ПРИЧИНЫ УЧЕБНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
статья (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prichiny_uchebnyh_trudnostey_pri_perehode_v_srednee_zveno.docx | 234.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ УЧЕБНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: РОМАШОВА Л. М.
Социально-психологическая дезадаптация вторична и наступает после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков. Основными же причинами нарушения учебной деятельности становятся недостатки развития интеллектуальных способностей учеников в начальной школе.
Исследования показывают, что снижается успеваемость в пятых-шестых классах именно у тех отличников и хорошистов, которые имели при поступлении в школу сильную речевую память и высокий уровень общего речевого развития, а необходимые компоненты мышления сформированы были в недостаточной степени.
В средней школе подросток знакомится с основами научных знаний. И если у ученика понятийное мышление не сформировано, то отдельные научные факты ребенок может представлять образно, но в основном ему приходится заучивать информацию. При большом старании, конечно, можно зубрить биологию, историю, географию, но математика и физика очень быстро становятся ненавистными предметами, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы никак не помогают в решении задач.
Хорошисты и отличники пятых–девятых классов – это дети со сформированными понятийным и абстрактным мышлением, структурно-динамическим и пространственным мышлением, полноценным навыком чтения, высоким уровнем самостоятельности мышления, осведомленности, логической памяти.
Понятийное мышление
Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением - более поздний этап развития мышления. Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.
За время обучения в начальной школе какие-то элементы понятийного мышления формируются всегда, но чаще только именно элементы. Чем слабее оно развито, тем ограниченнее оказываются возможности обучения в целом.
Негативные последствия неполноценности понятийного мышления проявляются в том, что:
– сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления. Ребенок, зная правила и формулы, не умеет их использовать для решения задач, не видит область их применения, затрудняется в переносе интеллектуальных навыков в аналогичные ситуации, а тем более в частично трансформированные, не может преобразовать используемые им алгоритмы, а также объяснить или доказать правильность выбранного способа действий и полученного результата;
– знания несистематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением жизненных или учебных задач;
– общая успеваемость нестабильна. Нарастают трудности в усвоении естественных наук (особенно биологии и физики) и второго иностранного языка;
– продвижение в физико-математических науках оказывается весьма ограниченным.
С 5 класса школы начинает доминировать вербальная подача информации: лекционное изложение материала на уроках, тексты в учебниках и пособиях, которые ученик должен прорабатывать самостоятельно. В учебниках по объективным причинам резко сокращается количество различных рисунков и иллюстраций: невозможно изображать в картинках отвлеченные научные понятия. Поэтому для успешного обучения в средней школе понятийное мышление должно быть обязательно выражено в речевой форме.
Структурно-динамическое мышление
В процессе обучения в средней школе понятийное мышление должно быть преобразовано из понимающего в исследовательское. Такое преобразование оказывается возможным, если у ребенка сформировано структурно-динамическое мышление, которое лежит в основе ряда частных интеллектуальных навыков, необходимых при обучении в старших классах. При его наличии развивается способность видеть закономерности, свойственные информации, представленной в табличном виде, а также преобразовывать различные описания или численные данные в таблицы в целях систематизации, лучшего понимания и запоминания. При развитом структурно-динамическом мышлении подросток легко осваивает принцип графического выражения функциональных зависимостей с использованием координатных осей, который применяется в математическом анализе и математической физике.
Абстрактное мышление
Это качественно новый, более высокий, в сравнении с понятийным, уровень развития мышления. Его неразвитость не позволяет освоить физико-математические науки и развить лингвистические способности, но больше никаких ограничений на интеллектуальные занятия не накладывает. Для получения высшего образования по абсолютному большинству профессий развитого абстрактного мышления не требуется.
Однако этот тип мышления позволяет перевести функционирование интеллекта в целом на качественно более высокий уровень. В несколько раз возрастает скорость и точность переработки информации, проникновения в ее суть, поскольку изменяется сам принцип ее восприятия. Благодаря абстрактному мышлению человек видит некорректность построений, логические неточности и ошибки еще в процессе освоения новых для него областей научной или практической деятельности, которые порой незаметны даже специалистам.
