Программа внеурочной деятельности Разговоры о важном
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном" разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не тольоко на интеллектуальное, но нравственное, социальное развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovory_o_vazhnom.docx | 106.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа № 1
Утверждена приказом № _169-о__ от 31.08.2022г. Директор школы ____________ Л.А. Маслакова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
(общеинтеллектуальное направление)
(1-4 класс)
Составитель:
учитель первой квалификационной категории:
Л.И. Никешкина
Возраст детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 4 года
Игрим, 2022г.
Оглавление
- Пояснительная записка3
- Содержание курса 7
- Планируемые результаты освоения курса10
- Тематическое планирование 13
- Список литературы26
- Материально-техническое оснащение ……………………………………………. 27
- Календарно-тематическое планирование ……………………………………….. 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
• в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
• в развитии у школьников общекультурной компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
• в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Рос-
сийской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)
8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
9. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, классов. На уровень начального общего образования приходится 136 часов.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.).
Программа может быть реализована в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году. Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, День народного единства, День защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и т.д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К. С. Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
• Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
• историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
• историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах — единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
• Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
• семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
• Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;
• любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине;
• патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
• Доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
• благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтёрства.
5. Семья и семейные ценности
• Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
• учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
• семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России
• Культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
• российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;
• культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
7. Наука на службе Родины
• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
• в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
• в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определённые ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения.
В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.
К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.
Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.
Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.
Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.
Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов.
Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — Международный день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться?
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую, видеоинформацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, её истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и Интернете, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1–2 классы (1 час в неделю)
№ п/п | Темы | Основное содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
День знаний | Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. | Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого праздника. | |
«Зачем я учусь?» | Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе | Участие в эвристической беседе о традициях школы, обсуждение ответов на вопросы: «Почему важно учиться? Как быть, если что-то не знаешь или не уме- ешь?» и др. | |
Наша страна — Россия. «Где мы живём?» | Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. | Слушание музыкального произведения, просмотр видеоматериалов, в которых говорится о дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника. Участие в беседе о том, с чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. | |
165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского. «Мечтаю летать» | К. Э. Циолковский — выдающийся учё- ный, открывший дорогу к космическим полётам. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. | Просмотр видеоролика с целью знакомства с учёным, его жизнью и научным творчеством. | |
День пожилых людей. «Традиции моей семьи» | Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. | Просмотр видеоролика с целью знакомства с праздником День пожилых людей, с основным назначением этого праздника. | |
День учителя. «Если бы я был учителем» | Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда | Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я — учитель», «Я и мои ученики». | |
День отца. «Отчество — от слова „отец“» | Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. | Обсуждение качеств отца, мужских профессий. Просмотр видеоролика о роли отца как родителя, образе отца в отечественной литературе. | |
День музыки. «Я хочу увидеть музыку» | Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. | Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать Просмотр видеоролика о роли музыки в жизни человека, обсуждение содержания видеоролика. | |
