Классный час "Масленица"
классный час (1 класс)

Пешкова Надежда Михайловна

Классный час "Масленица" для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Масленица (1-4 классы)24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Масленица»

Учитель: Каждому народу, ребята, дороги его традиции, праздники. Сегодня мы с вами попытаемся прикоснуться к одной из любимых традиций русского народа. А к какой, я надеюсь вы назовёте сами, отгадав мою загадку.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

- Конечно, это традиция празднования Масленицы.

  1. Скоро крылья распахнёт

Сонная земля,

Пробуждение придёт

С криком журавля;

  1. Признаёт и сам февраль

Перемену дней,

Сквозь небесную вуаль,

Солнечных коней

  1. Шлёт, как вестников Весна

В серые дома:

– Пробуждайтесь ото сна! –

Говорит она.

  1. И в застуженных сердцах

Тает мёртвый лёд.

Мчится тройка в бубенцах –

Масленицы ход…

- Что вы знаете о Масленице?

- Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла.

Масленица - это старинный, весёлый и шумный народный праздник (слайд 2), отмечают его в конце зимы перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Так как по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, а молочные продукты можно, вот и пекут масляные блины. (слайд 3, 4)

Круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. (слайд 5) На масленицу все веселятся и радуются тому, что прошла зима и наступает весна. За то, что Масленица длится целую неделю её ещё называют Широкой Масленицей.

На масленичной неделе принято..... А что принято - написано на лучиках нашего солнышка. Помогите прикрепить лучики. (Дети выходят по одному, берут со стола листок в форме лучика солнца, читают и прикрепляют к жёлтому кругу на доске).

Надписи на лучиках:

  • ходить в гости и звать к себе на блины
  • кататься с горок на ледянках, в замороженном решете
  • строить и штурмовать крепости
  • одеваться ряжеными
  • устраивать кулачные бои
  • плясать вокруг костров
  • водить хороводы
  • играть
  • сжигать чучело Масленицы.

- Какое замечательное солнышко у нас получилось!

3. Разучивание заклички. (Все вместе и индивидуально)

- Весна уже не за горами, а стало быть и Масленица тоже. Я предлагаю подготовиться к встрече Широкой масленицы.

В начале масленичной недели по традиции нужно идти на снежную горку и зазывать Масленицу.

Сейчас мы с вами разучим закличку, чтобы вы знали, как нужно зазывать Масленицу к себе в гости.

Душа ль ты моя, Масленица,

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор,

На горках покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем порадоваться !

4. Игра "Хоровод с платком". (Все вместе)

- День и ночь продолжаются в масленичную неделю игры, гулянье, веселье. Давайте и мы поиграем, позабавимся. Предлагаю всем выйти из-за парт и встать в хоровод. Игра называется "Хоровод с платком". (слайд 7)

Становитесь-ка в кружок,
Поглядите на платок.
Кому он в руки попадет,
Тот с ним в круг плясать пойдет.
В круг попал, поплясал,
Платок другому передал.

- Молодцы!

5. Конкурс знатоков загадок. (Индивидуально)

- На праздник любили ходить друг другу в гости. Хозяева угощали своих гостей и развлекали их загадками, шутками. Объявляю конкурс знатоков загадок.

Загадки:

1.  Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. И с икрой, и со сметаной

– Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны

Наши солнышки-… (Блины)

3. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик, калач).

4. Наступили холода, 
Обернулась в лед вода. 
Длинноухий зайка серый 
Обернулся зайкой белым 
Кто скажет, кто знает. 
Когда это бывает? (Зимой) 

5. Зазвенели ручьи. 
Прилетели грачи, 
В дом свой - улей пчела 
Первый мед принесла. 
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает? (Весной

6. Кто играет на дуде 
Целый день, 
Кто и пляшет и поёт, 
Веселит во всю народ? 
Ох, мальчишечка не плох, 
А зовётся - (Скоморох) 

7. Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра! (Масленица)

5 ученик. Как на масличной неделе

Из печи блины летели.

