Курсовая работа
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Гвоздева Элина Сергеевна

Одной из главных  задач   Российского образования   является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящие, строить свою жизнь и деятельность. Решение данной задачи тесно связанно с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.  Этому способствует духовно –нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vospitaniya_shkolnikov.docx82.18 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

«Проблемы воспитания школьников»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА   СРЕДСТВАМИ  РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….………………..6  

1.1 Духовно-нравственное воспитание как направление воспитательной работы…………………………………………………………………………….....6

1.2 Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников...............................................................................................................13

1.3 Роль русского языка в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников……………………………………………………………………...19 ГЛАВА 2 ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ……….……………………..............22

2.1 Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка……………..22

2.2Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы ……………..…..24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….……30                                                                                                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…...31


ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных  задач   Российского образования   является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящие, строить свою жизнь и деятельность. Решение данной задачи тесно связанно с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.  Этому способствует духовно –нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу[1;3].

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям нравственной морали[2;6].

Особенно ответственным периодом в  формировании духовно- нравственных качеств   становится  младший школьный возраст, характеризующийся  повышенной восприимчивостью, эмоциональной отзывчивостью. Именно в младшем школьном возрасте у детей развивается эмпатия (способность сопереживать другому, откликаться на чужие проблемы и нужды), получает развитие рефлексия, как способность оценивать собственные поступки, поведение. В этом возрасте у ребенка расширяется мир моральных представлений, мотивов, оценок, формируется  уважительное отношение к системе нравственных правил. Младший школьный возраст является периодом преимущественного усвоения социального опыта, накопления знаний. «Произвольность психических процессов позволяет действовать и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами»[3],т.о. осуществляется развитие нравственного самосознания.

Процесс  развития нравственного  самосознания  младших школьников   рассматривал американский ученный Л.Колберг, который выделил уровни развития самосознания, доказал, что моральное сознание претерпевает трансформацию, обусловленную физиологическим, социальным и образовательным ростом [3].З. Фрейд,описывает сознание личности как систему внешних запретов и правил, истинное содержание индивидуального составляет нечто «надсознательное», содержащее импульсивные влечения и страсти. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа[4;360]. И.Кант утверждал, что «добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга.  Нравственность признает человеком долга того, кто полезен обществу и содействует его движению вперед, кто нетерпим к нарушениям общественных интересов. Долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.»[4; 665]

Таким образом, в рамках рассмотрения нашей темы под духовно- нравственным воспитанием мы будем понимать  процесс   развития морального сознания,  руководствующегося  внешними  запретами  и правилами, процесс соблюдения  долга,нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Среди различных средств духовно нравственного воспитания ведущее место отводится  русскому языку. Духовное начало человека коренится в «даре слова», языковой способности как «силе, делающей человека человеком» (В.Гумбольдт).

Актуальность выбранной нами  темы обусловлена появлением одной из крупнейших проблем нашего общества – духовной деградации. Стремительно двигаясь вперед, разрабатывая новое,  общество все меньше обращает внимание на проблему бездуховности своих граждан. С появлением интернета появилась зависимость, навязчивая потребность в погружении в виртуальный мир. При этом забывается реальность, наполненная красотой, эмоциями и чувствами. В обществе, где огромное влияние на мышление человека оказывают средства массовой информации, маленькому человеку достаточно тяжело разобраться в информационном потоке, понять какие ценности взять за основу.

Сегодня государство ставит перед общеобразовательными учреждениями России задачу: сформировать в детях высокий уровень духовно-нравственных ценностей, внутреннюю позицию личности по отношению к общечеловеческим ценностям. Предлагаемыешкольные программы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года и других нормативных документах, предусматривают осуществление  духовно-нравственного воспитания младших школьников, однако  русский язык в школе  не рассматривается как мощный инструмент формирования мировоззрения, духовности. Роль русского языка в осуществлении обществом воспитательной функции раскрывается нами через характеристику общения как способа внесения коррективов в образ мира собеседника, в связи с чем рассматриваются основные языковые функции.

Обозначенная проблема позволила сформулировать цель нашего исследования:определить  роль русского языка в духовно-нравственном воспитании младшего школьника;составить тематический план занятий по воспитанию нравственности у младших школьников средствами русского языка.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Предмет исследования: русского языка, как средство духовно-нравственного воспитания.

Поставленная цель позволяет решить следующие задачи:

-охарактеризовать духовно-нравственное воспитание как направление воспитательной работы;

-рассмотреть особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников;

- определить роль русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе исследования;

- составить выводы  по результатам изучения теории.

