Зима
план-конспект

Соколова Светлана Алексеевна

НОД по развитию речи на тему "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrechi_zima.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Развитие речи (Речевое развитие).

Тема: «Здравствуйгостья-зима».

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; познакомить детей со стихотворениями о зиме; прививать любовь к поэтическому слову; учить детей отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать словарь по данной теме;

развивать логическое мышление, внимание, память.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материалы. Оборудование: книга со стихами о зиме, снежок, сюжетные картинки о зиме.

Используемая литература. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2016 Стр. 112.

Содержание НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (Ответы детей) (это зима).

Воспитатель: правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

В.: как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Дети: это зимние месяцы.

В.: вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля. Зимой от месяца к месяцу будто и не заметно перемен в природе. Каждый день то метель, то мороз, то инеем деревья украсятся, то снег на деревьях повиснет. Но отличия у них есть.

У этих месяцев есть и другие названия – народные. Древнерусское название декабря – лютень, а в народе – студенец. Как вы думаете почему? За лютую морозную пору, за длительную стужу так его назвали. Слова “студеный” и “холодный” обозначают одно и тоже. Пришел декабрь принес холод, мороз на окнах узоры расписывает.

Январь – крыша зимы. В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, “лед просинь красит”. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. День немного прибавился.

Февраль – “бокогрей”, “ветродуй”. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов. Каких? В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются вьюги и морозы. В феврале два друга – мороз да вьюга. А какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

Много снега – много хлеба.

Белеет зима – зеленеет лето.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

2. Основная часть.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)

Воспитатель: Чем нас радуют зимние месяцы? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете,сбылась ли мечта ребенка: „Уж теперь не будет спору: за салазки да и в гору…“ И откуда мы узнали о нем?» (Ответы детей) (Из стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».)

Воспитатель просит кого-нибудь из детей прочитать стихотворение А. Фета.

Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.

- Хотите поиграть? Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

Игра «Скажи правильно»

Воспитатель: какая бывает зима? (Ответы детей) (зима снежная, холодная, морозная)

- Что бывает зимой? (Ответы детей) (падает снег, воет ветер, замерзает река)

-Хорошо описали зиму, вспомнили все её признаки.

-Какие вы молодцы!

- Какая зимой погода? (Ответы детей) (погода зимой ветряная, морозная, снежная).

- Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей)

(снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю.)

- Молодцы, ребята много слов назвали.

- Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал русский поэт И. Никитин «Встреча зимы»

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над, землею туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нища облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудре,

Словно рад он чему,-

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

Здравствуйгостья-зима.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? Какое настроение оно передает? (Ответы детей)

Воспитатель: Зимушка хочет, чтобы мы помогли ей закончить фразу.

Игра «Закончи фразу»

Скрипит под ногами зимой….(снег,

морозный…. (день,

замерзла…. (река,

снежная…. (зима,

ударили (морозы,

дует ледяной …. (ветер,

хрустит…. (снег,

скользкая…. (дорога) ,

холодное….(утро) ,

метет (метель).

- Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем ещё стихотворение о зиме С. Есенина «Поёт зима, аукает…»

Поёт зима, аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Воспитатель спрашивает у детей, запомнились ли им какие-нибудь строчки, и зачитывает их.

Физкультминутка (2 раза)

Выпал беленький снежок. Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Снега хватит нам и вам. Опускают по швам.

Воспитатель: Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег (картинка).

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки (картинка).

Вот веселье для ребят всё сильнее…. …снегопад (картинка).

Все бегут в перегонки,все хотят играть в…снежки (картинка).

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик (картинка).

Рядом снежная фигурка это девочка….снегурка (картинка).

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…снегири (картинка).

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил… снег (картинка).

-Ребята скажите какие слова вы добавляли? (ответы детей)

Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.

-А чем они похожи и что общего? (ответы детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.

- Молодцы ребята, все слова назвали правильно.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь.

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибидка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно

А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря…»

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами

Проводил и всё поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Воспитатель интересуется, кому какое стихотворение запомнилось, и читает произведение, понравившееся большинству детей.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Расскажите, что мы сегодня с вами делали на занятии? (Ответы детей) Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей) Каких авторов вы запомнили? (Ответы детей).

“Сравни и скажи”

Снег мягкий, а лед твердый; снег пушистый, а лед гладкий; снег белый, а лед прозрачный; снег тает быстрее, а лед медленнее.

“Подбери действия”

Снег – идет, падает, кружиться, лежит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…

Стихотворение о зиме А. Барто. «Дело было в январе».

Дело было в январе

Дело было в январе,

Стояла елка на горе,

А возле этой елки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз, ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы к волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Летели мимо воробьи,

Уселись на верхушке.

Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат -

Обманули волка.

Дело было в январе, -

Подумал он, что на горе

Украшенная елка.

Расскажите, о чем это стихотворение, веселое или грустное?

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ:

«Первый зимний месяц называется январь (декабрь). Как начинается жара (холода), так наступает зима, а люди сразу одевают облегченную (теплую) одежду.

Зимой люди катаются на лыжах, санках, велосипеде. Дети же любят лепить снежную бабу, загорать, скользить по льду. Все готовятся к празднику – 9 мая.

- Чтобы быть здоровым, необходимо каждое утро съедать по одной сосульке.

(Сосульки кушать нельзя).

- Зима – замечательное время года!» (пауза).

- Ребята, а вы согласны с последним предложением из письма Незнайки: «Зима – чудесное время года!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Конспект  урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"

В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....