Внеклассное занятие по теме" Когда и откуда пришли наши имена"
план-конспект по теме

Коляда Екатерина Викторовна

Внеклассные занятия для группы продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия «Когда и откуда пришли наши имена»

     

                                   

                               План разработки занятия:

1)Тема:  "Когда и откуда пришли наши имена."

2)Цель:        

     -дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.

3)Задача:

            1.  Образовательная:

  1.  познакомить детей с историей возникновения имен;

            2.  Воспитательная:

  1.    воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.

4)Форма проведения:

  1.  беседа , интересные игры;

                                                 

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный день! Мы  поговорим с вами о наших именах!

Отгадайте загадку: нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть.

Ученики: имя.

Учитель: У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. А вы можете сказать, зачем мы друг друга называем по имени? Сегодня нам предстоит раскрыть эту тайну! Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.

Учитель: А сейчас отгадаем загадки о сказочных персонажах.

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это – доктор…

Дети: Айболит.

Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?

Дети: Ай и болит.

Учитель: Объясните название имени доктора.

Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.

Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки. А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу …

Дети: Золушка.

Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?

Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.

Учитель: А сейчас будьте внимательнее! Последняя загадка:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?...

Дети: Незнайка.

Учитель: Молодцы! За какое качество Незнайка получил свое имя?

Дети: Невежество, нежелание

учиться.

Учитель: Имя может обозначать и качество личности, и его характер. Имя имеет смысл!

Игровой момент.

«Кто грамотнее?»

Кто грамотнее напишет имена героев сказок (учитель вызывает по одному ученику  к доске, остальные пишут на листочке)

 Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Винни Пух, Кощей Бессмертный, Чиполлино , Серый Волк, Колобок.

Учитель: Молодцы! Садитесь!

Игровой момент.

1) Игра- аукцион «Кто больше?»        

Мужские имена на букву В

Вадим ,Валентин ,Валерий ,Василий ,Виктор ,Виталий ,Владимир, Владислав ,Вячеслав

Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.

Александра, Алина, Алиса, Алла ,Анастасия ,Ангелина, Анжела ,Анита ,Анна ,Антонина

2)«Кто быстрее?»

К доске выходят две команды, каждой выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.(учитель выдает карточки)

Первая команда: А, Я, Н, С, Т. (Настя).

Вторая команда: О, Я, К, С, Т. (Костя).

Учитель :Назовите полные имена. Молодцы! Садитесь!

Учитель: У каждого имени есть своя история и родина!

Учитель: Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа.  Попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой. Раскроем смысл наших имен через их значение.

Мария - горькая, любимая, мать Иисуса;

Анна – благодать;

Елизавета - почитающая Бога;

Илья - сила Божья;

Ильяс - любимец Бога;

Данила - Божий суд.

Начнем с Греции:

Детям   давали   имя, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. Анастасия – воскресение; Ангелина – ангельская; Ксения - чужестранка, гостья; Кристина - посвященная Христу; Екатерина - чистая, почитающая Бога; Андрей – мужчина; Артём - невредимый, здоровый; Никита – победитель; Инна - бурный поток.

Возвращаемся на Русь:

На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.

Учитель:  А теперь давайте поиграем. Сейчас я раздам вам листочки на которых вы должны написать свои имена в разных формах . (Показываю листочек с примером)

Физ.минутка

     «Встаньте те ,кто…»

1)у кого имя начинается на букву А

2)у кого имя заканчивается на гласную

3)у кого в имени есть буква Л

4)у кого имя начинается с буквы Б

5)у кого имя заканчивается на А

6)у кого в имени есть буква И

Игровой момент.

Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.

Скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)

Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)

Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)

Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали об имени?

Литература:1. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1985.

2. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"

В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....

"Откуда пришла наша азбука?" проектная работа 1 класса

1 класс принял участие в научно-практической конференции "Мир и мы", секция "Я - маленький ученый" с проектной работой "Откуда пришла наша азбука?". Вашему вниманию предлагается сценарий выступления у...

Внеклассное занятие на тему "Каменные изваяния-духи наших предков"

Исследование происхождения каменных изваяний в виде человека в нашем районе.  Описание  разнообразия каменных изваяний....

Внеклассное занятие по литературному чтению "Чистый ручеёк нашей речи" 1-4 классы

Цели занятия:- повторить известные и усвоить новые сведения о культуре речи;- дать сведения, расширяющие кругозор, развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать навыки вежливого пове...

Конспект внеклассного занятия на тему : « Значение огня в нашей жизни»

Конспект внеклассного занятия для коррекционной школы (2 класс)на тему : « Значение огня в нашей жизни»Цель: формировать знание детей о значении огня, пожарной безопасности.Задачи: за...

Внеклассное занятие по русскому языку "Как возникла наша письменность".

Путешествие в музей Истории письменности. Задача.донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь, «Загадочные письмена» – своеобразный ис...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе на тему "Наши имена"

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия...