Рабочая программа "Я исследователь"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
с.Вольного муниципального образования Успенский район
Авторская программа кружка
«Я – исследователь»
Автор: учитель начальных классов
Стеблева Галина Николаевна
с.Вольное, 2012 год
1. Пояснительная записка
Авторская программа кружка «Я – исследователь» составлена согласно закону РФ «Об образовании», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.97 N 212) и Письму Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы.
Программа «Я – исследователь» предназначена для реализации в 1-4 классах.
Срок реализации – 4 года. Программа рассчитана на 34 часа в год.
Цель программы: освоения учащимися основ проектной и исследовательской работы.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Занятия организуются таким образом, чтобы не осуществлялось передачи «готовых знаний» (как на стандартных общеобразовательных занятиях). Каждое из них имеет деятельностно-практический характер.
«Я – исследователь» – программа кружка естественно-научной направленности. На занятиях по данной программе учащиеся овладевают особенностями проектно-исследовательской деятельности; учатся самостоятельно находить, структурировать и анализировать необходимую информацию, выдвигать общественно значимые гипотезы и подтверждать их посредством практической деятельности.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 класс | |||||
| |||||
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 1 | 1 | 0 | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы |
2 | Пр. занятие «Сформулируй тему» | 1 | 1 | 0 | |
| |||||
3-4 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 2 | 2 | 0 | - умение задавать вопросы, грамотно формулировать и выстраивать смысловые цепочки |
5-6 | Пр.занятие «Задай вопрос. Составление «Банка идей»» | 2 | 2 | 0 | |
| |||||
7 | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | 1 | 0 | - уметь формулировать методологические характеристики; - грамотно выражать свои мысли; - ставить перед собой реальные цели и формулировать для них адекватные и достижимые задачи |
8-10 | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. | 3 | 1 | 2 | |
11-13 | Какими могут быть исследования? | 3 | 1 | 2 | |
14 | Как выбрать тему и предмет исследования? | 1 | 1 | 0 | |
15-16 | Предмет исследования, как проблема в самой теме. | 2 | 1 | 1 | |
17 | Актуальность выбора темы. | 1 | 1 | 0 | |
18-19 | Цели и задачи исследования. | 2 | 2 | 0 | |
20 | Соответствие цели и задач теме исследования. | 1 | 1 | 0 | |
21 | Сущность изучаемого процесса, его главные свойства. | 1 | 1 | 0 | |
| |||||
22-24 | Основные стадии, этапы исследования. | 3 | 2 | 1 | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
| |||||
25-26 | Учимся выделять гипотезы. | 2 | 2 | 0 | - уметь формулировать гипотезу, моделировать возможный результат и предполагать варианты развития событий при определенных условиях; - уметь отличать гипотезу от провокации и от проблемного вопроса |
27-28 | Понятия: гипотеза, провокационная идея. | 2 | 1 | 1 | |
29-30 | Учимся отличать гипотезу от провокационной идеи. | 2 | 2 | 0 | |
31-33 | Игра «Три самых главных желания». | 3 | 1 | 2 | |
34 | Экскурсия «Проекты и исследования вокруг нас» | 1 | 0 | 1 | |
Всего в 1 классе | 34 | 24 | 10 | ||
2 класс | |||||
| |||||
1-2 | Методы исследования. | 2 | 2 | 0 | - знать особенности основных методов исследования и применять их в соответствии с особенностями работы |
3-5 | Знакомство с основными методами исследования. | 3 | 0 | 3 | |
6-7 | Использование методов исследования при решении задач исследования. | 2 | 2 | 0 | |
8-11 | Тренировка в использовании методов исследования. | 4 | 2 | 2 | |
12-14 | Пр.занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Вода» | 3 | 1 | 2 | |
| |||||
15-16 | Пр.занятие «Учимся задавать вопросы». | 2 | 2 | 0 | - корректно формулировать вопросы; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме |
17-19 | Учимся находить информацию. | 3 | 1 | 2 | |
| |||||
20-21 | Составление плана работы. | 2 | 2 | 0 | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
| |||||
22-23 | Наблюдение и наблюдательность. | 2 | 1 | 1 | - овладеть основными навыками наблюдения; - развитие способности к сравнению, выявлению несоответствий; - формирование навыка работы с увеличительными приборами |
24-25 | Пр.занятие «Назови все особенности предмета» | 2 | 0 | 2 | |
