Сравнительный анализ УМК
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ УМК для ступени начального общего образования.
Учебно-методический комплекс – это завершенный, самодостаточный комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение студентами содержания дисциплины, являющейся частью основной образовательной программы и программы дополнительного профессионального образования по специальностям, реализуемым в колледже. УМК разрабатывается преподавательским составом на основе требований Государственного образовательного стандарта, учебного плана учебной дисциплины специальности. Основная цель создания УМК – предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний.
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
К традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Лучшие традиции российского образования и проверенные практикой инновации.
1.УМК «Школа России»
( под ред. А. Плещакова)
Издательство « Просвещение»
Об УМК «Школа России» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2014/2017 учебный год.
Главными особенностями системы «Школа России» являются
приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.
Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.
В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы.
Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы уменияучиться.
В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.
В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку.
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.
В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.
Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем и с помощью схематических чертежей.
Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.
ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.
Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы «Школа России».
Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.
2.Система учебников «Перспектива»
(под редакцией Л.Ф. Климановой)
Издательство «Просвещение»
Система учебников «Перспектива» сегодня — это:
современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи;
эффективные образовательные инновации;
успешное будущее для наших детей.
Учебники системы являются основой учебно-методического комплекса «Перспектива».
Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».
Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельныйработы.
3. УМК «Школа 2100»
(научный руководитель - Л.Г. Петерсон)
Издательство «Баласс»
Все предметные УМК, составляющие комлекс УМК «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объёме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:
проблемно-диалогической технология,
технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
технологии оценивания учебных успехов;
проектной технологии.
Все учебники этого комплекса сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.
В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.
УМК полностью обеспечивает сочетание результатов обучения:
предметных (развитие конкретных предметных умений ), а также метапредметных результатов (развитие общеучебных умений или, говоря иначе, универсальных учебных действий).
К развиваемым данным УМК универсальным учебным действиям можно отнести :
интеллектуально-речевые умения (умения работать с информацией, представленной в различных видах),
собственно интеллектуальные (целенаправленное развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, классификация и т.д. )
организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.,
коммуникативных умений(эффективное и результативное общение в совместной деятельности),
нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами таких предметов, как литературное чтение и окружающий мир, социализация личности младшего школьника
4. «Перспективная начальная школа»
(научный руководитель - Н.А. Чуракова)
Издательство «Академкнига/учебник»
Характеристика ведущих идей проекта «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
ориентацию на результаты образования как системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности (см. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010, с. 4).
Все вышеперечисленные положения нашли свое развитие в дидактических принципах развивающей личностно-ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и в типических свойствах учебно-методического комплекта (УМК), реализующего эту систему.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
5.Учебно-методический комплекс «РИТМ»
(УМК «Классическая начальная школа»)
Издательство «Дрофа»
Комплекс учебников для начального общего образования «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» является целостной системой, построенной на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Она отличается сочетанием современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования. УМК всех предметных линий, образующих комплекс, обеспечивают устойчивую мотивацию младших школьников к обучению, реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов, обозначенных во ФГОС начального общего образования, формирование универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться и готовности к саморазвитию.
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Это принципы развивающего обучения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, дифференциация и индивидуализация обучения, забота о том, чтобы центральной фигурой учебного процесса был ребенок, возможность обеспечить ему постоянную мотивацию, создать условия для самостоятельного добывания знаний и оценки результатов деятельности, а также проектирование особых условий обучения, в которых ребенок учится взаимодействовать с товарищами, отстаивать свою позицию, быть терпеливым и терпимым.
Содержание всех предметов выстроено в единой логике, которой соответствует методический аппарат учебников.
6.Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века».
(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)
Издательство «Вентана – Граф»
Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.
7.Учебно-методический комплекс « Планета знаний»
(научный рук. И.А. Петрова)
Издательство« Астрель»
Это комплект, который способствует решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа».
Это — комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования (все учебники включены в Федеральный перечень учебников в раздел рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений Российской Федерации).
Это комплект, который позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.
Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов — заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов. Руководитель авторского коллектива И.А. Петрова.
Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:
комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;
высокий и прочный уровень обученности учащихся;
формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;
полноценное соединение знаний и практических навыков;
объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;
обеспечение эффективной социализации учащихся.
Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в егоцелостности. Она проявляется:
– в единых ценностных приоритетах,
– в единстве дидактических подходов;
– в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;
– в единстве сквозных линий типовых заданий;
– в единой навигационной системе.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний. Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность.
Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.
Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.
Дифференцированный подход в обучении по УМК «Планета знаний» может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, в том числе олимпиадного уровня, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий (Спутник Букваря и Прописи для читающих детей, карточки-задания по предметам, тренинговые тетради, наглядные тренажеры для формирования вычислительных навыков). Эти возможности предоставляют и основной учебный материал, и дополнительный вариативный материал учебников, и широкое использование межпредметных связей и наглядных примеров живописи, музыки, истории, кино, театра, литературы, природы, архитектуры и т.д.
Реализация в комплекте межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.
Учитель, работающий по данному УМК, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету, воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников «Планета Знаний» воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
УМК «Планета знаний» способствует созданию здоровьесберегающей среды обучения; формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
В целях создания здоровьесберегающей среды УМК «Планета знаний» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение первого года обучения.
УМК «Планета знаний» включает полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований Основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана, рабочие тетради, методические пособия, дидактические материалы, проверочные работы, электронные образовательные ресурсы, дополнительные пособия для дошкольников, дополнительные пособия для школьников.
Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам первого класса.
8. Учебно-методический комплект «Гармония»
(научный руководитель - Н.Б. Истомина)
Издательство «Ассоциация XXI века»
В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.
Букварь предполагает активное продвижение как детей, только начинающих учиться читать, так и тех, кто уже находится на разных этапах овладения техникой чтения.
В целом данный букварь создает условия для успешного продолжения обучения чтению и русскому языку в рамках отдельных учебных предметов.
Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.
Этому способствует реализация деятельностного подхода к организации обучения, при котором освоение языковых и речевых понятий, правил, работа над умениями проходит путь от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению и через осмысление необходимого способа действия – к использованию приобретенных знаний, к умению контролировать выполнение действия и его результат.
Изучение языка носит коммуникативную направленность, так как подчинено развитию речи учащихся, совершенствованию всех форм их речевой деятельности.
Формирование грамотности школьников осуществляется на основе целенаправленного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
Обучение литературному чтению направлено также на:
обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
освоениеуниверсальных учебных действий
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
развитие творческих способностей;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
расширение читательского кругозора.
Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.
В процесса изучения курса дети овладевают: математическими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой курса, и научатся использовать их для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; овладеют умениями: строить рассуждения; аргументировать и корректировать высказывания различать обоснованные и необоснованные суждения; выявлять закономерности; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки, что обеспечит им успешное продолжение математического образования в основной школе.
Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.
Изучение окружающего мира направлено на:
формование у младших школьников целостной картины мира природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
освоение комплекса предметных знаний, умений и универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе;
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
воспитание гражданина, любящего своё Отечество, осознающего свою принадлежность к нему, уважающего образ жизни, нравы и традиции населяющих народов, стремящихся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Основной курс, представленный в учебниках «Технология», является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.
Главные особенности курса «Изобразительное искусство»:
знакомство школьников с образным языком изобразительного искусства как основой эмоционально-этического освоения окружающего мира;
коммуникативная направленность обучения, обеспечивающая воспитание базовой визуальной культуры личности и первичное освоение изобразительных средств визуального общения;
деятельностный подход к изучению и дальнейшему практическому освоению изобразительной, конструкторской и декаративно-художественной деятельности;
обучение на основе проблемных задач, когда учитель, не подсказывая окончательного ответа, ставит вопросы, помогающие учащимся самим прийти к правильному решению;
формирование приёмов познавательной деятельности и развитие интереса к области художественного освоения мира, обогащение чувственного и практического творческого опыта ребенка.