Гипотеза исследования: русский язык способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Методы исследования:

  • Теоретические  (обобщение педагогического опыта, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и т.д.)
  • Эмпирические (наблюдение, беседа).

Теоретическую основу исследования составили педагогические и психологические  концепции развития речи (Л.С.  Выготский,                               К.Д. Ушинский и др.); деятельностный, системный и личностный подходы                    к процессу обучения младших школьников связной речи в рамках методики изучения русского языка (Е.В. Архипова, О.С. Арямова, М.Т. Баранов,                      Н.И. Демидова, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А.  Пленкин,  Н.И. Политова, Т.Н. Чижова, Г.С. Щеголева и др.).

Работа носит опытно – практический характер.


ГЛАВА 1  ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА   СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1Духовно-нравственное воспитание

как направление воспитательной работы

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

 В.Г. Белинский.

В соответствии с новым Законом об Образовании в РФ, воспитание понимается  как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий по самоопределению и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно – нравственных  ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. [5;10]

П.И. Пидкасистый  выделяет понятие "воспитание" –как одно из ведущих в педагогике. Оно определяться как творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога(-ов) и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных ценностей общества и как следствие –развитие их индивидуальности, самоактуализации личности». [6]

В соответствии стратегией развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года  процесс воспитания является многоплановым и осуществляется по направлениям:  семейное, гражданское, патриотическое,  физическое,  трудовое, экологическое,духовно –нравственное воспитание детей.[2]

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерацииявляется  ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Если под духовностью мы подразумеваем  высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно –смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, то под духовно –нравственным воспитанием мы будем понимать систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям нравственной морали. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [7].

Духовно нравственное воспитание призвано решить ряд важнейших для общества, семьи и государства задач:

дать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

передать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

воспитать уважительное отношение к традиционным российским религиям;

воспитать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

развивать способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим;

дать представление о традициях семьи, общества и государства [1;50].

формировать у человека понимание связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

ознакомить с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

способствовать превращению нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

формировать устойчивые нравственные чувства, нравственные качества, высокую культуру поведения как одноу из главных проявлений уважения человека к людям;

формировать нравственные привычки [8; 598].

Если объединить все выше перечисленные задачи духовно-нравственного воспитания, то можно сделать вывод о том, что содержание работы по духовно-нравственному воспитанию сводится к возрождению у подрастающего поколения истинных общечеловеческих ценностей.

Проблемой духовно –нравственного воспитаниязанимались разные деятели. Так, И.Кант утверждал, что «добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга.  Нравственность признает человеком долга того, кто полезен обществу и содействует его движению вперед, кто нетерпим к нарушениям общественных интересов. Долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений».[4;665]

З. Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящиеся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. Он рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер –эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащие импульсивные влечения и страсти. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа [4;360].

Британский педагог и Философ Джон Локк, выделил основу нравственного воспитания, которую видел в выработке правильного представления о добродетели. Он ассоциировал добродетель с полезностью, давая ей утилитарную и индивидуалистическую трактовку. По Локку, добродетелен тот джентльмен, « кто умело и предупредительно ведет свои дела, сочетает стремление к личному счастью с аналогичным стремлением других индивидов, умеет в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей. Важная задача нравственного воспитания – выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплинированности. Главными воспитательными средствами являются не рассуждения, а положительный пример, среда, окружение ребенка». Локк  указывал: «Примите за несомненную истину, что, какие бы наставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». [9].

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденные у человека. Они вырабатываются людьми в результате общения  в  совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания.

Немецкий  педагог 19 века, И.Ф. Гербарт разработал теорию воспитывающего обучения. Он впервые ввел данный термин в педагогику, и попытался обосновать его. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств». К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задачу которого Гербарт видел в том, чтобы приучать детей к порядку и дисциплине. Педагогом разработаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учет индивидуальных способностей в процессе воспитания. Педагогическая теория Гербарта во многом определила дальнейшее развитие западной школы и педагогики, его идеи интерпретировались и развивались многочисленными учениками и последователями[10].

Воспитание– процесс, имеющий свои специфические формы и методы.

Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Под методом воспитания принято понимать способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. [1;15]

Существуют разные классификации методов воспитания. Наиболее рациональной для осуществления духовно нравственного воспитания, считают классификацию Г.И. Щукиной:методы  разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности):

•        Убеждение;

•        Рассказ на этическую тему;

•        Разъяснение;

•        Этическая беседа;

•        Пример;

•        Поручения;

•        Ситуация выбора;

•        Поощрение;

•        Наказание;

•        Требование;

•        Приучение;

•        Соревнование;

Формами воспитания выступают:

– Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
– Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
–Проведение праздников и мероприятий.

 –Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).

–Исследовательская деятельность учащихся.

 –Экскурсии.
–Организация выставок.

 –Тематические и творческие вечера.

– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

И.П. Подласый, выделил, как главную форму организации духовно-нравственного воспитания - воспитательные дела, при планировании которых необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, особенности конкретной ситуации.

Структура воспитательных дел этической направленности представляет собой:

Понимание сущности, норм и принципов морали.

Формирование нравственные суждения.

Формирование нравственных убеждений.

Формирование мотивов совершения нравственных поступков.

Формирование нравственного поведения, складывающегося из ежедневного совершения нравственных поступков.

Формирование нравственной привычки [8].

Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в соответствие со следующими принципами:

Целенаправленная ориентированность воспитанников на нравственные ценности;

Учет индивидуальных, возрастных особенностей детей как предпосылок успешности духовно-нравственного развития и воспитания;

Использование оптимума педагогических факторов во взаимодействии с воспитанниками;

Интеграция компонентов духовно-нравственного развития и воспитания, в том числе консолидация всех принципов воспитания, и др.;

 Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;

Развитие интереса к человеку как высшей ценности;

Использование средств и приемов нравственного воспитания современных младших школьников, позволяющий выйти на такой уровень нравственного духовного развития, который был бы достаточным основанием для последующего развития личности;

Применение технологий духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, основанных на гуманно-личностном подходе, способных сформировать тип личности, отличающийся чувством собственного достоинства, стремлением служить людям, обостренным вниманием к чужой беде [1].

Таким образом,духовно-нравственное воспитание можно охарактеризовать как единство взаимообуславливающих процессов: становления, формирования и преобразования внутреннего мира ребенка, а также его нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения.


1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников

Наиболее благоприятным периодом  духовно-нравственного воспитания является младший школьный возраст. Безусловно, воспитание это непрерывный процесс, начинающийся с момента рождения ребенка и продолжающийся до самого последнего дня жизни человека. Однако, именно в младшем школьном возрасте, ввиду появления такого личностного новообразования как развитие нравственного самосознания, этот процесс должен  проходить  более эффективно.

В младшем школьном возрасте у ребенка появляются  различные  новообразования. Рассмотрим важные из них.

Ведущей деятельностью для ребенка становится учебная, а игра, общение и труд занимают второе место.Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, затем формируется интерес к результату своего труда. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний, связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений [12].Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.А.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

В этом возрасте ребенок становится способным  сознательно поставить перед собой  цель. И для достижения этой цели стремится сознательно регулировать свое поведение.

Ребенком начинает двигать мотив достижения успеха и избегания неудач.

Совершенствуется трудолюбие, как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрения за это, особенно тогда, кода он проявил настойчивость на пути к достижению цели.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых.

Происходят изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми. Меняется его социальный статус. Теперь он ученик, а это налагает новую ответственность, как в школе, так и в семье. Теперь ребенок больше общается с учителем, чье слово для него становиться авторитетным и со сверстниками.  Также меняются темы и мотивы общения. В этом возрасте ребенок безгранично доверяет взрослым, особенно учителю, стремится к подчинению и подражанию ему.Ребенком двигают мотивы получения признания, одобрения со стороны взрослых, стремление получить высокую оценку.Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.

Меняются представления о нравственности. Происходит переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму[3].

Нравственный реализм, в понимании Пиаже, -это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющие все существующие только на две категории –хорошее и плохое –и не усматривающие никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключения, что их нельзя менять. Ребенок –нравственный реалист –моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся с общепринятыми нравственными нормами. Реалисты предают большое значение результату действия, а не намерениям. Более старшие дети - релятивисты больше значения предают намерениям и по ним судят о характере поступка. [3]

Американский ученный Л.Колберг установил уровни развития морали у детей:

1.        До конвенциональный –дети делают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека.  

2.        Конвенциональный –важное значение придается тому, чтобы быть «хорошим человеком», соответствовать извне заданному образцу такого человека. На первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей. Поведение оценивается, исходя из абстрактных представлений о нравственности.

3.        Пост конвенциональный – поведение оценивается на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей [3; 216].

Конвенциональный уровень по Колбергу связан с развитием нравственного самосознания, под которым подразумевается полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, общества[13; 23]

Я.А. Каменский настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте»,- писал Я.А.Коменский [8;117].

Следовательно, из вышеперечисленных цитат следует, что  за период обучения в начальной школе должны сформироваться ряд новообразований – личностных, интеллектуальных, позволяющих обучающимся  приобрести  социальную компетентность, гражданскую идентичность,готовность и способность  к саморазвитию,  позволяющих освоить универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.  Перечисленные  категории определены ФГОС как личностные, метапредметные и  предметныерезультаты  обучающихся, осваивавших основную образовательную программу начального общего образования.[ 14]

Социальная  компетентность, гражданская  идентичность и другие личностные качества, представленные такими знаниями, умениями, навыками,  установками на  социально одобряемое поведение  как:

  • знание и понимание, что они граждане своей страны –России;
  • любовь к  Родине,  уважение к людям, способных своим трудом беззаветно служить народу и твёрдо держать своё слово;
  • уважительное отношение к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры;
  • принципиальность, требовательность, верность и преданность в дружбе;
  • умение бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жесткости, равнодушия, к людям и делу;
  • бережное отношение к  своему человеческому достоинству и чести;
  • бережное отношение к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, стремление сохранять и приумножать его; принимать посильное участие в охране и восстановлении памятников истории и культуры;
  • умение воспитывать в себе волю и мужество, твёрдый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства;
  • желание вести здоровый образ жизни, не курить, не употреблять спиртное, наркотические и токсические средства;
  • стремление помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость к своим близким в семье и к окружающим людям в повседневной жизни;
  • желание творить в учёбе, в искусстве в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству [1], лежат в основе  духовно – нравственного воспитания младших школьников.  

Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [14, с. 7] В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать сформированность навыков оценивания  себя и своих поступков, владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора, установления  причинно-следственных связей, умений  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,  находя общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что метапредметные результаты направлены на формирование «умения учиться», как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений и в том числе  нравственных  понятий, смыслов  и способов нравственного  поведения в различных жизненных ситуациях.

Нравственные ценности «охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно-значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания».[ ]

Таким образом,  задача педагога заключается в том, чтобы  основываясь на знаниях об особенностях младшего школьного возраста помочь детям добиться вышеперечисленных  результатов. У детей в возрасте от 7 до 12 лет развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения, кроме того, возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, что  определяет  возможность   более качественно  формировать нравственные качества и положительные черты личности [1;11].

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что нравственное воспитание, — это  создание условий для «стремления к нравственному самосовершенствованию».

Таким образом, обозначенные в Стандарте личностные, метапредметные  результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения  в начальных классах такими новообразованиями становятся рефлексия, нравственное самосознание,  самостоятельность и т.д.,что ложится в основу формирования  мировоззрения, обретения  личностной идентичности, духовности и нравственности.

1.3Роль русского языка в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Воспитание процесс длительный, непрерывный, системный, многоплановый. В целях эффективности воспитания используют разные средства, к которым относят и музыку, как вид искусства. Для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание родного языка.

Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка и литературного чтения. Духовное начало человека коренится в «даре слова», языковой способности как «силе, делающей человека человеком» (В.Гумбольдт). Слово воздействует не только на сознание но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, познакомиться с нормами поведения. [15].

На уроках русского языка через общение детей со сверстниками и учителем происходит формирование нравственных чувстви эмоций ребенка. Естественное желание ребенка научиться точно, понятно, свободно выражать свои мысли и понимать высказывания других обуславливает возникновение потребности познать свойства родного языка. В содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка, содержатся большие возможности нравственного воспитания детей [1]. Работа с текстами рассказов, стихотворений, сказок, пословиц и поговорок позволяет детям расширить знания о родной стране, ее природе,

способствует воспитанию патриотизма, освоению традиционных нравственных ценностей, а также дает возможность проанализировать, оценить и понять свои поступки с нравственной стороны. Одним из главных условий нравственного развития личности является погружение в свой внутренний мир, анализ жизненного опыта, самоанализ своего внутреннего состояния [31, с. 34]. Такую возможность предоставляют задания, выполняемые учеником самостоятельно. Это может быть эссе или сочинение по какой-либо нравственной теме.