26-27 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 2 | 0 | 2 | |
28 | Пр.занятие «Парные картинки, содержащие различия» | 1 | 1 | 0 | |
29 | Наблюдение как метод исследования. | 1 | 0 | 1 | |
30 | Пр.занятие «Нарисуй в точности предмет. Найди ошибки». | 1 | 1 | 0 | |
31 | Сфера наблюдений в научных исследованиях. | 1 | 1 | 0 | |
32 | Знакомство с приборами для наблюдений (лупа, микроскоп) | 1 | 1 | 0 | |
33-34 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» | 2 | 0 | 2 | |
Итого во 2 классе | 34 | 17 | 17 | ||
3 класс | |||||
| |||||
1-3 | Пр.занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Свет» | 3 | 1 | 2 | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
4-6 | Пр.занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Комнатные растения» | 3 | 1 | 2 | |
| |||||
7 | Что такое коллекционирование? | 1 | 1 | 0 | - овладение навыком поисковой деятельности; - развитие коммуникативных навыков |
8-10 | Что можно коллекционировать? | 3 | 1 | 2 | |
11-12 | Кто такой коллекционер? | 2 | 2 | 0 | |
13 | Как быстро собрать коллекцию? | 1 | 1 | 0 | |
14-15 | Исследовательская работа реферативного типа «Какие коллекции собирают люди» | 2 | 2 | 0 | |
16-19 | Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди». | 4 | 0 | 4 | |
20-21 | Представление результатов поисковой деятельности | 2 | 2 | 0 | |
22-23 | Оформление выставки «Я – коллекционер» | 2 | 2 | 0 | |
| |||||
24 | Что такое эксперимент. | 1 | 1 | 0 | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию |
25 | Что такое экспериментирование | 1 | 1 | 0 | |
26-27 | Планирование и проведение эксперимента. | 2 | 1 | 1 | |
28-29 | Учимся находить новое с помощью эксперимента. | 2 | 0 | 2 | |
30 | Мысленные эксперименты. | 1 | 1 | 0 | |
31 | Эксперимент «Вообразилия». | 1 | 1 | 0 | |
32 | Моделирование как вид эксперимента. | 1 | 1 | 0 | |
33-34 | Пр.занятие «Проведение эксперимента на моделях» | 2 | 2 | 0 | |
Всего в 3 классе | 34 | 21 | 13 | ||
4 класс | |||||
| |||||
1 | Сбор материала для исследования. | 1 | 1 | 0 | - производить сбор необходимого материала; - фиксировать полученные в ходе исследования данные в различных знаковых формах; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - устанавливать аналогии |
2 | Правила и способы сбора материала. | 1 | 1 | 0 | |
3 | Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск. | 1 | 1 | 0 | |
4 | Способы фиксации полученных сведений. | 1 | 1 | 0 | |
5 | Что такое обобщение. Приемы обобщения | 1 | 1 | 0 | |
6 | Выбор главного. Последовательность изложения | 1 | 1 | 0 | |
7-8 | Анализ, главное, второстепенное. | 2 | 2 | 0 | |
9-10 | Пр.занятие «Учимся анализировать, выделять главное, располагать материал в определенной последовательности. | 2 | 2 | 0 | |
| |||||
11 | Как подготовиться к защите проекта? | 1 | 1 | 0 | - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию |
12 | Составление плана подготовки к защите проекта. | 1 | 1 | 0 | |
13 | Сообщение. Доклад. | 1 | 1 | 0 | |
14 | Учимся выделять главное и второстепенное | 1 | 1 | 0 | |
15 | Что такое защита? Подготовка к защите. | 1 | 1 | 0 | |
16-17 | Коллективное обсуждение проблем: «Как правильно делать доклад?» «Как отвечать на вопросы?» | 2 | 2 | 0 | |
| |||||
18-28 | Индивидуальные и групповые консультации для учащихся | 11 | 11 | 0 | - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку; - различать способ и результат действия |
| |||||
29-31 | Публичная защита детских проектов | 3 | 3 | 0 | - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - устанавливать аналогии |
32-33 | Анализ своей проектной деятельности | 2 | 2 | 0 | |
34 | Подведение итогов исследовательской деятельности | 1 | 1 | 0 | |
Всего в 4 классе | 34 | 34 | 0 | ||
Итого: | 136 | 96 | 40 |
3. Содержание программы
1 класс
- Что такое исследование – 2 часа
Что можно исследовать? Формулирование темы. Практическое занятие «Сформулируй тему».
- Как задавать вопросы? – 4 часа
Как задавать вопросы? Банк идей. Практическое занятие «Задай вопрос. Составление «Банка идей»».
- Тема исследования, методологические характеристики – 15 часов
Тема, предмет, объект исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Какими могут быть исследования? Как выбрать тему и предмет исследования? Предмет исследования, как проблема в самой теме. Актуальность выбора темы. Цели и задачи исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства.