Курс музыки, представленный в учебниках «К вершинам музыкального искусства», имеет следующие особенности:
развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки;
отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам;
формирование наряду с песенным типом музыкального мышления на симфоническом уровне;
методический принцип «воссоздания» шедевров мирового музыкального искусства, состоящий в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап «создания» его ребенком посредством прохождения основных этапов композиторского пути;
создание школьниками самостоятельности музыки как вида искусства, способного своими собственными средствами передавать чувства и мысли людей как результат знакомства с музыкальными образами различных жанров музыки и раскрытия многогранных связей музыки и жизни.
Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.
9.Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа»
Издательство «Русское слово»
Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» создана в соответствии с ФГОС II поколения, отличительной особенностью которого является системность требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы НОО, к его структуре и к условиям реализации.
Цель УМК обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Курс «Литературного чтения» направлен на развитие речи учащихся и овладение ими техникой чтения, приемами интерпретации и анализа различных видов текста, формирует функциональную грамотность, создает представление о литературе как виде искусства, последовательно формирует универсальные учебные действия.
Удобная структура учебника «Литературное чтение» , сказочные персонажи и игровая форма подачи материала способствуют усвоению важнейших литературоведческих понятий.
Главными особенностями курса математики (Гейдман Б.П.) являются:
гармоничное сочетание арифметических, геометрических и логических составляющих курса;
содержание знаний, необходимых для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;
приобретение учащимися навыков логического и алгоритмического мышления, а также развитию у них пространственного воображения и интуиции;
формирование умение выполнять устно и письменно арифметического действия на множестве натуральных чисел, решать текстовые задачи, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
знакомство учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;
включение с 3 класса заданий по информатике.
В основе курса по «Окружающему миру» лежит:
концентрическое построение авторской программы, обеспечивающее последовательное расширение и углубление знаний в соответствии с основными содержательными линиями;
аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагогов на приоритетное формирование у младших школьников системы ценностей, потребностей, установок;
направленность содержания всех учебных пособий комплекта на формирование основных универсальных учебных действий;
интеграция научного и художественно-образного способов познания окружающего мира;
содержание имеет экологическую направленность, создающую условия для воспитания ответственного отношения ребенка к окружающему миру природы, к себе, своему здоровью, к другим людям;
осуществление метапредметных связей.
10.Развивающая система Л.В. Занкова
(научный руководитель – Н.В.Нечаева)
Издательство «Издательский дом «Федоров»».
Общая целевая установка Стандарта II поколения совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.
Программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС.
Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактическихпринципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения программного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.
Педагогическая система Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Широкая интеграция учебных курсов, в которых реализуются связи разного уровня (метапредметного, межпредметного и внутрипредметного )позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В. Занкова – представить обучающимися широкую целостную картину мира средством науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Предмет «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки и изобразительного искусства.
Курс русского языка разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами. В курсе математики сочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. Музыкальная деятельность учеников организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. Знания о музыке, о ее истории, выдающихся композиторах и исполнителях интегрируются со знаниями по музыкально-театральному искусству, литературе, изобразительному искусству и т.д.
При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетаниях разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный, и нуждающийся в педагогической поддержке.
Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и то же учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и/или словесных (и иных) образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов и т.п. Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логичекое (теоретическое); разные типы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный и кинестический, а в целом создает предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний. Один и тот же объект (явление) рассматривается с возможно большего числа сторон. Знание о нем естественным образом закрепляется в сознании ребенка как с другим учебным материалом. Так и с личным опытом школьника. Знание становится ценностным, приобретает личную значимость и практический смысл. Это дает возможность каждому школьнику проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.
Кроме того, вариативны способы приобретения знания – каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы…
Наряду с этим, разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ, которая состоит из работ, оценивающих:
1) Мониторинг сформированности УУД на момент начала обучения и до конца 4-го класса;
2) Изучение предметных достижений (проверочные и контрольные работы по изученным темам, рубежные работы по полугодиям – обеспечены Сборниками контрольных и проверочных работ; задания «Проверь себя» в учебниках и рабочих тетрадях; интегрированные проверочные работы в конце 1-4 классов).
11. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Издательство «Вита-Пресс»
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.
Все учебники русского языка для 1-4 классов (включая Букварь) в данном УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи, могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределительный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке.