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи!

6 ученик. Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару - разбирайте!

И хвалить не забывайте!

7 ученик. Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся

Блинами объедаемся

8 ученик. Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

9 ученик Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

10 ученик. Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

 

11 ученик. Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Учитель. Масленица - самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Всякий день Масляной недели памятен был своим особенным названием.

Понедельник

Начальный день Масленицы получил название – встреча. Иначе понедельник именовался "Встречею".  В этот день начинали печь блины. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни. И вот уже только недавно тихие, почти безлюдные улицы полным – полны подгулявшего, принарядившегося народа.

Куда ни глянь – везде люди поют, пританцовывают, весело смеются, бойко шутят.

Давайте и мы с вами узнаем, как Масленицу встречали.

12 ученик. Собирайся в хоровод.

Нынче празднует народ.

Будем песни петь, плясать.

Будем в игры играть,

Да Масленицу хором зазывать.

Вторник – Заигрыш

13 ученик. Собирайся, народ,

Неделя «сырная» идет!

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

День потех и угощений,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

Учитель: Как вы думаете, чем занимаются во второй день праздничной недели? (Ответы детей).

В этот день начинались игры и гулянья. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы. Потом молодежь каталась с гор, на качелях и на тройках лошадей. Также строили снежные крепости и защищали их. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Развлечения сопровождались озорными частушками …и дразнилками… 

Среда

14 ученик. Нынче Лакомка у нас!

 Угощенье — это раз!

Объеденье — это два!

Пляски прямо у стола!

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

А среду называли добрые люди "Лакомкой".  На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Все принимались усердно навещать друг друга и в гостях обильно угощаться блинами. Блины вообще были одним из важнейших кушаний на масляной неделе. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно.

Интересные факты о блинах.

- Мировой рекорд на самый большой блин поставили в Рочдейле в 1994 году. Блин был 15 метров в диаметре, весил три тонны.
- Ральф Лау из Лейпцига поставил мировой рекорд по подбрасыванию блинов в воздух - за две минуты он подбросил его 416 раз. А Майк Куцакре бежал марафон, постоянно подбрасывая блин, в течение 3 часов, 2 минут и 27 секунд.

 В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Так почему на масленицу пекли именно блины? (похож на солнце)

Четверг – Разгуляй

15 ученик Люди! Нынче «Разгуляй»!

Тройка, прокати-ка!

Надо зимушку прогнать

И весну покликать.

 День четвертый будем вместе

Петь про Масленицу песни.


Четверг назывался "Широким" или  
широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны. С этого дня начиналось настоящее гуляние масленицы - вершина её разгула.

А в четверг большой

Весились-ка всей душой.

В «разгуляй четверток»

Не жалей своих ног.

Кто из вас самый смелый и ловкий?

Выходи-прояви сноровку!

кто больше раз поднимет гирю.

Пятница

Пятница – тёщины вечери.

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Суббота

Субботу вспоминали, как "Золовкины посиделки"(золовка – сестра мужа). В этот день молодые невестки приглашали родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

 Веселились уже только в кругу самых близких людей.

Воскресенье – Прощенный день –

В чем особенность этого дня? (Ответы детей).

Нынче зимние морозы ослабели.

Стало быть, Вспомнив смех,

забыв про слезы,

Надо зиму проводить!

Жаворонки, прилетите

В гости к нам, давно пора.

Весну-красну принесите,

Зиму гоним со двора.

В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.

 Масленицу провожаем, весну-красну встречаем.

Гостья погостилась, с зимушкой простилась,

С крыши капели, грачи прилетели,

Воробьи чирикают, они весну окликают.

9. Рефлексия

- С каким праздником сегодня знакомились?

- Понравилось вам наше мероприятие?

- О чем расскажите своим друзьям, родным?

- А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем

Разбирайте, хватит всем!

С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

А за праздник всем – Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...