Коррекция поведения.
методическая разработка

Варламова Надежда Викторовна

В психолого-педагогической литературе для описания таких детей употребляются термины: подвижный, импульсивный, шустрик, энерджайзер, вечный двигатель, живчик, вулканчик. Некоторые авторы используют и такие: моторный тип развития, дети с повышенной активностью, дети с повышенной аффективностью. По мнению специалистов, чуть ли не половина детей страдают так называемой гиперактивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zpr_vazhno.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

Формы проявления

Методы и приемы работы

Коррекция гиперактивности

1.

Двигательная расторможенность: неусидчивость, беспокойство, суетливость, не сидит спокойно (вертится, сидя на стуле), двигает кистями рук (постоянно что-то теребит и вертит в руках), двигает ногами (трясет ногой, ударяет по стулу) и т.д.

Включить в другой вид деятельности (раздать краски, стереть с доски), далее продолжить отложенную работу; ограничить отвлекающие факторы; похвалить за выполненную до конца работу. Эффективны методы беседы, игровые методы, арт-терапия, сказкотерапия.

2.

Избыточная моторная активность: чрезвычайная подвижность, бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться, не способны усидеть на месте.

Переключать на другие виды деятельности; проводить физкультминутки, пальчиковые игры; необычное преподнесение задания (прошептать его, пропеть); условные сигналы (карточки, час тишины, час можно). Эффективны игровые методы.

3.

Нет цели в действиях.

Формирование самоорганизации деятельности: давать ребенку больше поручений (разложить пособия для занятий, проверить правильность выполнения заданий у соседа, помочь педагогу в показе демонстративного материала и т.д.) - направляем неуправляемую двигательную активность в целенаправленную деятельность. Это поможет также снизить двигательную расторможенность. Располагать рядом с педагогом, инструкции короткие, устанавливать правила и последовательность, обсуждать последствия (Словесные методы, проблемное обучение, поисковый метод, песочная терапия и сказкотерапия)

4.

Не может играть в тихие игры.

Обсуждать правила и ход игры; инструкции короткие и конкретные; привлекать играть в тихие игры; чаще поощрять; время задания /игры может быть меньшим. (Игровая терапия, психогимнастика)

Коррекция импульсивности

1.

Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав, мешает другим.

Иногда игнорировать выкрики, располагать ребенка рядом с педагогом; правила обозначить символами и предъявлять символы; поощрять (Проблемный и поисковый метод, сказкотерапия, игровые методы)

2.

Вмешивается в игры, разговоры, пристает к окружающим.

Объяснение правил этикета, поведения; введение условных сигналов (словесные и несловесные); совместное обсуждение с детьми правил поведения (Игры с правилами)

3.

С трудом дожидается своей очереди во время игрового взаимодействия или при ответе на задания взрослого, перебивает других.

Объяснение правил; установление очередности в начале игры/занятия; введение штрафных санкций (отобрать фишки). Эффективны игры с правилами, совместное творчество)

4.

На вопросы отвечает невпопад и не дослушивает их до конца.

Указывать на ошибки; поощрять правильность, а не быстроту; просить повторить инструкцию (Игры с правилами)

5.

Без разрешения встает со своего места в группе.

Переключить на другой вид деятельности (собрать тетради), затем продолжить прерванный вид деятельности; провести физкультминутку (а вставшего назначить ведущим). Эффективны игры с правилами, поисковый и проблемный метод, двигательные упражнения.

Коррекция эмоционально-личностной сферы

1.

Может проявлять агрессию как форму защиты. В драке может быть безотчетно жестоким, так как отсутствует механизм торможения.

Учить способам выхода из состояния гнева, предотвращать вспышки гнева; предлагать другие модели поведения; упражнения для снятия мышечного напряжения; психогимнастика; проигрывать этюды; обсуждение ситуаций и чувств, испытываемых участниками ситуаций (Игротерапия, арттерапия)

2.

Все чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Его нельзя назвать бесчувственным, эгоистом.

Беседа; обсуждение эмоциональных состояний; чтение рассказов с последующим обсуждением; развитие эмоциональной сферы (мимика, панто-ма); введение элементов сказкотерапии и т.д.

3.

Имеют затруднения в общении со сверстниками, так как они могут их не принимать в свои игры.

Работа в парах, командах, подгруппах; совместные задания (рисование, аппликация); проверка заданий друг у друга; помощь товарищу; беседа об общих интересах, увлечениях; рассказы о своей семье.