Традиционные семейные ценности. «Я и моя семья» | Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. | Обсуждение вопроса «Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьёй?». Участие в беседе о семейных традициях, интересном досуге и праздниках. Участие в коллективной, индивидуальной работе «Я и моя семья (составление семейного древа)». | |
День народного единства. «Что такое единство народа?» | Рождение праздника «День народного единства». | Участие в беседе о возникновении праздника День народного единства. Обсуждение пословиц, связанных с единством народа, любовью к Родине. | |
Мы разные, мы вместе. | Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. | Участие в эвристической беседе о природе и заповедниках России. | |
День матери. «Самое главное слово на земле» | Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. | Обсуждение качеств матери, её роли хозяйки и хранительницы семейного очага. | |
«Какие в нашей стране есть символы?» | Знакомство с символами России: обсуждение, называние, описание. | Участие в беседе о правилах поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага. | |
День добровольца. «Если добрый ты, это хорошо» | Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. | Просмотр видеоролика, обсуждение примеров социального служения в мирное и военное время. | |
День Героев Отечества. «С чего начинается Родина…» | С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. | Просмотр и обсуждение видеоролика, содержание которого связано с событиями из истории нашей страны. | |
День Конституции. «Где записаны права человека?» | Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. | Участие в эвристической беседе о правах и обязанностях гражданина, ученика начальных классов. | |
Рождество. «Светлый праздник Рождества» | История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России | Участие в беседе о традициях праздника Рождества в России. | |
Новый год. «Умеем ли мы мечтать?» | Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. | Просмотр видеоролика об истории праздника. Участие в беседе о семейных новогодних традициях. | |
Цифровая безопасность и гигиена школьника. «Виртуальный я — что можно и что нельзя?» | Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. | Групповая работа: подготовка ответов на вопросы «Какие плюсы есть у виртуального мира?», «Какие минусы есть у виртуального мира?». | |
День снятия блокады Ленинграда. «…осталась одна Таня…» | Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... | Участие в просмотре и обсуждении содержания видеоматериалов о блокаде Ленинграда. Виртуальная экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, знакомство с материалами, связанными с Таней Савичевой. | |
Великие люди России: К. С. Станиславский. «Мы идём в театр. А что это значит?» | Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. | Просмотр и обсуждение видеоролика о первых театрах в России. Знакомство с некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского. Игра «Мы идём в театр» | |
День российской науки. «Как становятся учёными?» | Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. | Просмотр видеоролика «Люди науки, какие они?», обсуждение качеств учёного. | |
«Россия в мире». | Роль нашей страны в современном мире. | Беседа о роли России в современном мире. Знакомство с российскими объектами, включёнными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. | |
День защитника Отечества. «Кому я хочу сказать „спасибо“?» | Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. российских воинов в военное и в мирное время. | Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества. Просмотр и обсуждение видеоматериалов, в которых представлены эпизоды подвигов | |
Забота о каждом. «Заряд на добрые дела» | Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. | Участие в коллективной беседе, обсуждение вопросов «Что такое доброта?», «Трудно ли быть добрым?», «Как научиться делать добрые дела?». | |
«Мамы разные важны» | Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. | Участие в обсуждении вопроса «Легко ли быть мамой?». Подготовка поздравительной открытки. Просмотр и обсуждение видеоролика, знакомящего с историей праздника, со сферами деятельности, в которых работают женщины. | |
«Поэт, который писал для детей и о детях» | Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. | Слушаем и читаем стихи Михалкова Участие во вводной беседе «С. В. Михалков — автор двух Государственных гимнов». | |
«Путешествие по Крыму» | Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. | Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Виртуальная экскурсия: природные достопримечательности Крыма. | |
Всемирный день театра. «Что на что похоже: зачем человеку воображение?» | Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. | Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок | |
«Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) | Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. | Просмотр видеоролика «Как всё начиналось…», обсуждение главных событий в истории покорения космоса. | |
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. «Надо ли вспоминать прошлое?» | Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. | Участие в беседе о причинах геноцида и способах его предотвращения | |
День Земли. «Где можно увидеть нетронутую природу?» | Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей). | Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. | |
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда». | Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? | Участие в беседе о том, почему человеку необходимо трудиться, о том, почему, когда и как появлялись разные профессии. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о профессиях прошлого и настоящего. | |
День Победы. Бессмертный полк. «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берётся в человеке?» | Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. | Обсуждение вопросов «Что такое мужество, честь, отвага и как можно воспитать в себе эти качества?», «Что такое подвиг?», «Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?». | |
