка воспитательного мероприятия: подбор необходимой литературы, подготовка презентации, индивидуальное задание нескольким ученикам (выучить стихотворение наизусть, подготовить ватман в форме сердца, вырезать маленькие разноцветные сердечки, цветные листки бумаги, ксерокопии рассказа «Бабка» В.А. Осеевой), оформление кабинета.
- Конспект воспитательного мероприятия
Классный час «Милосердию откройте двери!» (беседа/час общения с выходом на социальный проект)
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здесь и хочу начать наш классный час с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу! Ведь улыбка – залог хорошего настроения. Итак, прошу вас обратить внимание на данный слайд. Назовите известных личностей, представленных на слайде. Как вы думаете, что их всех объединяет?
Ученики: Мать Тереза, Чулпан Хаматова, Анджелина Джоли, Константин Хабенский, Наталья Водянова. Они занимаются благотворительностью, совершают добрые дела, помогают нуждающимся людям.
Учитель: Верно, думаю, вы догадались, о чем у нас пойдет речь сегодня. Более точный ответ заключается в одном слове, которое буквально означает «милость от сердца». Что же это за слово?
Ученики: Милосердие.
Учитель: Вы абсолютно правы! Тема нашего классного часа – «Милосердие».
2.Основная часть
Учитель: Готовность откликнуться на чужую беду, помочь человеку, чувствуя его боль, как свою — эти качества, к сожалению, встречаются все реже. Бешеный ритм жизни, стремление везде успеть, больше заработать, добиться успеха делают современного человека черствым, равнодушным. О милосердии и сострадании мы задумываемся, только если нуждаемся в них сами. А от умения понимать чувства других зависят наши взаимоотношения с людьми. Сможете ли вы пройти мимо чужой беды? Сегодня мы поговорим о милосердии. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «милосердие»? Перед вами маленькие бумажные сердечки, напишите на них по одной ассоциации и прикрепите к большому сердцу на доске. Давайте посмотрим, что же вы вкладываете в это понятие.
Ученики: доброта, щедрость души, сострадание, доброжелательность, забота, сочувствие, сердечность, внимание, благотворительность, сопереживание, волонтерство, помощь, самопожертвование, человечность, гуманность и т.д.
Учитель: Да, ребята, правильно! Словарь В. Даля дает следующее толкование: «Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердость». Милосердие – это особая черта личности, выраженная не только в готовности человека сочувствовать, сострадать, помогать, но и делать это, не преследуя никакой личной выгоды, а исключительно из бескорыстных побуждений. Милосердный человек не жаждет славы, похвалы, благодарности. Зачастую он оказывает помощь анонимно и никому об этом не рассказывает. Китайский мудрец Лао Цзы так говорит о милосердии: «Тот, кто берет – наполняет ладони, а тот, кто дарит – наполняет сердце».
Милосердным можно назвать человека, у которого стремление помогать сильнее, чем его собственные нужды. Милосердный человек обладает такой силой духа и пониманием, что даже если он нуждается сам, есть те, кому помощь нужна еще больше. А кому требуется помощь, по вашему мнению?
Ученики: детям в детских домах и приютах, старикам в домах престарелых, людям с ограниченными возможностями здоровья, бездомным людям, брошенным животным.
Учитель: Любому человеку в какой-то момент может потребоваться помощь и поддержка других людей. Как вы лично поступаете в разных жизненных ситуациях? Продолжите, пожалуйста, эти незаконченные предложения:
- когда мой одноклассник рассказывает о своих проблемах, то я …
- когда я вижу, что упал маленький ребенок, то я …
- когда я вижу, что пожилая соседка несет тяжелую сумку, то я …
- когда я вижу, что чья-то собака мечется в поисках хозяина, то я …
- если мой друг заболел, то я …
- когда в автобус заходит пожилой человек или женщина с ребенком, то я …
- если я вижу, что кто-то плачет, то я …
Учитель: Ребята, думаю, вы согласитесь, что милосердие, сострадание – не всегда что-то глобальное, героическое. Милосердие может встречаться в нашей повседневной жизни. Давайте прочитаем вместе замечательное стихотворение Ирины Коринской. Увы, нескольких слов-прилагательных в нем недостает. Давайте попробуем восстановить их. Работайте, пожалуйста, в парах. (Ученики восстанавливают стихотворение). Вы отлично справились! Молодцы!
Милосердие - милости сердца…
Это может быть __________ взгляд —
Для кого-то __________ дверца
В мир, где помнят, где любят и чтят…
Это может быть __________ фраза,
От которой вновь хочется жить,
Всё __________ забыть (пусть не сразу),
И, поверив в весну, полюбить…
Это может быть чья-то ладошка,
Что легонько коснулась щеки,
Ласку мамы напомнив немножко,
__________ детства деньки…
Это — руки, обнявши за плечи,
Защищающие от беды,
И внезапно __________ свечи
Выводящие из темноты…
Милосердие — милости сердца,
Как мозаика из мелочей,
Позволяющих душам согреться
И ожить без усилий врачей…
Ответы: Ласковый/ открытая/ добрая/ плохое/ беззаботные/ зажжённые
Учитель: Ребята, вы знаете, когда я училась в школе и была пионеркой, вместе с одноклассниками оказывала шефскую помощь старенькому дедушке – ветерану Великой Отечественной войны: мы приносили ему продукты, мыли посуду, ухаживали за огородом, поздравляли в День Победы. В моей памяти сохранились самые теплые воспоминания об этой странице моей школьной жизни – было осознание нужности нашей помощи и искренняя радость и даже гордость от этого. Такая помощь, оказанная пожилым людям школьниками, раньше совсем не была редкостью, называлась она «тимуровской» по имени главного героя книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». И сегодня, ребята, я хочу призвать вас уважительно, по-доброму, с милосердием относиться к людям почтенного возраста – за их долгую жизнь, за их мудрость и опыт. Сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ Валентины Осеевой «Бабка». Прочтите первый абзац и напишите два вопроса, на которые хотите узнать ответ.
