Откуда пришли к нам наши имена.
классный час (3 класс)
В разработке представлены русские имена, их история возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Тема: Откуда пришли к нам наши имена.
Составила: Никулина Л.Б.
Тема: Откуда пришли к нам наши имена.
Цель: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.
Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого.
Задачи: - познакомить детей с историей возникновения имен;
- на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох;
- воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.
Форма: беседа с демонстрацией слайдов, драматизация.
Тип: обобщение и систематизация, творческое применение знаний.
Методы: репродуктивный, диалогический, монологический, частично-исследовательский.
Системность: плановое мероприятие.
Место проведения: классная комната.
Контингент: учащиеся 2 класса.
Участник: учитель начальных классов.
Оборудование и технические средства: презентация «Откуда пришли наши имена»; ТСО.
Предварительная подготовка: оформление словарика имен с указанием их происхождения и значения; создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие.
Ход мероприятия:
Постановка учебной задачи.
Учитель:
- Отгадайте загадку: нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. Принадлежит тебе, а пользуются другие.
Ученики: имя.
- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня мы поговорим именно об этом. У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! И каждый сделает цветок, который расскажет немного о вас.
- Что же такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?
- постараемся ответить на эти вопросы. А начнем со сказки.
Отгадайте загадку о сказочном персонаже, объясните значение его имени.
Учитель: Отгадайте загадку.
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это – доктор…
Дети: Айболит.
Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?
Дети: Ай и болит.
Учитель: Объясните название имени доктора.
Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.
Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.
Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу …
Дети: Золушка.
Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?
Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась. Спала девочка на ящике с золой.
Учитель:
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?...
Дети: Незнайка.
Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?
Дети: Невежество, нежелание учиться.
Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер, рассказать о том, чем человек занимается. Так было в далёкие времена.
Имена были чаще похожи на прозвища.
Послушайте стихотворение, подготовленное ребятами.
Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
Ученик 2. И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Как вы понимаете эти слова?
Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
Учитель: А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя.
Учитель: в наше время имя дают ребенку родители.
Можно выделить несколько причин по которым они выбирают имя своему малышу.
- сохранение традиции,
- случайный выбор,
- в честь родственника, известного человека,
- опираясь на значение имени, по святцам, т.е церковная книга календарь, в которой можно посмотреть какое имя можно дать младенцу рожденному в этот день.
Учитель: А по какой причине вы получили своё имя? Вы спрашивали об этом родителей?
(Прикрепите на доску жетон к соответствующей причине)
Учитель: Ребята провели небольшое исследование и выяснили, что во
2-х классах учатся (перечислить имена и сколько человек с этими именами)
Какие имена самые популярные?
Какие имена самые редкие?
Учитель: Как вы думаете, кого называют тезками?
Дети: Людей, у которых одинаковые имена.
Учитель: Послушайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
Ученик. В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
– Как же можно различить этих девочек?
– По фамилиям.
– А в нашем классе есть тезки?
– Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).
- Ну а если совпадают и имя и фамилия, как можно отличить людей по отчеству)
Как даётся отчество?
Игровой момент.
1) Игра- аукцион «Кто больше?»
Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.
Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.
«Кто быстрее?»
К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.
Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя).
Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя).
Третья команда: К Ю Ш А С (Ксюша)
Учитель: Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа.
В далёком прошлом в именах закреплялись какие-то отличительные черты человека, которому давали имя. Или в имени закрепляли что-либо из окружающего мира, Эти имена могли возникать каждый раз из любых слов.
Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.
Начнем открывать тайны наших имен. Для этого нам необходимо отправится в далекое прошлое. Почему так далеко? Потому что наши имена пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.
Начнем наше путешествие с Древней Италии.
Итак, Древний Рим, латинский язык. В Римской империи наречению имени придавали особое значение. Иногда человек получал прозвище. Личных имен в Риме было немного.
Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам , т.е. имели тайное или священное имя . А имя, которым обращались к человеку окружающие могло быть совершенно иным.
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.
Учитель: А что означают имена наших учеников, имена которых берут своё начало В древнем Риме, образованы от латинского языка?
Учитель: Как вы думаете, какие качества человека ценили жители Древнего Рима?
