Сценарий мероприятия
учебно-методический материал (4 класс)

Инсценировка сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт мероприятия

                1. Дата проведения: 13 декабря

                2. Класс: 4

                3. Продолжительность: 40 минут

                4.Тема: инсценировка сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

                5. Цель: Формировать у учащихся интерес к чтению художественной литературы. 

                5. Задачи:         

5.1Образовательные:

1. Расширить знания учащихся о сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»                    

                5.2  Развивающие:

5.2.1 Регулятивные  УУД:      

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы;

2. Развивать у учащихся речь, читательский интерес и память.

5.2.2 Познавательные  УУД:

1. Развивать умение на основе анализа объектов делать выводы;

5.2.3 Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других;

2. Формировать умение строить речевое высказывание;

3. Развивать умение работать в коллективе.

5.3 Воспитательные

5.3.1 Личностные УУД:

1. Воспитывать у учащихся положительное отношение к процессу познания.

Оборудование:

  • Проектор, ноутбук, флеш-карта, костюмы для сценок, колонки.

Действующие лица:

  1. Бабариха
  2. Сказительница
  3. Гонец
  4. 1 девица-царица-мать
  5. 2 девица-ткачиха
  6. 3 девица-повариха
  7. Царь
  8. Гвидон
  9. 1 купец
  10. 2 купец
  11. 3 купец
  12. Волны (2 человека)
  13. Лебедь
  14. 1 богатырь
  15. 2 богатырь
  16. 3 богатырь
  17. Черномор
  18. Звукорежиссер
  19. Костюмер
  20. Суфлёр
  21. Декоратор

Ход сценария

1. Вступление

(играет мелодия  Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; девицы играют в жмурки. Входит  Бабариха)

Бабариха: Ах, негодницы! Работа стоит, а они в жмурки играют!

Сказительница: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

2. I картина «Три девицы»

(Девицы усаживаются на лавочку, прядут и поют)

Песня «Прялица» М. Парцхаладзе (сольное пение)

1 девица-царица-мать. Кабы я была царица, то на весь крещеный мир. Приготовила б я пир!

2 девица - ткачиха: Кабы я была царица, то не весь бы мир одна. Наткала я полотна.

3 девица - повариха: Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря.

Мелодия: «Вдруг, как в сказке скрипнула дверь» (Входит Царь)

Сказительница: Только вымолвить успела,

 Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

 Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь: Здравствуй, красная девица, будь царица,

И роди богатыря мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

(Царь берет под руку невесту, сестры с гордым видом сопровождают их под колокольный звон. Под музыку все проходят по всему залу и уходят).

Сказительница: В сени вышел царь-отец.

Все пустились во дворец.

Царь недолго собирался:

В тот же вечер обвенчался.

В те поры война была.

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

В кухне злится поварих,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют они государевой жене.

Между тем, как он далёко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой, извести ее хотят, перенять гонца велят.

Ткачиха: Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь;

Повариха: Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку».

Сказительница: Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

Дал гонцу такой приказ:

 «Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

Едет с грамотой гонец,

И приехал наконец.

А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой,

Ведь в суму его пустую

Суют грамоту другую.

Гонец: «Царь велит своим боярам, времени не тратя даром. И царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Делать нечего: бояре, потужив о государе и царице молодой, в бочку с сыном посадили, засмолили, покатили и пустили в океан -так велел-де царь Салтан.

3. II картина «Море»

По морю (из ткани) плывет бочка, 4-6 девочек – волны.

Мелодия море, прибой. (Римский –Корсаков «Море»)

Сказительница: В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит.

А дитя волну торопит:

Гвидон: Ты, волна моя, волна!

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли-

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Сказительница: И послушалась волна: тут же на берег она

Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся,

Поднатужился немножко, 

«Как бы здесь на двор окошко нам проделать?»-молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле.

(На фоне шума моря, выходят Гвидон с матерью.)

Гвидон: Видишь холм в широком поле

Море синее кругом (удивляется)

Дуб зеленый над холмом…

Добрый ужин был бы нам, однако, нужен. (подходит к дубу, делает лук)

Сказительница: Ломит он у дуба сук, И в тугой сгибает лук.

Царица-мать: Ты пойди на край долины у моря искать дичины.

(Мать машет Гвидону, расстилает  платок, садится, дремлет . Гвидон идет.)

(Музыка «Коршун и Лебедь»)

Сказительница: К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно, на море не тихо:

Смотрит - видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

 Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела

 - Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил.

(Сцена битвы Лебедя и Коршуна.)

(под конец Гвидон пускает стрелу в коршуна, он улетает.)

Лебедь: Ты, Царевич, мой спаситель, мой, могучий избавитель,

Не тужи, что за меня есть не будешь ты 3 дня,

Что стрела пропала в море. Это горе все - не горе.

Отплачу тебе добром, сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил: девицу в живых оставил,

Ты не коршуна убил, чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись, не горюй, и спать ложись.

(Лебедь улетает, а Гвидон идет к матери и ложиться спать)

(Свет гаснет.)

4. III картина «Царство Салтана»

(Под музыку моря выбегают волны, по морю плывет корабль с купцами.)

Сказительница: Ветер весело шумит, судно весело бежит

Мимо острова Буяна, к царству славного Салтана.