4.

Общительны, легко знакомятся, много приятелей, но глубоких дружеских отношений не имеют.

Беседа детей о дружбе; работа в парах, коман-дах, подгруппах; совместные задания (рисова-ние, аппликация); проверка заданий друг у друга; помощь товарищу; беседа об общих интересах, увлечениях; рассказы о своей семье (Игровые методы, сказкотерапия)

5.

Любят очень шумные игры, во время игр со сверстниками не в состоянии следовать правилам игры.

Объяснение правил игры; чередование игр (подвижные, спокойные); условные сигналы, знаки (Игры с правилами)

6.

Неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Обращение по имени; частая похвала «за дело»; дополнительные поручения; ответственные задания (помощь педагогу); положительное сравнение с самим собой (Игротерапия, сказкотерапия)

7.

Деструктивность поведения: мешает педагогам вести занятие, отвлекает сверстников и провоцирует их неправильное поведение во время занятий.

Индивидуальные задания при работе в группе; обсуждение в группе до/после занятия; обсуждение со сверстниками/с педагогом (Беседа, сказкотерапия, арт-терапия)

8.

Избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуаций, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений.

Обсуждение ситуаций, эмоций, вызванных этой ситуацией; научение; проигрывание ситуации; иногда игнорирование (Игровые методы, совместное творчество – арт-терапия)

Развитие познавательной сферы

1.

Расстройство внимания(дефект концентрации внимания) – плохое выполнение заданий на занятиях, неспособность удерживать внимание, склонность постоянно забывать то, что им нужно сделать.

Необходимо учитывать развитие у ребенка сенсорных каналов восприятия (какой из них больше развит у ребенка: если зрительный – давать задания на внимания с опорой на зрительные картинки, если слуховой – просить, чтобы сам ребенок повторил инструкцию, если тактильный – работа с предметами). Корректурные пробы; игры на внимание («Найди различия», «Нарисуй, чего не хватает», «Пряталки»); задания по образцу; орфографические диктанты (Игровые методы, НЛП, компьютерные дыхательные технологии «БОС»)

2.

Выраженная отвлекаемость на любые раздражители, которые встречаются им непосредственно в ходе выполнения того или иного задания с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Ограничить/убрать раздражители; изменение интонации педагога; переключение на другие виды деятельности. Эффективны методы поисковые и проблемные, игры с правилами, компьютерные дыхательные технологии «БОС»)

3.

Не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, несобранность.

Помощь взрослого/сверстника; похвала за самостоятельное выполнение занятия до конца; введение ритуалов начала/окончания занятия/игры (Игровые методы)

4.

Снижение избирательности внимания: неспособен надолго сосредоточиться на определенной деятельности.

Задания/игры на развитие концентрации и переключение внимания (корректурные пробы; «Найди отличия», «Два дела»). Эффективны компьютерные дыхательные технологии «БОС»)

5.

Несформированность мелкой моторики рук(моторная неловкость) и праксиса(способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). Возникают сложности при работе с мелкими деталями, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма.

Пальчиковые игры; лепка; разукрашивание; конструктор; обучение работе с ножницами, вырезание; шнуровка; нанизывание бусин. Эффективны арт-терапия, песочная терапия.

Коррекция произвольности

1.

Трудности в организации и завершении работы, довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания.

Обучение методам организации своего рабочего места/времени; введение ритуалов начала и окончания работы/игры (Игровые методы)

2.

Невыполнения указаний педагога или просто угадывание ответа без учета всех возможных вариантов.

Просить повторить задание/инструкцию (Игровые методы, словесные методы, наглядные методы)

3.

Не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Обсуждение вариантов решения ситуации, предложенных ребенком и взрослым, выбирать лучший (Игровые методы, сказкотерапия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа по коррекции поведения мальчиков в условиях группы продленного дня

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам поведения. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, ...

Воспитательная работа по коррекции поведения мальчиков в условиях группы продленного дня

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться правилам поведения. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, ...

Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.

Материал подготовлен к выступлению на педсовете школы. Рекомендации, памятки, психологические игры, анкеты могут быть использованы педагогом при подготовке к родительскому собранию по данной теме....

Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения.

Материал включает в себя информацию о видах и причинах детской агрессии, а также методах коррекции агрессивного поведения. Прилагается методика диагностики агрессивности педагогов А. Ассингера....

Коррекция поведения гиперактивных детей.

Материал может быть использован для проведения родительских собраний....