День детских общественных организаций. «Вместе весело шагать по просторам…» | Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. | Участие во вступительной беседе о детских общественных организациях. Знакомство с движением «Орлята России». | |
Про счастье. «Мой самый счастливый день» | Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. | Игра |
3–4 классы (1 час в неделю)
№ п/п | Темы | Основное содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
День знаний | Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. | Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого праздника. | |
«Зачем мне знания?» | Знания — основа успешного развития человека и общества. | Участие в коллективной игре-путешествии (игре-соревновании), разгадывании загадок. Участие в викторине «Своя игра» | |
Наша страна — Россия. «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине» | Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Историческая память народа и каждого человека | Работа в парах с текстами, написанными в разные эпохи, но объединёнными идеей любви к Родине и личной ответственности за её судьбу | |
165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского. «Мечтаю летать» | Преемственность поколений в научных достижениях. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства | Обсуждение новой информации о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого учёного К. Э. Циолковского. Участие в коллективной игре-соревновании «К. Э. Циолковский — учёный и человек». Путешествие по интерактивной карте | |
День пожилых людей. «Как создаются традиции?» | Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них Обсуждение семейных традиций. | Участие в выполнении интерактивных заданий (установление соответствия, группировка, классификация), которые помогут школьником понять важность семейных традиций и заботы о пожилых людях | |
День учителя. «Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой» | Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого | Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л. Н. Толстого». Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с профессией учителя. | |
День отца. «Отчество — от слова „отец“» | Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь. | Групповая, парная работа: «Воскресный день моей семьи», участие в планировании выходного дня своей семьи. | |
День музыки. «Я хочу услышать музыку» | Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. | Участие в беседе «Я хочу увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку». Групповая и парная работа по созданию иллюстрации «Я вижу музыку». Обсуждение творческого задания «Звуки природы» | |
Традиционные семейные ценности. «Пётр и Феврония Муромские» | Пётр и Феврония Муромские — символ любви и взаимопонимания в семейной жизни | Обсуждение вопросов «Чему мы можем научиться у Петра и Февронии Муромских?», «Почему Пётр и Феврония стали символом любви и верности?» | |
День народного единства. «Когда мы едины — мы непобедимы» | Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Знакомство с жизнью и подвигом К. Минина и Д. Пожарского. | Коллективная виртуальная экскурсия по историческим местам и памятникам, связанным с Днём народного единства. Участие в коллективной игре: составление пазла на основе полученной информации о событиях 1612 года. | |
Мы разные, мы вместе. «Память времён» | Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений Знакомство с понятием «преемственность поколений». Обсуждение качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства. | Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между природными объектами и их названиями | |
День матери. «Материнское сердце чаще бьётся». | С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей | Просмотр видеоролика о роли матери, образе матери в отечественной литера- туре. Групповая, парная работа по обсуждению предложенных ситуаций, планированию помощи маме. | |
«Что может герб нам рассказать?» | Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага. | Парная работа, связанная с применением полученной информации о символах страны, устройстве герба. Выполнение интерактивных заданий | |
День добровольца. «Что я могу сделать для других?» | Как я могу проявить добрые чувства к другим людям? Знакомство со значением слов «доброволец», «волонтёр», «милосердие», «гуманность». | Парная работа по анализу текстов, в которых описаны ситуации проявления доброты, гуманности, милосердия | |
День Героев Отечества. «История Отечества — история каждого из нас» | Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов. | Участие в эвристической беседе о событиях истории, ответственности гражданина за свободу, благополучие Родины, её защите от иноземных врагов. Групповая работа по анализу (установление соответствия), упорядочению (лента времени) событий истории | |
День Конституции. «Мои права и мои обязанности: в чём разница?» | Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества | Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества | |
Рождество. «Светлый праздник Рождества» | Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками стихотворений, посвящённых Рождеству. | Групповая и парная работа: составление поздравления с праздником Рождества | |
Новый год. «О чём мы мечтаем?» | Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год | Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году о…». Обсуждение ответа на вопрос «О чём мечтали на Новый год дети в разные исторические эпохи?» | |
Цифровая безопасность и гигиена школьника. «Виртуальный я — что можно и что нельзя?» | Правила безопасного пользования интернет-ресурсами. Участие в коллективном обсуждении вопроса «Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?». | Составление правил безопасного пользования интернет-ресурсами, соотнесение составленных правил с предложенным педагогом набором правил | |
