"Праздник народных развлечений"
план-конспект занятия (2 класс)

Комина Ольга Ивановна

Цель:     приобщать  детей к культурному наследию, традициям, устному народному творчеству,  музыкальному фольклору, народным играм.

Задачи:

Образовательные: 

 - актуализировать знания о культуре русского народа;                                                                   

 - проконтролировать степень усвоения правил игры

Воспитательные:                                                                                                                                                                      

  - формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку народным играм;                                                                                                                                                                                                       

 - формировать устойчивый интерес к народной культуре;                                                                                             

   - воспитывать патриотизм, доброе отношение  друг к другу и к окружающим;                                          

  - воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Развивающие:                                                                                                                                                                           

  - развивать творческие способности учащихся;                                                                                                                              

  - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;                                                                  

  - развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_razvlecheniy.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Праздник   народных развлечений

                             составила учитель  начальных классов

                              высшей  квалификационной категории

                                      Комина Ольга Ивановна

                                               МОУ "СОШ №9"

Цель:     приобщать  детей к культурному наследию, традициям, устному народному творчеству,  музыкальному фольклору, народным играм.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                                                               - актуализировать знания о культуре русского народа;                                                                      - проконтролировать степень усвоения правил игры

Воспитательные:                                                                                                                                                                        - формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку народным играм;                                                                                                                                                                                                         - формировать устойчивый интерес к народной культуре;                                                                                                - воспитывать патриотизм, доброе отношение  друг к другу и к окружающим;                                            - воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Развивающие:                                                                                                                                                                             - развивать творческие способности учащихся;                                                                                                                                - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;                                                                    - развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии. 

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД                                                                                                                                                              - мотивации к познанию;                                                                                                            - адекватной  самооценки;                                                                                                                           - готовности открыто выражать свою позицию ;                                                                                   - адекватного понимания  причин успеха (неуспеха) в процессе игры

2. Регулятивных УУД                                                                                                                                                              - умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;                                                              - умения  видеть ошибку;                                                                                                                             - умения оценивать результат своей деятельности;                                                              - аргументировать своё мнение и позицию;                                                                         - самоконтроля  процесса и результатов деятельности.

3. Познавательных УУД                                                                                                                                           - знаний о народных развлечениях

4. Коммуникативных УУД                                                                                                                                         - умения слушать и слышать учителя, ученика;                                                                          - умения сотрудничать в группе при решении игровых задач.

Место проведения  и его  оборудование

- площадка перед школой, где растет березка ( её украсили цветами и ленточками), рядом стоит  стол, на котором  самовар, чашки для чая, баранки, угощения, за ним сидит купчиха с чашкой в  руке; рядом со столом стоят скамейки;

- ленточки, обручи, мешки, канат, деревянные ложки, трещотка, бубен, колотушки                                                                                                                                          - аудиозаписи  (песня " Во поле берёза стояла",  пляска "Барыня", "Частушки")

Виды деятельности на занятии:                                                                                               1.Игровая деятельность.                                                                                                 2.Слушание и исполнение музыки                                                                              3.Музыкально-ритмические движения                                                                      4.Импровизация

Предварительная работа:   разучивание песни , индивидуальная работа с детьми по разучиванию стихов, частушек

1 скоморох:                                                                                                                               Что за славный денек,                                                                                                                      На бугре солнцепек,                                                                                                       Собирайся, народ, у ворот!                                                                                                         Петь, шутить, хороводы водить,                                                                                                   Народ веселить.

2 скоморох:

Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Выходи скорей,

Торопись народ!

Открываются ворота,

Выходи, кому охота!

Купчиха:

А кому неохота,

Тоже выходи!

(Девочка с мальчиком в народных костюмах делают ворота, все  проходят, садятся на скамейки).

1.Организационный момент.

 Если хмуримся с утра,                                                                                                               Нам поможет доброта.                                                                                                                      Ну-ка, дети, соберитесь,                                                                                                                   И друг другу улыбнитесь!                                                                                                  -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, у которого на лице  приветливая улыбка! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

2.  Формулирование темы занятия.

 - Ребята, мы вновь собрались с вами, чтобы приоткрыть дверцу в интереснейший мир истории России. Сегодня  продолжим  разговор  о  развлечениях  русского народа.

 3. Работа  по теме

Ведущий:

-Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой земле светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на ней от зари до зари и слагали о земле - матушке  песни, водили хороводы.

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.

Дети в лицах читают:

Березка деткам кричала, к себе призывала:

- Идите, детки, на луг гулять,                                                                                                    Зеленые веточки завивать.                                                                                                            - Мы тебя, березка, не согнем                                                                                                     На тебе веточки не завьем.                                                                                                                         -  Я к вам, детушки, сама согнусь,                                                                                                 Сама в веточки совьюсь.                                                                                                                 Завьете венки зеленые                                                                                                           Станете весь год веселые.