ВЫВОД ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЕ

Целью современного образования остается социализация детей посредством приобщения их к общечеловеческим и культурным ценностям и формирования навыков адаптации к реальным жизненным ситуациям.  Обеспечение данной цели происходит в процессе духовно - нравственного воспитания, под которым понимается единство взаимообуславливающих процессов: становления, формирования и преобразования внутреннего мира ребенка, а также его нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения.

Огромную роль в процессе духовно - нравственного воспитания играет русский язык, на уроках русского языка слово является предметом целенаправленного познания. В процессе наблюдения над словом обучающиеся приобщаются к мудрости русского народа, его культуре, нравственным идеалам и ценностям. Главной целью предмета является формирования целостной личности, через опыт предков, совестных выражений, сказок,поговорок .

Особенно актуально нравственное воспитание  детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте  у ребенка начинает расширяться мир моральных представлений, мотивов, оценок, появляется уважительное отношение к системе нравственных правил. Младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления знаний, период преимущественного усвоения социального опыта. В процессе наблюдения над словом обучающиеся приобщаются к мудрости русского народа, его культуре, нравственным идеалам и ценностям.

ГЛАВА 2  ГЛАВА 2 ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка.

Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном обществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим особое внимание следует уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы.

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В качестве основного средства обучения на уроках нами используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Роль русского языка в осуществлении обществом воспитательной функции раскрывается нами через характеристику общения как способа внесения коррективов в образ мира собеседника, в связи с чем рассматриваются основные языковые функции. В реализации коммуникативной функции язык способствует преемственности поколений в социально-культурном опыте, саморегуляции общества. Являясь «системой ориентиров» (А.А.Леонтьев) в диалоге человека с миром, язык несет в себе не только знание о мире, но и отношение к нему, выполняя наряду с познавательной аксиологическую функцию. На основе национально-культурной функции языка в ценностно-окрашенном образе мира отражаются особенности духовного опыта народа, что обусловливает вместе с тем этноконсолидирующую функцию языка. Поэтическая функция, реализуемая языком художественной литературы, позволяет управлять появлением в читательском восприятии представлений и переживаний (Н.И. Жинкин).

Духовно-нравственное воспитание происходит через сказки.Они несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.

Пословицы – краткая мудрость народа. Они помогают оценить детям свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. 

Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению. Один из приемов на уроке – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.

Разнообразие форм работы с детьми  на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки.    На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр диафильмов, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов. Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. На уроках русского языка просто необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

2.2 Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно –воспитательный идеал.  Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.  Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки. Иногда тема урока литературы позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:

- приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;

- помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;

- способствует их укоренению в детском уме и сердце;

- вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;

- даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

- способствует восприятию интереса к отечественной истории;

- воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

- вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;

- способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;

- создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.

Отбирая материал к различным урокам можно использовать наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, метод наглядно-практического воздействия – пример, а также подбор тематических текстов, которые несли бы в себе воспитательную направленность. Очень ценным материалом в деле воспитания сильных личностей, с высокими моральными ценностями является проект «Нравственное воспитание», в котором содержится 24 видеосюжета (автор: Д. Тарасов). Благодаря данному проекту дети научатся быть самостоятельными и организованными, прилежными и старательными. Ребята познакомятся с такими понятиями как «добро» и «зло», «дружба», «настроение». Видеосюжеты в шуточной форме объяснят, почему обманывать – это не красиво, спорить – это глупо, а драться – плохо.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, и влияет на их поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа.

4. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

5.Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию. При изучении произведении Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» перед чтением рассказа учитель рассказывает «Историю без конца» (Л.Прунцовой) о Маше и её маме, котором раскрывается важность уважительного и заботливого отношения к маме, вызывает чувства жалости к маме, желание проявить чуткость к родителям.

Таким образом, решается воспитательная задача и идёт эмоциональный настрой учащегося к восприятию художественного произведения.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования.

Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

Учитель не должен упускать из виду ни один неправильный поступок ребёнка. Необходимо сразу разъяснить ошибку в поступке ученика, разъяснить ему, что так делать нельзя. Разъяснение может применяться в коллективной форме или индивидуальной, в зависимости от  ситуации.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Метод внушения может использоваться на всех уроках. Главное, учитель должен сам верить в то, что внушает.