День снятия блокады Ленинграда. «Писала девочка дневник...» | Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили | Чтение фрагментов дневника Тани Савичевой, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о том, как жили и о чём мечтали дети блокадного города | |
Великие люди России: К. С. Станиславский. «С чего начинается театр?» | С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр | Работа с текстами о том, как создаётся спектакль, ответы на вопросы по содержанию текстов. Групповая работа: подготовка сообщения от группы на тему «Зачем люди ходят в театр». | |
День российской науки. «Откуда берутся научные открытия?» | Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце | Групповая работа: «Представление открытия»: ученики знакомятся с открытием и рассказывают о нём одноклассникам; одноклассники отгадывают, что это за открытие российских учёных | |
«Россия в мире» | Значение российской культуры для всего мира | Интеллектуальная игра «Самые известные российские учёные, поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты». Парная работа: подготовка рассказа об одном из российских лауреатов Нобелевской премии | |
День защитника Отечества. «Хорошие дела не ждут благодарности?» | Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование | Работа с пословицей «Сам погибай, а товарища выручай». Коллективная беседа о проявлениях благодарности к защитникам Отечества. Групповая работа: составление письма ветерану войны. Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Как стать хорошим солдатом?» | |
Забота о каждом. «Дарить добро» | Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях | Обсуждение просмотренного видеоролика, в котором представлены несколько сюжетов о людях, совершающих добрые дела. Групповая работа: «Представление человека, сделавшего много добрых дел на благо людям»: на основе предложенной учителем информации обучающиеся составляют сообщение об одном из знаменитых благотворителей и рассказывают о нём одноклассникам | |
«Обычный мамин день» | Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач) Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова), М. Плисецкая, Л. Зыкина | Работа в парах: подготовка краткого сообщения об одной из великих женщин в истории России. Составление виртуальной галереи «Женщины, прославившие Россию». Игра «Выдающиеся женщины, прославившие Россию». | |
«Поэт, который писал для детей и о детях» | С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. | Выразительное чтение любимых стихотворений, автором которых является С. В. Михалков. Викторина «Узнай произведение С. В. Михалкова по одной строчке» | |
«Путешествие по Крыму» | Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь | Выполнение интерактивных заданий: соотнесение изображения и описания объекта. Выполнение творческого задания: написание мини-рассказа «Что я хочу посетить в Крыму» | |
Всемирный день театра. «Что такое творчество?» | Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. | Участие во вступительной беседе о том, что такое воображение и творчество. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о людях творческих профессий. Участие в обсуждении вопроса о театре как коллективном творчестве режиссёра и актёров. Творческая игра «Ставим сценку»: каждой группе предлагается разыграть сценку, один из участников группы выступает в роли режиссёра, остальные актёры. Подготовка ответа на вопрос о том, в каких видах творчества хочется реализовать себя | |
«Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) | Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации | Участие в беседе «Рекорды России в космосе», «Кто они, великие космонавты России?». Групповая, парная работа на поиск соответствия, упорядочение событий, связанных с достижениями России в покорении космоса | |
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. «Надо ли вспоминать прошлое?» | Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей | Участие в беседе о том, что такое геноцид. Знакомство с материалами о детях — узниках концлагерей. Работа с текстами интервью с бывшими узниками концлагерей, обсуждение прочитанного. | |
День Земли. «Дом для дикой природы» | Путешествие в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник | Виртуальная экскурсия по самым значимым заповедникам России. Работа в группах: составление правил, которые нужно соблюдать жителям Земли, чтобы сохранить нашу планету | |
«Не надо бояться трудностей» | Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь? | Выполнение интерактивных заданий на соединение описания профессии с её названием, соединение имён и фамилий выдающихся представителей профессии с названием профессии. Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что будет, если люди перестанут работать?» | |
День Победы. Бессмертный полк. «Что такое подвиг?» | Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины? | Индивидуальный рассказ о том, есть ли семейная традиция участвовать в «Бессмертном полку», о подготовке к участию в этом году. Групповая работа: подготовка на основе предложенных педагогом материалов сообщения о подвиге, совершённом во время Великой Отечественной войны, представление результатов работы при создании коллективного рассказа «Во имя жизни на Земле» | |
День детских общественных организаций. «Вместе весело шагать по просторам…» | Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым | Групповая работа: каждая группа предлагает три причины, по которым стоит участвовать в детских общественных организациях | |
Про счастье. «Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье». (П. Коэльо) | Бывает ли много счастья? Можно ли с ним поделиться? | Игра |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические средства обучения
1. Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. 1 кл.- М., 2004. Гриф «Рекомендовано департаментом образования»
2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2010 г.
4. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011 г.
Методическая литература по предмету «Истоки»
1. Бандяк О. А. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т.1. – М.: TBS, 2001г.
2. Дудкина М. Ю. Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном уровне. 1-4 кл.». – М.: Изд. дом «Истоки», 2005г.
3. Паина Т. Д. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие // Истоковедение. – Т. 2, 3. - М.: TBS, 2001г.
Дополнительная литература
1. Мой род. Книга 1 для развития учащихся 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина-М.: //»Истоки». 2009. -32 с.
2. Покаяние учит любви. Книга 4 для развития учащихся 3 классов общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина.-М.: // «Истоки», 2010. – 44 с.
3. Добрая надежда. Книга для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. –М.:// «Истоки», 2009.-32 с.
4. Традиции Образа. Книга для развития учащихся 4 класса общеобразовательных
учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина.-М.:// «Истоки», 2011. -36 с.
5. Береги честь смолоду. Книга 1 для развития учащихся 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Под общей редакцией И. А. Кузьмина.-М.:// «Истоки», 2009.-32 с.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:
Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/).
Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/).
Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/).
Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/).
Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/).
Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/).
Русская культура (http://www.russianculture.ru/).
https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
- Проектор
- Экран
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Класс: 1-2
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов за год: 34 ч.
I триместр 12 недель | II триместр 11 недель | III триместр 11 недель | |
Количество часов в триместре | 12 ч. | 11 ч. | 11 ч. |
№ п\п | Тема | Дата |
1. | «Зачем я учусь?» | 05.09 |
2. | Наша страна — Россия. «Где мы живём?» | 12.09 |
3. | 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского. «Мечтаю летать» | 19.09 |
4. | День пожилых людей. «Традиции моей семьи» | 26.09 |
5. | День учителя. «Если бы я был учителем» | 03.10 |
6. | День отца. «Отчество — от слова „отец“» | 10.10 |
7. | День музыки. «Я хочу увидеть музыку» | 17.10 |
8. | День народного единства. «Что такое единство народа?» | 24.10 |
9. | Традиционные семейные ценности. «Я и моя семья» | 07.11 |
10. | Мы разные, мы вместе. | 14.11 |
11. | «Какие в нашей стране есть символы?» | 21.11 |
12. | День матери. «Самое главное слово на земле» | 28.11 |
13. | День добровольца. «Если добрый ты, это хорошо» | 05.12 |
14. | День Конституции. «Где записаны права человека?» | 12.12 |
15. | Новый год. «Умеем ли мы мечтать?» | 19.12 |
16. | Рождество. «Светлый праздник Рождества» | 09.01 |
17. | День Героев Отечества. «С чего начинается Родина…» | 16.01 |
18. | Цифровая безопасность и гигиена школьника. «Виртуальный я — что можно и что нельзя?» | 23.01 |
19. | День снятия блокады Ленинграда. «…осталась одна Таня…» | 30.01 |
20. | Великие люди России: К. С. Станиславский. «Мы идём в театр. А что это значит?» | 06.02 |
21. | День российской науки. «Как становятся учёными?» | 13.02 |
22. | День защитника Отечества. «Кому я хочу сказать „спасибо“?» | 20.02 |
23. | «Россия в мире». | 27.02 |
24. | «Мамы разные важны» | 06.03 |
25. | Забота о каждом. «Заряд на добрые дела» | 13.03 |
26. | «Путешествие по Крыму» | 20.03 |
27. | «Поэт, который писал для детей и о детях» | 03.04 |
28. | «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) | 10.04 |
29. | Всемирный день театра. «Что на что похоже: зачем человеку воображение?» | 17.04 |
30. | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. «Надо ли вспоминать прошлое?» | 24.04 |
31. | День Земли. «Где можно увидеть нетронутую природу?» | 15.04 |
32. | День Победы. Бессмертный полк. «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берётся в человеке?» | 22.05 |
33. | «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». | 29.05 |
34. | День детских общественных организаций. «Вместе весело шагать по просторам…» |
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Класс: 3-4
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество часов за год: 34 ч.
I триместр 12 недель | II триместр 11 недель | III триместр 11 недель | |
Количество часов в триместре | 12 ч. | 11 ч. | 11 ч. |
№ п\п | Тема | Дата |
1. | «Зачем мне знания?» | |
2. | Наша страна — Россия. «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине» | |
3. | 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского. «Мечтаю летать» | |
4. | День пожилых людей. «Как создаются традиции?» | |
5. | День учителя. «Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой» | |
6. | День отца. «Отчество — от слова „отец“» | |
7. | День музыки. «Я хочу услышать музыку» | |
8. | Традиционные семейные ценности. «Пётр и Феврония Муромские» | |
9. | День народного единства. «Когда мы едины — мы непобедимы» | |
10. | Мы разные, мы вместе. «Память времён» | |
11. | День матери. «Материнское сердце чаще бьётся». | |
12. | «Что может герб нам рассказать?» | |
13. | День добровольца. «Что я могу сделать для других?» | |
14. | День Героев Отечества. «История Отечества — история каждого из нас» | |
15. | День Конституции. «Мои права и мои обязанности: в чём разница?» | |
16. | Рождество. «Светлый праздник Рождества» | |
17. | Новый год. «О чём мы мечтаем?» | |
18. | Цифровая безопасность и гигиена школьника. «Виртуальный я — что можно и что нельзя?» | |
19. | День снятия блокады Ленинграда. «Писала девочка дневник...» | |
20. | Великие люди России: К. С. Станиславский. «С чего начинается театр?» | |
21. | День российской науки. «Откуда берутся научные открытия?» | |
22. | «Россия в мире» | |
23. | День защитника Отечества. «Хорошие дела не ждут благодарности?» | |
24. | Забота о каждом. «Дарить добро» | |
25. | «Обычный мамин день» | |
26. | «Поэт, который писал для детей и о детях» | |
27. | «Путешествие по Крыму» | |
28. | Всемирный день театра. «Что такое творчество?» | |
29. | «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полёте человека в космос) | |
30. | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. «Надо ли вспоминать прошлое?» | |
31. | День Земли. «Дом для дикой природы» | |
32. | «Не надо бояться трудностей» | |
33. | День Победы. Бессмертный полк. «Что такое подвиг?» | |
34. | День детских общественных организаций. «Вместе весело шагать по просторам…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о важном"
Методическая разработка рабосей программы по внеурочной деятельности "Разговор о важном" для 3 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 3 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (гражданско-патриотическое направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуаль...
Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 1-4 класс
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для учащихся 1-4классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...
Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"
Рабочая программа «Разговоры о важном» предназначена для организации внеурочной деятельности информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для учащихся 4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...
Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"
Программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"...