Рабочая программа "Минутка творчества"
методическая разработка

Рабочая программа "Минутка творчества"

Кружок по изобразительному искусству 

1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minutka_tvorchestva.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

                           

              Художественная деятельность  связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна  из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:                                                 

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Место курса в учебном плане

       

 Программа рассчитана на 1 года, 34 часа. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Минутки творчества»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Минутки творчества» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   программы по курсу «Минутки творчества»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Минутки творчества»:

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

1.

   Творческие работы на тему «Мои каникулы» (карандаши цветные)

1

Беседа оканикулах. Рисование по теме.

5.09.

2.

  Рисунки на тему «Я и моя семья» (карандаши цветные)

1

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.

12.09.

3.

Пейзаж с горами (простой карандаш)

1

 Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

19.09.

4.

Осеннее дерево (простой карандаш)

1

Рисование простым карандашом, учить поэтапно рисовать деревья

26.09.

5.

  «Осенние сказки лесной феи» (простой карандаш)

1

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.

3.10.

6.

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено»  (цветные карандаши)

1

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

10.10.

7.

Любимые животные (цветные карандаши)

1

Беседа о животных.

Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных.

17.10.

8.

Морской пейзаж (простой карандаш)

1

Развивать чувство композиции, учить выделять детали простым карандашом

24.10.

9.

Конкурс рисунков на тему: «Фантастические животные» (карандаши цветные)

1

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

31.10.

10.

Рисуем котёнка (карандаши цветные)

1

Беседа о домашних животных. Рисование по теме.

14.11.

11.

Рисуем зайчика (простой карандаш)

1

Беседа о диких животных. Рисование зайчика поэтапно

21.11.

12.

Ежик с яблоком (фломастеры и карандаши цветные)

1

Прослушивание сказки. Рисование по теме.

28.11.

13.

Бабочка.

(рисование ножницами)

1

Научить рисовать ножницами . Развивать воображение, творчество.

5.12.

14.

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья» (карандаши цветные)

1

  Беседа о жизни птиц зимой. Рисование птицы.

12.12.

15.

Зимние узоры (граттаж)

1

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

19.12.

16.

Новогодняя открытка «Дед Мороз» (цветные карандаши и фломастеры)

1

Беседа о праздновании Нового года. Рисование по теме

26.12.

17.

Зимний лес (цветные и простые карандаши)

1

Рисование композиции, используя разные линии.

Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

16.01.

18.

«Мороз рисует узоры» (простой карандаш)

1

Рисование по представлению на заданную тему.

23.01.

19.

Облака.

(зеркальное отображение)

1

Познакомить с техникой зеркальное отображение Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

30.01.

20.

Поздравительная открытка на «23 – Февраля»

1

Рисование по теме.

06.02.

21.

 Рисование на тему: «Подводное царство»  

1

Прослушивание отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Рисование рыбки.

13.02.

22.

Насекомые (простой карандаш)

1

Закреплять умение рисовать необычные насекомые. Развивать воображение, чувство ритма.

20.02.

23.

Поздравительная открытка к 8 Марта

1

Рисование по теме.

27.02.

24.

Рисуем ластиком!

1

Закреплять умение штриховки простым карандашом, учиться использовать нетрадиционную технику выполнения рисунка – ластиком.

06.03.

25.

Рисуем домики для сказочных животных.

1

Изображение домика  разнымихудожественными средствами.  

13.03.

26.

Рисование на тему: «Красота вокруг нас»

1

Рисование по теме

20.03.

27.

 Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей»

1

Создание сюжетных композиций на тему Космос». Изображение ракеты.

03.04.

28.

Наши игрушки (коллаж)

1

Закрепить умение рисовать игрушки. Развивать чувство композиции. Научить технике коллаж.

10.04.

29.

Наше озеро (простой карандаш)

1

Учить рисовать воду простым карандашом.

Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.

17.04.

30.

Рисование на тему «Родина моя»

1

Передача красоты родного края выразительными средствами.

24.04

31.

Рисунки на тему: «Салют» (цветные карандаши)

1

Беседа о празднике День Победы. Рисование на цветной бумаге.

08.05.

32.

Рисунки на тему: «В предчувствии летних каникул»

1

Создание сюжетных композиций разными художественными средствами.  

15.05.

33.

«Чему мы  научились  за год» (выставка наших работ)

1

Просмотр с обсуждением работ.

22.05.

34.

Коллективная творческая работа на тему «Лето»

1

Работа на ватмане с использованием различных техник рисования

29.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мое рабочее место – лаборатория творчества»

«Мое рабочее место – лаборатория творчества»...

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса

Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" для второго класса включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихс...

Рабочая программа по курсу РПС "Речевое творчество" для первого класса

Рабочая программа по курсу развития  познавательных способностей "Речевое творчество" включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся; формируемы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 ФГОС Художественное творчество

Внеурочная программа "Художественное творчество" на 66 ч. 1 клас и 68 ч. 2-4 класс....