- Ребята, а почему именно о березке идет речь? (Ответы детей).

- Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик:

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

 Что без тебя немыслима Россия,

И я не мыслим без твоей красы!

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая березка – символ Родины моей!

Ведущий:

Станемте, девицы, в круг, хоровод заведем,

Песню споем, березку прославим.

(Хоровод вокруг березки под песню «Во поле березка  стояла»).

Купчиха:                                                                                                                                      Да – хороши были наши русские песни. Однако предки наши умели не только песни петь, не только работать,  и землю свою от врагов защищать . Когда выдавалась свободная минута- показывали они свою удаль молодецкую на игрищах весёлых. Вот мы сегодня с вами и вспомним, в какие игры играли в те давние времена.

Погляди, честной народ, не пыли дорожка!

Добры молодцы пришли погулять немножко.

Мальчик:

Эй, ребята, в бубны бейте!

Вы ладошки не жалейте.

Поиграйте на гармошке,

Постучите нам на ложках,

 Поиграйте от души,

 Чтобы ноги в пляс пошли.

(Мальчики на народных инструментах играют «Жили у бабуси…»).

Купчиха:

 Ну и удаль, ну и стать!

Молодой бы снова стать!

Как певали мы частушки!

Вы их знаете подружки?

Девочки:

Как частушки нам не знать!

Любим петь мы и плясать!

Ведущий:

Выходите-ка, подружки,

И пропойте нам частушки.

(Девочки поют частушки).                                                                                                  

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!                                                                                                            

Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

От подружек-хохотушек
Столько шума-звона,
Как от сотни погремушек,
Нет! От миллиона!

Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила -
Накухарничала.

Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!

На дворе да по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята!

Летом скучно без частушек,
Без весёлых песен -
Без гармошки заводной
Мир неинтересен!

У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец

Купчиха:

А сейчас послушайте  загадку, длинную-предлинную

Её сквозь года проносили

В своих сердцах, в своих умах.

В ней покоряющая сила

И русской удали размах.

Я верю в то, что пляску эту

Не барин, а мужик создал.

Пустил гулять по белу свету

И в шутку как её назвал?  ("Барыня").

(Конкурс на лучшего танцора).

Эх, улица мала, да хоровод велик

Хоровод  велик, поиграть велит.

Ведущий:

- Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают  важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора –

Ждет вас русская игра!

Составим правила играющих:

1) выслушать правила игры;                                                                                                 2) строго следовать данным правилам;                                                                                            3) во время игры помнить о русской пословице:                                                                     "Доброе братство лучше богатства" ,                                                                                                т.е. не ссориться, уважать интересы всех играющих

Игра «Золотые ворота»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные игроки встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.


«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                         Продолжаем мы веселье,                                                                                                                      Все  бегом на карусели

 Игра «Карусели».

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Ведущий:

Затей у нас большой запас,

И все они, друзья, для вас

И сейчас без опозданья

Начинаем состязанье.

Давайте, мы друзья, начнем

С состязанья – бег вдвоем.

Парам свяжем ловко ноги,

Да и пустим по дорогам.

(Чья команда быстрее закончит бег, та и выиграет).

Думаем, что найдется смельчак

Пробежать бегом в мешках.

Коль не можешь бежать бегом,

Разрешаем пройти пешком. (Бег в мешках).

Проведем испытанье на прочность каната.

Скорей навалитесь вместе, ребята.

Кто перетянет этот канат,

Те получат уйму наград. (Перетягивание каната).

Итог соревнований.

4.Итог праздника

Купчиха:

Молодцы! Праздник удался на славу!

Побегали, поиграли, а теперь пора и чай пить.

Всех приглашаю к горячему самовару.

5.Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Праздники народные и церковные"

Урок предназначен для учащихся 2 класса и направлен на развитие интереса к традициям русского народа...

"Праздник народных ремесел"

В ходе праздника ребята узнают о народных ремеслах, поют народные песни, играют на народных инструментах....

Методическая разработка праздника "Народные обряды"

Методическая разработка новогоднего праздника в начальной школе "Народные обряды.Коляда"...

Праздик народных развлечений

Праздик народных развлечений...

праздник "Народный календарь"

Разработка содержит сценарий и презентацию к празднику....

Фольклорный праздник "Народный промыслы России"

Система преподавания уроков  ИЗО по программе Б.М. Неменского.  Сценарий фольклорного праздника в 3 классе....

Сценарий фольклорного праздника «ЯРМАРКА РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

Сценарий фольклорного праздника "ЯРМАРКА РАЗВЛЕЧЕНИЙ" предназначен для внеурочной деятельности, театрального кружка и внеклассной работы....