Например, разъяснение значения специально подобранного слова с сопутствующим внушением и примером из художественной литературы об отрицательном чувстве – зависти на уроке русского языка в 4классе при изучении спряжения глаголов. На доске слово «завидовать», нужно определить его спряжение. Но сначала учитель интересуется, что означает это слово. После ответов детей идёт разъяснение учителя:

«Слово «зависть» исторически родственно глаголу «видеть». «Завидовать» - «видеть за…», тут можно продолжить и сказать, например, так: «видеть за забором соседа», т.е. обращать внимание на скрытую жизнь другого человека. В обществе выработалось отрицательное отношение к зависти. Но мы боимся признаться себе в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь это значит согласиться, что другой человек лучше, интереснее и удачливее, чем ты. А разве ты не яркая индивидуальность, разве в тебе нет достоинств? Завистливый человек пытается свалит вину за все беды на кого-то другого. Не удивительно, что окружающим людям становится сложнее и сложнее общаться с завистниками, т.к. завистник становится злым, раздражительным. Как старуха из сказки Пушкина «о рыбаке и рыбке». До чего старуха завидовала, что осталась у разбитого корыта. Кроме зависти в жизни есть противоположное понятие (антоним) – восхищение – это радость за чужие победы и достижения. Искренне радоваться чужим успехам может не каждый. На это способны только лишь добрые и великодушные люди. Давайте определим спряжение глаголов: завидовать, восхищаться. Составьте предложение с понравившемся глаголом.»

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя предполагающий участие обеих сторон - учителя и учеников. Учитель выслушивает и учитывает забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения учителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1.Беседа должна носить проблемный характер. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2.Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3.Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, учащиеся слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса.

4.Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

5.Материал для беседы должен быть близок эмоциональному

опыту детей. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения –нравственности, объективности, справедливости, культуры общения.

Итак, нравственность – наивысшая мера человечности и наша обязанность – воспитать это в детях. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Агибалова, С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках

русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих

ценностей [Электронный ресурс] / С.В. Агибалова // Молодой ученый. –

2015. – №2. – С. 468-471. URL https://moluch.ru/archive/82/14937 (дата

обращения: 13.01.18).

2. Андрианов, М. А. Беседы о нравственности в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе [Текст] / М. А. Андрианов. –

Беларусь. : Изд. Книжный дом, 2018. – 256 с.

3. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детеймладшего школьного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Ю. Анохина. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 210 с.

4. Бабаян, А. В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX – начала ХХ вв [Текст] : Монография / Под ред.

Е. Н. Шиянова. – Ставрополь : СКСИ. – Пятигорск : РИА-КМВ, 2006. – 216 с.

5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. – М. : Просвещение, 1979. – 255 с.

6. Ботырко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Ботыро; под ред.

В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М. : Издательский центр Академия,

2006. – 288 с.

7. Бубнова,С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / C. С. Бубнова // Психологический журнал. – 1999. – №5. – С. 38-44.

8. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Бузарова // Вестник Адыгейского государственного ун-та. –

2007.

9. Бунеева, Е. В. Программа по русскому языку в ОС «Школа 2100» / Е. В.

10. Власова, Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Электронный ресурс] / Т. И. Власова // Педагогика. Технологии духовно-нравственного воспитания. – 2008. – № 9. – С. 108-113.

11. Водзинская, В. В. Понятие установки, отношения и ценностной

ориентации в социологическом исследовании [Текст] / В. В. Водзинская // Философские науки. – 1968. – № 2. – С.48-54, с.49.

12. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1[Текст]. Сборник студенческих работ / Отв. редактор доктор доктор социол. наук, профессор Ушамирская Г. Ф. – М. : Студенческая наука, 2012. – 1654 с.

13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / М. В. Гомезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 512 c.

14. Гликман, И. З. Поощрение и наказание [Текст] / И. З. Гликман // Теория и методика воспитания. Воспитатика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Шк. технологии, 2008. – 318 с.

15. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста [Текст] : учебное пособие /О. О. Гонина. – М. : ФЛИНТА 2015. – 272 с.

16. Даль, В. И. Пословицы русского народа [Текст] / В. И. Даль. – М. : «Издательство Астрель», 2000. – 752 с.

17. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М Кондаков, Тишков В. А.. М. : Просвещение, 2009. – 5 с.

18. Даулетова, Б. А. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Б. А. Даулетова //  56 Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1352-1354. – URL

19. Защиринская, О. В. Сказкотерапия в работе психолога [Текст] / учебно-методическое пособие / О. В. Защиринская.  Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского Государственного ун-та, 2016.  134 с.

