ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья

В сатье рассматриваются педагогические аспекты общения с детьми девиантного  поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общение  с детьми- это особого рода искусство,  имеющее свои законы и свой круг значений. Страстно желая общения, дети часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимопонимания.

Рассмотрим педагогические аспекты общения с детьми девиантного  поведения. Для учителя  ценным является умение использовать обратную связь с ребёнком. Любая обратная связь должна информировать учащегося, что он действует правильно и, следовательно, может продолжать дальше в том же духе. Одновременно он, благодаря подкрепительному действию успеха, начинает действовать с большей уверенностью. Положительная обратная связь обеспечивает функцию поддержки, но что именно поддерживать в первую очередь и как эту поддержку выражать — это особый вопрос.

Создавая «ситуацию успеха»  необходимо сделать акцент на верные способы поиска ответа.  Важно помнить, что сам ответ на исследуемую задачу, зависящий от личностной позиции учащегося, его эмоционального опыта, его чувств, не оценивается. Оптимальное отношение учителя к качеству выводов из исследования психологической реальности — нейтральное: они ни „правильные", ни „неправильные". Положительно оценивается только сам факт их существования и опыт их поиска. Разногласия между выводами учащихся (включая выводы учителя) рассматриваются как возможность продолжить исследование, используя опыт других.

Согласие, эмоциональное принятие вывода, поведения учащегося лучше передавать в форме описания себя, а не ребёнка. Такую обратную связь легче принять тому, кому она предназначена. Построение партнерских отношений предполагает равную позицию открытости.

Ниже даны примеры обратной связи (реакции педагога) после упражнения — „ревизии", в которой ученица анализировала, что ей нравится и не нравится в своем общении в семье.

При выборе формы обратной связи следует „Я-высказывание" (пример 2) предпочесть „Ты-высказыванию" (пример 1).

Пример 1. Обратная связь в виде „Ты-высказывания".

«Мне кажется, ты обращаешь слишком большое внимание на „минусы" и не видишь положительных возможностей, которые у тебя есть, как у каждого человека…»

(Грустно кивает головой, опустив виновато глаза…)

Пример 2. Обратная связь в виде „Я-высказывания".

«Когда я вижу, как человек все свое внимание обращает на „минусы", не видя своих положительных возможностей или „плюсов", скрытых в любой ситуации, мне грустно, а иногда даже досадно. Мне кажется, нам надо срочно учиться искать эти „плюсы" и в себе, и в ситуации…»

(Внимательное слушание, озабоченность, мобилизация к действиям.)

Во многих случаях информация, полученная от учащегося, настолько болезненна и значима, что лучшей формой обратной связи может оказаться образное описание ситуации, данное педагогом. Это иллюстрирует

Пример 3. Обратная связь в виде метафоры.

«Когда ты перечислила свои „минусы" и с трудом сформулировала „плюс", у меня в голове возникла следующая картина. Девочку послали в лес за грибами и ягодами; она пошла по прямой тропинке, не сворачивая вглубь. Иногда ей бросались в глаза яркие шляпки мухоморов (поганки ведь часто растут у дороги)… Она прошла по тропинке через весь лес и, конечно, не нашла грибов и ягод, которые там были в огромном количестве…»

(Улыбка, согласие, внимательное слушание.)

Для учителя необходима как мгновенная диагностика состояния, предпочтений, направленности учащегося (по принципу мотивационной готовности), так и такая же мгновенная самодиагностика. В преподавании  требуется максимальная осознанность своей позиции, своего поведения и эмоционального и физического состояния (степени усталости, например) в связи с учениками. Это означает понимание педагогом его влияния на детей и того, как дети влияют на него, т. е. это постоянные вопросы к самому себе: „Что я делаю правильно?" и „Что надо изменить?"

В курсе основ конструктивного общения главной заботой педагога является организация процесса рефлексии нарабатываемого опыта. Для этого учитель нуждается и в тренировке собственных рефлексивных процессов, и в организованных формах такой работы. Практика взаимопосещения занятий и профессиональное их обсуждение помогает развитию гибкости реагирования на происходящее в классе.

Тогда он может создать для учащихся условия, в которых становится возможным наработка личностного знания и структурирование образа „Я"; появляется возможность сознательного выбора референтных ценностей, коррекции „Я" (постановка задач саморазвития), интеграции части Я-идеального с Я-реальным; сознательного принятия себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Доклад "Особенности работы классного руководителя с детьми девиантного поведения"

Под девиантным поведением подразумевают отклоняющееся поведение, которое характеризуется отдельными поступками или системой поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным ...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

Родительское собрание«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»

Родительское собрание«Роль семейного  общения в профилактике девиантного  поведения и негативных привычек у детей»...

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

Мы,учителя,  делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей  со школой  было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...