Настоящий товарищ
классный час (4 класс)
- Углубить представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг;
- Содействовать формированию дружного коллектива класса;
- Развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки, умение ценить и дорожить дружбой.
- Воспитывать любовь к художественной литературе.
- Используя материалы литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book | 467.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Настоящий товарищ».
Цель: помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг.
Задачи:
- определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию;
- провести самооценку учащимися собственных качеств;
- изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений и улучить отношения в классе;
- развивать умения аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Оборудование: запись песни “Настоящий друг”; карточки с нравственными качествами; листочки для самооценки
Ход классного часа
Звучит запись песни «Настоящий друг»
Вступительное слово. Как вы уже, наверное, поняли, сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить.
Эпиграф нашего воспитательного часа звучит так: (на доске)
«Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие»
2. Цель классного часа.
Давайте подумаем, кто такой настоящий друг и что значит быть настоящим другом, составим правила настоящего друга.
3. Проблемная ситуация.
Послушайте первую часть стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе» и подумайте, о чём размышляет автор? (Читает ученик)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «Дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, по мнению автора?
С какими его мыслями следует согласиться?
А с чем вы не согласны?
4. Определение нравственных качеств настоящего друга (работа в парах).
Давайте, определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны нравственные качества личности (на каждой парте один лист). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Доброжелательность Грубость Лживость Терпеливость Уступчивость Отзывчивость
Равнодушие Заботливость Вредность Скупость Честность Щедрость Драчливость
Жадность Бескорыстность Нетерпимость Зависть Тактичность Ответственность
Льстивость Подлость Эгоизм Хвастовство Вежливость
Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?
(положительные качества выписываются на доске)
Где проявляются эти качества? (В поступках)
5. Составление правил настоящего друга .
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Вам предложены ситуации, подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.
1) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: «Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо».
Правильно ли Володя понимает дружбу?
Как вы предложите, поступит Володе.
Правило. Уступай другу.
2) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
3) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.
4) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.
Для кого выгодна такая дружба?
Какой совет дадите Наташе?
Правило. Истинная дружба бескорыстна.
5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.
Петя часто называет Алёшу «конопушкой», потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
Какой вы совет дадите Алёше?
Какой совет дадите Пете?
Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.
6) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
7)Посмотрите сценку, что можно сказать о ребятах?
1 ученик
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил.
Пришел домой захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать,
А я-то в нашу дружбу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – Я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперёк...
Ах, Колька, Колька, – что ж ты это?
Такую дружбу не сберёг!
Ты не сберёг мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да, это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой.
Ученик 2.
– Прости уж! Сердишься?
Задело!
Беда, горячий я такой!
1 ученик
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь.
А сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка. Под музыку мои друзья.
Чтение стихотворения.
Уч.1:Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки и характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной, мы же одногодки, как сестрички мы почти,
Мы как две голубки из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер, и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, буду знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг».
А. Барто
-Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой?
- А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?
Мы-друзья.
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том,
Что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаем!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
— Что-то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл… Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Правило. Умей признавать и исправлять свои ошибки.
Какие мы составили правила настоящего друга, прочитайте их.
А теперь я вам предлагаю сыграть в игру «Стань волшебником!»
Вы должны убрать злые слова и оставить только добрые.
Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно, послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях и дайте оценку их поступкам.
1 ситуация
Знакомьтесь: Карина и Маша. Карина уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит её подруга Маша.
Маша. Гулять пойдёшь?
Карина. Да я ещё задачу по математике не решила. Никак не получается! Ещё и сочинение по русскому писать!
Маша. Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!
Карина. О! Ес! Ты настоящая подруга!
Как вы считаете, можно ли Машу назвать настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши? (Учащиеся высказывают своё мнение).
Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
2 ситуация
В ней участвуют Настя и Катя. На контрольной по математике Катя обнаружила, что в ручке закончилась паста.