(Под веселую музыку входит Салтан в сопровождении Бабарихи, поварихи, ткачихи, Садится на трон, входят купцы, подходят к Салтану.)

Салтан: Ой вы, гости, господа, долго ль ездили, куда?

Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?

1 купец: Мы объехали весь свет, за морем житье не худо, В свете вот какое чудо:

2 купец: В море остров был крутой, не привольный, не жилой,

А теперь стоит на нем новый город со дворцом.

З купец: С златоглавыми церквами, с теремами и садами.

А сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон.

Салтан: Коль жив я буду, чудный остров навещу,

У Гвидона погощу.

Сказительница: (шепчет)А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить чудный остров навестить.

Повариха: (ехидно)/ Город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поет и орешки все грызет.

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд, вот что чудом -то зовут!

Ткачиха(ухмыляясь) Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызет.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой.

Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге

И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря.

Бобариха: Кто нас этим удивит? Люди из моря выходят

И себе дозором бродят.

Вот идет молва правдиво: за морем царевна есть.

Что не можно глаз отвесть: днем свет Божий затмевает.

Ночью землю освещает, месяц под косой горит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выплывает будто пава,

А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво,

Сказительница: Чуду царь Салтан дивится, а комар-то злится, злится-

(писк комара)

И впился комар как раз поварихе прямо в глаз.

Все хором: Караул! Лови, лови, да дави его, дави!

6. V картина «Царство Гвидона»

(Звучит муз. вступление. из сказки "Золотой петушок")

Сказительница: За морем житье не худо, у Гвидона все три чуда!

Звучит музыка Лебеди. Гвидон грустит, появляется лебедь

Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

что ты тих, как день ненастный. Опечалился чему?

Гвидон: Грусть-тоска меня съедает: люди женятся, гляжу,

Не женат лишь я хожу. Говорят, царевна есть.

Что не можно глаз отвесть, месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Лебедь: Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта-я!

Сказительница: Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами

И на берег с высоты опустилася в кусты.

Встрепенулась, отряхнулась,

И царевной обернулась.

(улетает за ширму, выходит Царевна-девица;  Гвидон встречает ее.)

Сказительница: Князь недолго собирался, на Царевне обвенчался.

(Звучит колокольный звон)

(Звучит музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» Выходят богатыри, выстраиваются в полукруг)

1-й богатырь: Там, где волны в море плещут

Мы стоим сомкнувши ряд

И кольчуги наши блещут

Как огонь они горят

2-й богатырь: Нет надёжней этой стражи

Всех смелей богатыри

Охраняем землю нашу

Мы от ночи до зари.

3-й богатырь: Служим вечно и отважно, а ведёт дозор

Самый главный самый важный Дядька Черномор.

Черномор: Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Мы отныне ежедневно

Вместе будем непременно

У высоких стен твоих

Выходить из вод морских.

Черномор: (смотрит вдаль, ладонь ко лбу)

Белой пеной закипели наши берега

Погляжу я на просторы –нет ли где врага?

Из лазоревой дали показались корабли.

По равнинам океана едет флот царя Салтана.

(Колокольный звон. Гвидон встречает Салтана.)

Салтан: (восхищённо) Все красавцы молодые, великаны удалые!

Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.

Черномор: А теперь пора нам в море, тяжек воздух нам земли.

Богатыри уходят под музыку Богатыри». Гвидон подводит Салтана к Белочке.

Салтан: (удивлённо) Белка песенку поет, золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает и в мешочек опускает.

Музыка «Во саду ли, в огороде» Танец Белочки с платком

Салтан: /смотрит на царевну/: Что ж, княгиня-диво;

Под косой луна блестит, а во лбу звезда горит,

А сама-то величава, выступает будто пава.

Танец царевны-Лебеди. в конце подводит свекровь к Салтану

Салтан: «Что я вижу? что такое? Как!»

Сказительница: Царь слезами залился, Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу, И садятся все за стол; И веселый пир пошел.

А ткачиха, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой,

Разбежались по углам, их нашли на силу там.

Тут во всем они признались, повинились, разрыдались.

Царь от радости такой отпустил всех трех домой.

Общая пляска с поклонами.

Сказительница: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Ради жизни на Земле"

Данная разработка с презентацией подготовлена к празднованию Дня Победы с целью знакомства учащихся  с историческими событиями тех лет. Развивает познавательную активность у детей, воспитывает чу...

Сценарий мероприятия к 8 Марта "Когда все вместе"

Разработка мероприятия к 8 Марта. Включает литературно-музыкальную композицию, конкурсную программу для детей и родителей...

сценарий мероприятия "Путешествие по Стране Толерантности"

Мероприятие для учащихся 7-12 лет в рамках недели толерантности...

Сценарий мероприятия. День защитника Отечества.

Сценарий праздника-соревнования для мальчиков  можно использовать в параллели или в классе. Весёлых соревнований....

Куклы-матрёшки (сценарий мероприятия)

Материал знакомит учащихся с историей возникновения русской матрешки, отличительными особенностями росписи различных их видов; развивает эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство...

сценарий мероприятия посвященного дню пожилого человека

Сцкенарий  для организации мероприятия с обучающимися 3-4 класса....