20. Казимирская, Т. А. Ценностные ориентации в нравственном

воспитании детей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Казимирская. – М. : Б.и., 2002. – 25 с.

21. Каиров, И. А. Азбука нравственного воспитания [Текст] : пособие для учителя / И. А. Каиров, О.С. Богданова. – М. : Просвещение, 1979. – 318 с.

22. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Б. Бойкина и др.  М.: Просвещение, 2014. 340 с.

23. Канакина, В. П. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Б. Бойкина и др.  М.: Просвещение, 2013.  160 с.

24. Климанова, Л. Ф. Рабочие программы. 1-4 классы: предметная линия учебников системы «Перспектива» [Текст] / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. М.: Просвещение. 2015. 112 с.

25. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.; СПб: МарТ, 2005. – 448 с.

26. Колесников, В. Н. Благородные стихи и сказки для сценического исполнения: пособие для занятий по художественному слову [Текст]:

учебное пособие / В. Н. Колесников. – Москва: МПГУ, 2017. – 248 с.  57

27. Колесникова, Н. Б. Педагогические основы формирования индивидуального нравственного сознания младших школьников [Текст] :

автореф. дис...канд. пед. наук : 13.00.01 /Н. Б. Колесникова. Самар. гос. ун-т.– Самара: Б.и., 1999. – 20 с.

28. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования [Текст] /

А. М. Кондаков // Педагогика. – (Концептуальные основы духовнонравственного воспитания). – 2008. – № 9. – С. 13-20.

29. Корецкая, И. А., Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. – М. : Изд. центр

ЕАОИ, 2011. – 120 с.

30. Крылов, И. А. Басни [Текст] / И. А. Крылов. – Москва : ДиректМедиа, 2016. – 417 с.

31. Крючкова, О. В. Нравственность в современном мире [Текст] : учебно-методическое издание / О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. Минск: ИООО Краско-Принт, 2003.

32. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д. : ИКЦ «МарТ»; Феникс, 2010. – 352 с.

33. Львов, М. Р. Воспитательные и развивающие возможности предмета «русский язык» [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская // Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., М.,2000. – С.200-209.

34. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016. – 582 с.

35. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Максимов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.58

36. Маленкова, Л. И. Теоретические основы воспитания [Текст] / Л. И. Маленкова // Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

37. Мачнева, Л. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Л. А. Мачнева // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 963-964.

38. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Непомнящая. – Москва:2003. – 188 с.

39. Никулина, Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом

воспитании личности [Электронный ресурс] / Л. А. Никулина // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1051-1052.

40. Новикова, В. И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации [Текст] : автореферат дис. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / В. И. Новикова.– Ростов-наДону, 2004. – 42 с.

41. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]. Учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 402 с.

42. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : ООО Издательство

«Мир и образование», 2014. 1376 с.

43. Осеева, В. А. Рассказы и сказки [Текст] / В. А. Осеева. – М. : Искатель, 2014.– 64 с.

44. Павловская, О. А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Текст] / О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская. – Минск: Беларус. наука, 2011. – 452 с. 59

45. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Пастернак. 2-е изд. стер.  М. : Изд-во «Флинта», 2018.  167 с.

46. Пешкова, В. Е. Педагогика: курс лекций [Текст] : учебное пособие / В. Е. Пешкова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015.  Ч. 3. Теория и методика воспитания. 161 с.

47. Подосичная, А. В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении А. В. Подосичная // Образование и воспитание. 2017. С. 7-10.

48. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

49. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 c.

50. Русские народные сказки [Электронный ресур] – М. : ДиректМедиа, 2014.  453 с.

51. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

52. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин // Молодой ученый. – 2016.С. 884-887. 53. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности[Текст] / К. Д. Ушинский; сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой. – М. : Изд. АСТ. 2018. – 572 с.60

54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф.

56. Филиппова, Т. А. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников Т. А. Филипова // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 44-47.

57. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. – М. : Изд-во «Владос», 2000. – 240 с.

58. Чепиков, В. Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника [Текст] :

автореф. дис ... д-ра пед.наук : 13.00.01 / В. Т. Чепиков. – М. : Б.и.,

1998. – 42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Курсовая работа "Роль и значение аттестации персонала в организации кадровой работы"

В системе управления персоналам аттестация сотрудников занимает особое место. Следует помнить, что аттестация - это всего лишь один из методов оценки персонала, т.е. полную оценку персоналу только атт...