Абстрактное мышление значительно расширяет возможности человека в целом. Он может владеть несколькими профессиями, быстро осваивать новые виды деятельности, работать на стыке наук, продуктивно взаимодействовать со специалистами различных профилей.
Пространственное мышление
Для успешного обучения физике, геометрии, тригонометрии, черчению детям требуются специфичные интеллектуальные навыки, зависящие от развития пространственного мышления. Пространственное мышление позволяет сравнивать, идентифицировать объекты вне зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются, производить мысленные перемещения, комбинирования, замещения, слияния и расчленения, позволяет создавать искусственные объекты с требуемыми внутренними и внешними свойствами. Пространственное мышление – одно из основных компонентов интеллекта инженера-конструктора и дизайнера.
Оно может формироваться еще в раннем детстве и существовать относительно независимо от речевого понятийного интеллекта, не подавляя и не стимулируя его развитие. Если ребенок с раннего возраста играет с кубиками, строительными наборами, конструкторами, становясь старше, увлекается моделированием, то его пространственное мышление развивается очень хорошо. В школе ему легко дается черчение, а также выполнение рисунков, схем и чертежей для решения задач в курсах геометрии, тригонометрии и физики.
К сожалению, ни одна программа начальной школы пространственного мышления не развивает. Как показывают исследования, в последние годы обучение в начальных классах подавляет его развитие. Повышенные нагрузки на аудиальную систему (фонематический метод обучения чтению и письму по программе Д.Б. Эльконина, иностранный язык с первого класса) нарушают баланс в интеллектуальном развитии и приводят к деградации визуального мышления в целом, в том числе и пространственного.
Для создания базы пространственного мышления в начальной школе на уроках математики можно использовать методические материалы А.В. Белошистой.
Логическая память
К старшим классам увеличивается количество изучаемых предметов и соответственно объем информации, которую необходимо удерживать в памяти. Если у учащихся не происходит качественных изменений процесса запоминания, то они оказываются не в состоянии справляться с возросшими нагрузками. Некоторые пытаются зубрить, но многие перестают учить, поскольку все запомнить не могут. Возможно, однако, качественно повысить эффективность запоминания, если память в своем функционировании связывается с мышлением. В этом случае запоминание предваряется анализом, в процессе которого происходит структурирование, схематизация информации, в результате чего нагрузки на память резко сокращаются. Запоминать приходится уже не страницы текста, а несколько пунктов плана или логическую схему. Осмысленная, структурированная информация не теряется, не разрушается, а легко извлекается из памяти. В формировании логической памяти главное – становление операции обобщения, которая позволяет «свертывать» информацию при запоминании и «развертывать» ее при воспроизведении.
Логическая память может не сформироваться, если слабо развито понятийное речевое мышление. Часто наличие сильной примитивной памяти становится препятствием ее преобразования в логическую. Когда ребенок может легко все запоминать, потребность в логической обработке информации у него не возникает.
Самостоятельное мышление
Даже если все основные интеллектуальные операции у ребенка сформированы, его мышление может оставаться неполноценным в том смысле, что он не умеет этими операциями пользоваться.
Традиционно принятые методы обучения в начальной школе не способствуют развитию самостоятельности мышления: при выполнении заданий ребенку никогда не приходится задумываться, что и как надо делать, ибо всегда имеется подробная инструкция. В средней школе ситуация резко меняется, буквальные инструкции исчезают, учащимся самим приходится искать подходы к решению задач, выбирать оптимальные алгоритмы деятельности. Многие оказываются к этому не готовы. Нередко даже хорошо успевающие учащиеся не справляются с относительно простыми заданиями, если алгоритм деятельности для них не очевиден. А учителя и родители не могут понять причины затруднений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.
Развивающее адаптационное занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено...
К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: "К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено". (Из опыта работы)...
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...
Адаптация детей к учебной деятельности при переходе от начального к среднему звену в общеобразовательной школе средствами физической культуры.
Данная презентация направлена на определение благоприятных условий успешной адаптации школьников к учебной деятельности при переходе к среднему звену общего образования средствами физической куль...
Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено.
В данной статье мы рассмотрим трудности, которые могут возникнуть при переходе ученика из младшей школы в среднее звено. Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается од...