Ученики пишут вопросы и озвучивают их.
Учитель: Прочтите весь рассказ и ответьте на следующие вопросы:
-Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Были ли моменты, когда вы особенно сильно переживали?
-Получили ли вы ответы на свои вопросы? Совпали ли они с вашими ожиданиями?
- Почему автор использовал в заглавии и в тексте такую грубую форму слова - бабка?
-Изменили бы вы название рассказа? Почему/почему нет?
-О чем рассказ заставил вас задуматься?
Ответы учеников.
Учитель: У поэта Андрея Дементьева есть такие строки: «Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны». Ребята, я уверена, что вы неравнодушные люди и с радостью протяните руку помощи одиноким бабушкам и дедушкам, которые проживают в домах-интернатах нашей области. Некоторые из вас уже высказывали такое желание. Но для начала нам нужно подготовиться.
Ролевая игра + творческие задания
Сейчас я предлагаю вам выбрать листок одного из цветов на ваше усмотрение. (Ученики выбирают листки разных цветов). Пожалуйста, объединитесь по командам соответственно цвету ваших листков. 1 команда (желтый) – Журналисты. Вам нужно написать статью/рассказ в местную газету, рассказывающую о жизни пожилых людей, привлечь внимание читателей к проблеме одинокой старости. 2 команда (зеленый) – Волонтеры. Разработайте план действий по оказанию помощи нуждающимся пожилым людям. 3 команда (синий) – Художники. Придумайте название нашей волонтерской организации, разработайте эмблему, придумайте слоган.
Ученики выполняют задания на компьютерах и представляют свои мини-проекты всему классу.
Учитель: Вы активно поработали, спасибо за ваше неравнодушие и милосердие. Вы знаете, ребята, мир держится на неравнодушных людях, на тех, кто живо откликается на чужую беду, — рядом или на другом краю планеты. Мне бы очень хотелось, чтобы вы последовали достойному примеру Тревора МакКинни, героя фильма «Заплати другому». Мальчик вывел формулу добра: помоги трем людям, которых знаешь ты; каждый из них поможет еще трем, и так до бесконечности. Тогда мир станет добрее и милосерднее. Главное – не быть равнодушным, поступать от чистого сердца, от души. Стихотворение Андрея Дементьева как раз об этом.
Ученик читает наизусть:
Мир держится на добрых людях.
Не на агрессии и зле.
И если доброты не будет,
То ничего не будет на земле.
Мир держится на состраданьи,
А не на важности пустой.
Вот кто-то свет потёмкам дарит,
Чтоб озарить жизнь красотой.
Мир держится на милосердьи,
А не на выгоде и лжи.
Никто из нас не минёт смерти,
А потому добро творить спеши.
3.Рефлексия
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги нашей беседы и напишем синквейн о милосердии.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Пример синквейна:
Милосердие
Бескорыстное, искреннее
Проявлять, взывать, согревать
Это любовь к ближнему
Сострадание
Ученики зачитывают свои синквейны.
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Надеюсь, что наш классный час прошел с пользой для каждого из вас.
При проведении классного часа был разработан план помощи пожилым людям, проживающим в интернатах:
- провести акцию по сбору подарков;
- провести акцию в начальной школе по созданию поздравительных открыток пожилым женщинам к 8 марта;
- провести акцию среди мальчиков «Скворечник» для благоустройства территории интерната;
- провести мастер-класс или помочь с проведением творческого мероприятия для пожилых людей.
Все акции были успешно проведены в рамках проекта. Нам удалось объединить людей разных поколений – младших школьников, подростков, учителей, студентов местного вуза и пожилых людей. Все приняли участие в проекте с большим воодушевлением и энтузиазмом. Цель классного часа «Милосердию откройте двери!» была достигнута.
Список литературы
- Зимина А. И. Организация работы классного руководителя в 8-10-х классах // Классный руководитель. – 2007. – №6. – С.14-16.
- Никитина Н. Н. Приемы активизации нравственного развития школьников // Классный руководитель. – 2004. – №4. – С.58.
Словари
Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М. : Эксмо, 2012. – 896 с.
Интернет-ресурсы
- https://rustih.ru/andrej-dementev-zhizn-nuzhdaetsya-v-miloserdii/
- https://www.inpearls.ru/1237911
- https://www.litmir.me/br/?b=573202&p=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Откройте Вселенную для себя"
Проектная работа "Откройте Вселенную для себя" предназначена для работы на уроках окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий в начальной школе....
Классный час. Школа двери открыла для нас.
День необычный сегодня на свете ......
Классный час "В дверь стучится Новый год"
Классный час в начальной школе...
Классный час "В дверь стучится Новый Год!"
Знакомство учащихся с традициями празднования Нового Года в других странах...
Классный час «Откройте волшебные двери добра»
Воспитывать у младших школьников потребности творить добро; содействовать воспитанию доброты; формировать ценностные гуманистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать доб...
Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»
Аннотация для классного часа "Открываем волшебные двери добра" для 3 класса:Классный час "Открываем волшебные двери добра" призван познакомить учеников с понятием добра, заботы о д...