Катя. Ой, паста закончилась!
Настя. А у меня запасная ручка есть!
Катя. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Владимировна «пару» влепит!
Настя. А что ты мне за это дашь?
Катя. Ну, денег дам, сколько ручка стоит.
Настя. Да зачем мне твои копейки? Будешь дежурить за меня в пятницу! Годится?
Катя. Да ладно, давай уж!
Как вы считаете, Настя поступила как настоящий друг? Как бы вы поступили на её месте? Хотели бы вы иметь такого друга? (Учащиеся высказывают своё мнение).
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть бескорыстным, ничего не требовать взамен.
3 ситуация
В ней участвуют Стёпа и Дима, они друзья. Дима сидит около окна, а Стёпа возле двери. Они любят играть в футбол на переменах. Для этого Стёпа приносит из дома мячик. Прозвенел звонок с урока.
Дима. Стёпка, мячик принёс?
Стёпа. Конечно!
Дима. Давай пас!
Стёпа. Лови!
Дима. К сожалению, я не смог поймать мяч, и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Дима. Это он бросил, я тут не причём!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Стёпа. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Ещё и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие!
Дима. Ну что, в футбол будем играть?
Стёпа. Да нет, что-то не хочется!
Как вы думаете, ребята, почему Стёпе расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Димы? Хотели бы вы иметь такого друга как Дима? (Учащиеся высказывают своё мнение).
Мы можем сделать вывод, что друг познаётся в беде.
- А у нас в классе так бывало, как в этих трёх ситуациях? (Да).
- Значит, есть над чем работать?
Творческое задание.
Сейчас мы с вами посадим «дерево дружбы». Вы на листочках напишете продолжение фразы «Настоящий друг-это тот, кто …» и потом наклеите их на ствол.
Ребята рисуют, звучат песни о дружбе.
Итог классного часа.
Наша беседа подходит к концу, и мне бы хотелось услышать от вас, какие выводы вы для себя сделали?
Нужна ли была такая беседа в классе? Почему?
Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание «Правил настоящего друга». Если вы будете соблюдать эти правила, то я уверена, что вы будете настоящим другом и найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга. И надеюсь, что дерево дружбы, которое мы сегодня посадили будет крепнуть и разрастаться с каждым годом все больше и больше.
А на память, чтобы вы всегда помнили какие поступки нужно совершать, что бы быть настоящим другом, я вам подарю Цветок Дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ты и твои товарищи
Классный час, посвященный дружбе и преданности...
Изложение "Настоящие товарищи."
Презентация к уроку русского языка 3 класс....
Технологическая карта в 4 классе на тему "Сравнение настоящего простого времени с настоящим продолженным временем"
Урок по инновационной технологии. Задачный подход к обучению иностранному языку в начальной школе по теме: "Мой день"....
М.Галлямова «Чын иптәш». / М.Галлямова «Настоящий товарищ».
Дәрес максатлары:1) “Чын иптәш” текстындагы яңа сүзләр белән таныштыру / Познакомить учащихся с новыми словами.2) Фикерләү, нәтиҗә ясый белү сәләтен үстерү, / Развивать мыслительную деятел...
М.Галлямова «Чын иптәш». / М.Галлямова «Настоящий товарищ».
1) “Чын иптәш” текстындагы яңа сүзләр белән таныштыру / Познакомить учащихся с новыми словами2) Фикерләү, нәтиҗә ясый белү сәләтен үстерү, / Развивать мыслительную деятельность учащихся и ...
Памятка по теме "Настоящее простое и настоящее длительное время" (учебник Spotlight 4).
Данный материал может быть использован в качестве раздаточного на этапе формирования представлений о различиях между 2-мя грамматическими временами....
Разница настоящего простого и настоящего длительного времен английского языка
На уроке английского языка в четвертых классах в школе-сад №13 г. Байкальска была пройдена тема "Разница настоящего простого и настоящего длительного времен английского языка"...