- Этапы исследования – 3 часа
Основные стадии, этапы исследования.
- Гипотеза в исследовательской работе – 10 часов
Учимся выделять гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея. Учимся отличать гипотезу от провокационной идеи. Игра «Три самых главных желания». Экскурсия «Проекты и исследования вокруг нас» .
2 класс
- Методы исследования – 14 часов
Методы исследования. Знакомство с основными методами исследования. Использование методов исследования при решении задач исследования. Тренировка в использовании методов исследования. Практическое занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Вода».
- Источники знаний – 5 часов
Практическое занятие «Учимся задавать вопросы». Учимся находить информацию.
- План исследования – 2 часа
Составление плана работы.
- Наблюдение – метод исследования – 13 часов
Наблюдение и наблюдательность. Практическое занятие «Назови все особенности предмета». Наблюдение как способ выявления проблем. Практическое занятие «Парные картинки, содержащие различия». Наблюдение как метод исследования. Практическое занятие «Нарисуй в точности предмет. Найди ошибки». Сфера наблюдений в научных исследованиях. Знакомство с приборами для наблюдений (лупа, микроскоп) . Экскурсия «Сезонные изменения в природе».
3 класс
- Планирование выполнения практического задания – 6 часов
Практическое занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Свет» . Практическое занятие «Исследование в ходе изучения доступных объектов. Комнатные растения».
- Я – коллекционер – 17 часов
Что такое коллекционирование? Что можно коллекционировать? Кто такой коллекционер? Как быстро собрать коллекцию? Исследовательская работа реферативного типа «Какие коллекции собирают люди». Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди». Представление результатов поисковой деятельности. Оформление выставки «Я – коллекционер».
- Эксперимент – метод исследования – 11 часов
Что такое эксперимент. Что такое экспериментирование. Планирование и проведение эксперимента. Учимся находить новое с помощью эксперимента. Мысленные эксперименты. Эксперимент «Вообразилия». Моделирование как вид эксперимента. Практическое занятие «Проведение эксперимента на моделях».
4 класс
- Сбор и фиксация материала – 10 часов
Сбор материала для исследования. Правила и способы сбора материала. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск. Способы фиксации полученных сведений. Что такое обобщение. Приемы обобщения . Выбор главного. Последовательность изложения. Анализ, главное, второстепенное. Практическое занятие «Учимся анализировать, выделять главное, располагать материал в определенной последовательности».
- Подготовка к защите проекта – 7 часов
Как подготовиться к защите проекта? Составление плана подготовки к защите проекта. Сообщение. Доклад. Учимся выделять главное и второстепенное. Что такое защита? Подготовка к защите. Коллективное обсуждение проблем: «Как правильно делать доклад?» «Как отвечать на вопросы?»
- Индивидуальные консультации для учащихся – 11 часов
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся .
- Защита проекта и подведение итогов – 6 часов
Публичная защита детских проектов. Анализ своей проектной деятельности . Подведение итогов исследовательской деятельности .
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини-конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
5. Формы контроля
Контроль и оценку качества полученных результатов планируется получить через различные виды деятельности. К ним можно отнести:
- Опорные вопросы и индивидуальные задания.
- Защита проектов на разных уровнях (школьных, муниципальных, региональных, всероссийских).
- Участие в научных конференциях и конкурсах проектно-исследовательской деятельности учащихся (Научная конференция малой сельскохозяйственной академии, Шаг в будущее, Эврика и др.).
- Проведение акций, выставок, спектаклей, конференций, портфолио и др.
6. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 2 3 4 5 6 7 | Для учителя Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2012. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2012 М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2012 Для обучающихся: Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2012 Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. Интернет - ресурсы А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,20012 | |
2. Технические средства обучения | ||
8 9 10 | Компьютер Принтер Мультмедиапроектор | 1 1 1 |
3. Оборудование для практических и лабораторных работ | ||
11 12 13 14 15 | Микроскоп цифровой Digital Blue Лабораторный диск ГЛОБАЛ Мобильная версия естественно-научная лаборатория для начальной школы Набор ресурсный для WeDo. Природное сообщество луга. Набор ресурсный для WeDo. Природное сообщество леса. Датчик движения к WeDo. | 6 1 1 1 1 |
4. Демонстрационные пособия и муляжи | ||
16 17 18 19 | Гербарий Муляжи Семена Коллекции для начальной школы | 6 14 3 7 |
| ||
20 | Конструктор по началам робототехники Lego | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...