Ученики: Мужчина – стойкий, высокий, хороший воин. У женщин ценились красота, возможно мягкость характера.
Немного поиграем.
1.Кто принёс куклу из магазина?
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
Учитель: Отправляемся в путь! Мы в Древней Иудее. Давайте послушаем о традициях имени в этой стране.
В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери. Некоторые имена были связаны со временем рождения ребенка, личными качествами младенца, названием отдельных предметов. Некоторые современные имена, которые дошли до нас имеют религиозное значение. Имена Даниил, Илья, Мария, Елизавета, Анна - библейские. В Библии имя совсем не было случайным; Имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности.
Учитель: Как можно объяснить имена наших учеников?
Учитель: Что в Древней Иудеи стало основой для именования детей?
Ученики: Религия, вера в бога.
А мы двигаемся дальше. Послушайте стихотворение.
Сколько имен у подружки у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольгой частенько зовут ее в школе,
Оленькой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
,,Олька!,, - кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подружки моей?
Учитель: Ребята, сколько же имен у Оли?
Конечно одно, только в разных вариантах.
Одно имя – полное, а остальные – уменьшительно-ласкательные, домашние.
Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой…
Ромашка имени. (пишут на лепестках сокращённое, полное, фамилия, отчество, уменьшительное)
Учитель: Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в путь. Впереди Древняя Греция. Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Бог Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.
Детям давали имя, и связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшем, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.
Учитель: тайна имен наших учеников?
Инна - бурный поток.
Учитель: Какие тайны жизни греков раскрыли значения имен? Какие качества ценились в Древней Греции?
Ученики: Женщина должна была почитать Бога, быть богобоязненной, а у мужчины ценились стремление к победе, стойкость, здоровье, сила.
Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.
Скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)
Учитель: Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну имен, которые имеют древне русское или славянское происхождение.
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.Давались числовые имена: родился первый ребенок – Перва или Первой, второй – Второй или Вторак, третий – Третьяк и т. д.
По внешнему виду: Черный, Чернавка, Мал. По характеру: Добр, Храбр, Смеян, Умник. В какое время года рожден: Зим, Вешняк, Мороз.
Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.
На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.
Учитель: А что означают имена наших учеников?
Ученик:
Владислав - владеющий миром, славой;
Учитель: А теперь давайте поиграем. Внимательно посмотрите на фотографии и скажите, как могли называть этих детей в Древней Руси?
Девочка со светлыми волосами?
Учитель: Правильно, Светлана.
Мальчик, который любит прыгать?
Учитель: Правильно, Прыгунок.
Любитель мяса?
Учитель: Правильно, Мясоед.
Мальчик, родившийся третьим в семье?
Учитель: Правильно, Третьяк.
Учитель: Я предлагаю вам сделать ромашку , на лепестках которой написать своё имя, что оно означает, от чего образовано, фамилию, отчество, как вас называют друзья или как вам хотелось бы, чтобы вас называли.
(Изготовление ромашек)
Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей –
Александр, Владимир, Ольга,
Эдуард, Олег, Андрей?
- Ссориться так неприлично, -
Няня нам совет дала, -
И не имя красит личность –
Красит имя лишь дела.
Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать,
Кто же станет хулигана
Александром называть?
Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.
Имена же Ваши, - знайте,
Все красивы – спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали?
Песня «Самый лучший класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"
В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....
Откуда пришла книга
Разработка классного часа с мультимедийной презентацией в красочной и простой форме поможет детям понять откуда пришла книга, узать новые профессии людей, связанных с изготовлением книги....
Откуда пришла река?
Сказка бабушки Анканы....
"Откуда пришла наша азбука?" проектная работа 1 класса
1 класс принял участие в научно-практической конференции "Мир и мы", секция "Я - маленький ученый" с проектной работой "Откуда пришла наша азбука?". Вашему вниманию предлагается сценарий выступления у...
Внеклассное занятие по теме" Когда и откуда пришли наши имена"
Внеклассные занятия для группы продленного дня....
Откуда пришли к нам наши имена.
Познакомить детей с историей возникновения имен в классе....
Откуда пришли к нам имена?
Внеклассное мероприятие по русскому языку....