Программа внеурочной деятельности «Мы – великие артисты!»
рабочая программа (1 класс)

Денисова Наталья Анатольевна

Данная программа позволяет расширить творческие  возможности ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается основа творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОГРАММА МЫ- ВЕЛИКИЕ АРТИСТЫ!25.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Черноголовская СОШ»

ПРОГРАММА

по  внеурочной деятельности «Мы – великие артисты!»

1класс

Программу разработала

учитель начальных классов

Денисова Н.А.

2022 г.

Программа внеурочной деятельности «Мы – великие артисты!»

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  в 1 - 4 классах реализуется общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности –   «Мы – великие артисты!».

Данная программа позволяет расширить творческие  возможности ребенка, обогатить его словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается основа творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность ребёнка.

В театре, как в  волшебном мире искусства,  необходимы самые разные способности. Мы можем не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству и чтению книг. Эффективные особенности театрального искусства – массовость, зрелищность открывают для детей широкие возможности как в эстетическом воспитании, так и в организации их досуга. Театр - взаимодействие разных искусств, которые  связаны друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством, чтением, технологией. Ребята научатся самостоятельно и при помощи родителей изготавливать декорации и персонажи для своих спектаклей.

Программа учит видеть прекрасное в жизни и в людях, развивает стремление ребёнка самому приносить людям доброе и светлое, на примерах дружбы, правды, отзывчивости, находчивости, храбрости. Знакомит детей с лучшими образцами мировой сказочной литературы. А так же привлекает внимание и участие родителей в воплощении замысла школьника. Это способствует сплочению семьи, коллектива класса, расширению культурного общения учеников, учителя, родителей, повышению культуры поведения.

Реализация данной программы  происходит с помощью выразительных средств театрального искусства: походка, интонация, мимика, жест, пластика. Ребята познакомятся с содержанием определенных литературных произведений, получат возможность научиться воссоздавать конкретные образы, тоньше чувствовать события, взаимоотношения между героями данного произведения. Театральное представление или спектакль  способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти. У учащихся будут формироваться такие виды детского творчества, как: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое.

Данная программа учитывает эти особенности театрального общения и предусматривает возможность воспитывать ученика – зрителя и ученика – исполнителя, актёра.

Театральная деятельность позволяет ребёнку расширить границы постижения мира. Увлечь его  желанием  поделиться своими мыслями с друзьями, умением слушать и слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра является для младших школьников необходимым условием и для обучения, и для реализации себя в  театре, а вместе с тем, при наличии игры, дети и учитель общаются, получая  от этого максимально положительный результат.

На занятиях школьники познакомятся с видами и жанрами литературных произведений и театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, с учётом психологических особенностях развития младших школьников.

Дети – будущее нашей страны. Если мы желаем своей стране достойного будущего, то должны приложить все возможные усилия к тому, чтобы наши дети могли воспитываться на основе высоких моральных ценностей. Жизнь современных школьников должна быть насыщенной, яркой, интересной, досуг – захватывающим и запоминающимся.

Программа направлена на всестороннее воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга школьников, способствует процессу воспитания высоконравственных, социально успешных граждан.

Программа способствует реализации творческого потенциала детей, способствует формированию растущей личности на основе человеческих ценностей и  пониманию культурных традиций. Создает благоприятные условия для формирования личности ребенка, приобщает его к важным знаниям и нравственным ценностям. Вовлечению ребёнка в общечеловеческую культуру, в уникальный мир, обладающий индивидуальной особенностью, своим языком, привитие юному зрителю понимание театра. Школьный театр является средством развития творческих задатков и многогранных способностей обучающихся.

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы:

    – это потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции;

   - это  способ занять ребенка после школы;

               - это обучение правильно говорить, преодоление страха публичных выступлений, получение опыта  успешности;

- концентрация и управление вниманием (навык, который поможет справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой);

- эмоциональная грамотность (эмоциональный интеллект) (понимание своих эмоций и эмпатия помогут сконструировать свою идентичность и взаимопонимание с другими людьми);

- творчество и креативность (в любой деятельности, на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое);

- экологическое мышление (понимать связанность мира, воспринимать свою деятельность в контексте своей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы);

- способность к (само)обучению (в быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки).

Цель: Развитие творческих способностей с помощью театрально - игровой деятельности.