Структура параграфа – основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку. Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:
1) мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;
2) система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
3) блок упражнений и заданий, содержащих отработочный иконкретизирующий найденный способ материала;
4) разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.
Представленное в учебниках математическое содержание определяет методы, формы организации и общения детей, характер дидактических материалов и другие стороны учебного процесса. Содержание учебного материала тесно связано с психическим развитием ребенка и способствует созданию благоприятных условий для развития учебной деятельности детей и способствует интенсивному развитию мышления и мыслительных операций с ними связанных: анализа, рефлексии и планирования.
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса.
Предметом рассмотрения литературного чтения является способ чтения, а его объектом – литературный текст.
Целью литературного чтения в системе развивающего обучения является обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Методическое и психологическое сопровождение учителя, работающего по УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова осуществляется на постоянно действующем сайте www.n-bio.ru, где размещаются обновляющиеся методические материалы, ответы на вопросы, ссылки, информация о курсах переподготовки, информация для родителей и т.д.
Сравнительная Таблица УМК | ||||||||
УМК Критерии Критерии | «Школа России» | «Школа 2100» | «Перспективная начальная школа» | «Планета знаний» | «Классическая начальная школа» | «Начальная школа ХХI века» | «Гармония» | Развивающая система Занкова |
1.Авторский коллектив | А.А.Плешаков | А.А. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. | Н. А. Чуркова | И. А. Петрова | Джежелей О.В. Рамзаева Т.Г. Александрова Э.И. | Н.Ф. Виноградова | Н. Б. Истомина | Л В. Занков Н.В. Нечаева (с 2003г.) |
2.Определение | УМК создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного Российского образования. | УМК реализует непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. | Результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО. Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развив.обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. | В УМК полностью реализован ФГОС НОО и воплощены идеи модернизации российского образования. | Целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Также в основе лежат классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. | Основная идея УМК - реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. | УМК для 1-4 классов ООУ, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы. | Развивающая система представляет собой единство дидактики, методики и практики. В 1995-1996 гг. система введена в российскую школу. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности. |
3.Цели | Развитие у ребенка интереса к познанию своей страны с ее духовного величия, ее значимости в мировых масштаба. | Выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личность - это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. | Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». | Создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр. | Подготовка учащихся к жизни, т. е. формирование готовности к усвоению постоянно обновляющегося потока информации в обществе. Умение учиться, как важное свойство личности, закономерно связано с позитивным отношением к учению | Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности. Формирование готовности к самообразованию. | Многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения. | Оптимальное общее развитие каждого ребенка. Создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. |
4.Задачи | Формирование личностно-развивающее образование младших школьников | Помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. | Развитие личности шк-ка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоц.-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. | Ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка. | Сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни; Формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. | Найти более целесообразный путь устранения противоречий, характерных для начальной школы. | Обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуацию успеха в познавательной деятельности. | Представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. |
5.Содержание | В состав УМК входят линии учебников: Русский язык; Литературное чтение; Математика; Окружающий мир. | Русский язык. Букварь. Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Математика. Авторы: Петерсон Л. Г. Информатика. Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И. Информатика и ИКТ (3-4 класс). Автор: Горячев А.В. Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс)Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В. Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А. Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. Английский язык "Английский в фокусе" ("Spotlight") (1-4 классы). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. | Русский язык. Лит.чтение. Автор: Чуракова Н.А. Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. | В состав УМК входят линии учебников: Букварь; Прописи; Русский язык; Литературое чтение; Английский язык; Окружающий мир. | УМК состоит из нескольких курсов: Литературное чтение. Чтение и литература.Автор Джежелей О.В. Русский язык. АвторРамзаева Т.Г. | В состав УМК входят линии учебников: Русский язык, Литературное чтение; Математика; Окружающий мир; | В состав УМК входят линии учебников: Русский язык; Литературное чтение; Математика;Информатика и ИКТ; Окружающий мир; | Русский язык. МатематикаАвторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. |
6. Принципы | ■ Принцип воспитания гражданина России; ■ Принцип ценностных ориентиров; ■ Принцип обучения в деятельности; ■ Принцип работы на результат; ■ Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании. | ■Принцип адаптивности Принцип психологической комфортности. ■Принцип картины мира. ■Принцип целостности содержания. ■Принцип минимакса. ■Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. | ■ Принцип прочности и наглядности. ■ Принцип непрерывного общего развития. ■ Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. ■ Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. ■ Принцип целостности картины мира | ■Принципы развития; ■Принцип гуманитаризации; ■Принцип целостности образа мира; ■Принцип культуросообразности; ■Принцип вариатвности. | ■ Принцип преемственности и непрерывности образования; ■Принцип целостности картины мира; ■Принцип интеграции,на основании которого каждая предметная область создает картину взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры и т. д. | ■ Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения. ■Принцип целостности образа мира. ■Принцип практической направленности. ■ Принцип учета индивидуальных возможностей. | ■Принцип целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения ЗУН; ■Принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения; Принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН; ■Принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН. | ■ Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. ■ Принцип ведущей роли теоретических знаний. ■ Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. ■ Принцип осознания процесса учения. ■ Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. |
7.Методы технологии | Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Проблемно-диалогическое обучение: побуждающий и подводящий диалоги. Проектная технология. Технология оценивания обр. достижений Проблемно-диалогическое обучение: побуждающий и подводящий диалоги. Проектная технология. Технология оценивания обр. достижений | Работать со справочной литературой, словарями; Пользоваться различными измерительными приборами; Выполнять вычислительные навыки; Работать с лабораторным оборудованием, приборами. | Технология деятельностного метода, Интерактивные технологии; Гуманистические методы Здоровьесберегающие технологии Технологии исследоват.-проектной деятельности учащихся. Технологию работы с портфолио; | УМК как единое целое перестает существовать. В связи с переходом начальной школы на ФГОС издательство «Дрофа» вводит новый проект -комплекс учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» | Логическим продолжением дифференцированного подхода к изложению материала является дифференцированный контроль, то есть все контрольные, проверочные работы, тесты представлены в разноуровневых вариантах. Контролируется усвоение обязательного минимума, но не исключается проведение контроля и по тем темам, которые превышают обязательный минимум. | Целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); | Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. |
8.Формы обучения | «Школа полного дня», дневная. | «Школа полного дня» | «Школа полного дня» | «Школа полного дня» | « Школа полного дня» | «Школа полного дня» | Школа полного дня, Дневная | «Школа полного дня» |
9.Характеристика | Отвечает потребностям современного этапа развития России, предвосхищающая и в определенной степени готовящая ее будущее. | «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. | УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста). Каждое методическое пособие состоит из двух частей. | Авторский коллектив стремился создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся. | Особенность УМК - органическое соединение традиционной методики с последними достижениями современной психологии и новейшими подходами к решению методических проблем, а также опора на педагогику сотрудничества Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера Все учебники нацелены на развитие самостоятельности и в добывании знаний, и в оценке результатов собственной деят-сти. | В характеристике лежит идея личностно-ориентированного образования, то есть учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктированного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. | Учебники по всем учебным предметам с первого по четвертый класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы. | Плюсы: •развитие ума, воли, чувств, нравственных представленийформирование потребности учиться; •радость от свободного умственного труда, творчества и общения; •самостоятельность, уверенность, ответственность; •стремление к сотрудничеству. Минусы: не имеет продолжения в основной школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...
Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова
Обобщение знаний о жанре литературы - басне;сравнительный анализ басен по плану, чтение басен в лицах, работа по информационно - рабочим картам....
Сравнительный анализ освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.
В настоящее время в преподавании школьных предметов встают вопросы интеграции, в частности в преподавании иностранного языка актуальны вопросы межпредметных связей. В грамматике английского...
Перечень художественных и живописных произведений для сравнительного анализа на уроках развития речи
Перечень поможет ориентироваться учителю в выборе необходимого материала для подготовки к уроку....
Сравнительный анализ (шаблон)
Входная/Экз.работа...
Сравнительный анализ психических особенностей дошкольников и младших школьников.docx
специфике влияния уровня психологической готовности к школе на адаптацию первоклассников к обучению. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего м...
«Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)» Обобщение опытом
Тема данной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)». Проблема поиска эффективного и надежного психологическо...