Задачи:

- создавать условия для развития творческой активности детей;

- формировать устойчивый интерес к театральному искусству; культуру поведения в театре и в жизни; любовь к фольклору.

- учить детей видеть прекрасное в окружающем;

- воспитывать нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развивать чувства коллективизма, ответственности друг за друга,

- воспитывать гуманные чувства.

- формировать опыт нравственного поведения;

- развивать детскую фантазию, воображение, память, наблюдательность;

- формировать четкую и грамотную речь, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; отрабатывать дикцию.

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

развивать творческий потенциал с помощью выразительных средств  разных видов и игр-драматизаций;

- воспитать художественный вкус и зрительскую культуру.

- учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать координацию движения, мелкую моторику рук; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

- развивать зрительное, слуховое внимание, образное мышление, а также интерес к сценическому искусству.

- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.

- развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Особенности реализации программы

Форма организации  внеурочной деятельности «Мы – великие артисты!» - кружок.

Занятия проводятся один раз в неделю: 33 часа.

Место проведения занятий: в актовом зале или классе.

Виды деятельности: беседы, экскурсия, рисование, просмотр спектакля, репетиция, игры с превращениями, игры с пением, игры мимики, мини – спектакли, тренинги, показ коллективной творческой работы, посещение театра, участие благотворительном концерте.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мы - великие артисты!»

В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:

Познавательные

  • знать театры родного города их особенности;
  • знать традиции и обычаи народа;
  • знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, теневой, театр игрушек);
  • знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
  • знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);
  • уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;
  • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
  • иметь представление о театре, о театральной культуре;
  • иметь представление об устройстве театра.

Личностные

  • этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • самооценка на основе критериев успешности деятельности;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • уважительное отношение к чужому мнению;

Регулятивные

  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • предвосхищать результат;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • вносить изменения в способ действия, в план действия.

Коммуникативные

  • умение вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;
  • умение договариваться и находить общее решение;
  • формулировать свои затруднения;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.

У обучающихся  в процессе занятий данным видом деятельности могут быть развиты следующие качества личности:

  • уважительное отношение к себе и к людям, ко всему живому, природе;
  • творческие интересы, навыки самостоятельного поиска, творчества;
  • умение конструктивно общаться;
  • умение владеть собой, своими желаниями, выражением своих эмоций, действиями и мыслями;
  • чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
  • умение реалистично оценивать себя и конструктивно определять свои главные жизненные задачи, свое жизненное предназначение;
  • здоровый и гармоничный образ жизни;
  • стремление и умение жить в гармонии с собой и миром;
  • умение создавать и осуществлять жизненные проекты для реализации своего предназначения;
  • целостные представления о людях и мире.

Содержание программы.

1 год обучения

п/п

Перечень разделов и тем

Краткое содержание тем

1.

Вводное занятие.                      

  • решение организационных вопросов;
  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

Знакомство с понятием «театр». Беседа о любимых сказках, телепередачах («Спокойной ночи, малыши»). Понятия «артист», «зритель». Знакомство  картинками на фланели – оригинальной формой иллюстрированного рассказа. Чтение сказки, рассматривание картинок и беседа по ним. Практическая работа: составление рассказа, сказки по сюжетным картинкам.  

2.

Театральная игра.

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.  Сказкотерапия.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

3.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

4.

Ритмопластика.

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5.

Основы театральной культуры.

Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре. Посещение театра.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем учебного предмета

Коли-чество часов

Содержание тем учебного предмета

Зачем нужен театр?

2

Знакомятся с учителем и одноклассниками.   Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром.  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.

Игра актёров.

13

На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие  чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки.

Тренировка в  сценическом искусстве.

11

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем   сказок-миниатюр. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.

Ритмопластика.

4

Игры и упражнения на развитие свободы и выразительности телодвижений.

Посещение театра.

3

Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации поведения в  театре. Коллективно под руководством педагога посещают театр.  Презентуют свои мини-сочинения, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Участвуют в творческих играх и конкурсах.

 

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Екатерина Великая"

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "Юный Петербуржец". Тема:  "Екатерина Великая"...

Программа внеурочной деятельности "Значимые битвы Великой Отечественной войны"

Актуальность данной программы обусловлена двумя основными положениями. С одной стороны, в современном мире (как в нашей стране, так и за рубежом) с каждым днем возрастает потребность изучения и понима...