Родительское собрание на тему "Психологическая подготовка учащихся к ВПР"
материал (4 класс)
Родительское собрание на тему "Психологическая подготовка учащихся к ВПР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_4_klasse_psihologicheskaya_podgotovka_uchashchihsya_k_vpr.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 классе «Психологическая подготовка учащихся к ВПР»
Цели:
-информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к ВПР;
-развитие педагогической культуры родителей;
-принятие совместных мер по эффективной подготовке учащихся к ВПР.
Задачи:
-создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;
-изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к ВПР;
-провести анализ состояния дел в классе по подготовке к ВПР.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
План родительского собрания:
1. Знакомство с порядком проведения Всероссийских проверочных работ в 4 классе.
2. «Советы родителям»
Ход собрания
«Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.»
У. Глассер
1.Знакомство с проведением Всероссийских проверочных работ в 4 классе.
Проведение всероссийской проверочной работы (ВПР), вошло в школьную практику не так давно. Оно радикально отличается от привычной формы проверки знаний. В апреле согласно графику проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования на 2022-2023 годы, утвержденному распоряжением Рособрнадзора , в общеобразовательных организациях будут проводиться Всероссийские проверочные работы (ВПР), в том числе и в 4 классах:
по русскому языку
по математике
по предмету «Окружающий мир»
Проверочные работы в 4 классе, начиная с 2017 года, проводятся в штатном режиме, т.е. являются обязательными во всех общеобразовательных организациях России.
Если судить по публикациям в сети «Интернет», наибольшее беспокойство ВПР вызывают у родителей четвероклассников. Это и понятно — 4 класс является завершающим уровень начального образования, а обязательные ВПР школьники выполняют впервые.
Кроме того родителей беспокоит что будет с учеником, если он получит на ВПР неудовлетворительную отметку, повлияет ли она на годовую, и будет ли он в таком случае оставлен на второй год, т.к. условный перевод в 4 классе не предусмотрен. Поскольку ВПР проводятся по единым вариантам заданий для всей Российской Федерации, то некоторые полагают, что четвероклассники будут сдавать ЕГЭ. На различных родительских форумах также встречаются негативные суждения по поводу того, что дети и так испытывают стресс от чрезмерной учебной нагрузки, а ВПР только усугубит сложившуюся ситуацию.
Чтобы снять подобные опасения родителей, Рособрнадзор в своем письме «Всероссийские проверочные работы» дал подробные разъяснения по поводу ВПР. Из этих разъяснений следует, что:
ВПР — это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся;
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией;
ВПР проводятся с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с ФГОС;
ВПР проводятся образовательной организацией самостоятельно;
Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся;
результаты ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей;
результаты ВПР могут быть использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации, для развития региональных систем образования;
ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Таким образом, проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений и родителям не следует создавать у детей излишнюю напряженность.
По мнению психологов, в этом возрасте дети не боятся экзаменов, для них это скорее новое приключение и возможность лишний раз доказать всем, что они уже взрослые: ведь они тоже сдают экзамен, как и старшеклассники. Родители четвероклассников должны не нагнетать психологическую обстановку, а оказывать детям всяческую, особенно моральную поддержку, настраивать их на спокойное и уверенное отношение к ВПР, разъяснить, что это лишь очередная проверочная (контрольная) работа.
Особенности проведения ВПР
Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.
Имена и фамилии учеников в работах не указываются, а указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями.
Для чего нужны эти коды?
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.
Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ, а вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж.
В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:
- что они сейчас будут писать проверочную работу;
- говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
- показывают листки с заданиями с двух сторон;
- предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни.
ВПР по русскому языку
Работа по данной дисциплине проводится в два этапа. На каждую часть отводится 45 минут.
В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выполнить два задания, которые с этим диктантом связаны.
И к этому диктанту предлагаются вопросы.
- Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это предложение и эти сказуемые подчеркнуть.
- Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены. И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.
Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 15 вопросов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, которые изучаются в курсе начальной школы., кроме того 2 часть предполагает работу по тексту.
Например, нужно правильно поставить ударения в словах: алфавит, брала, занята, квартал или найти в предлагаемом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Большинство вопросов связаны с работой с текстом. Ребятам предлагают прочитать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:
- определить и записать основную мысль текста;
- составить его план;
- объяснить значение того или иного слова;
- найти в тексте слово соответствующее определенной схеме;
- выписать местоимения, указать их лицо и число.
Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом не связанные
ВПР по математике
Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что предлагают нашим деткам? А предлагают им выполнить 12 заданий. То есть, получается, что примерно 4 минуты на один вопрос. А вопросы могут быть разными и попроще, и посложнее.
Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные задачи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и периметры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.
На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачках необходимо указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специальное поле.
ВПР по окружающему миру
Нужно сказать, что это самая интересная работа из всех, которые предлагают ученикам 4-х классов.
Без заданий географической направленности работа также не обходится, как и без заданий касающихся животного мира, личной безопасности, строения тела человека.
В каждом работе есть вопрос, касающийся прогноза погоды. Детям предлагалась картинка с прогнозом на несколько дней, как из «Яндекс погоды» и нужно было найти правильные утверждения в соответствии с данным прогнозом. Утверждения могут быть такими, «Самая холодная ночь ожидается в субботу» или «В ночь с субботы на воскресение будет дуть северо-восточный ветер».
Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, почему важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не менее пяти предложений. Также имеется вопрос по краеведению, в каком регионе ты живешь, назови памятки своего города, другие достопримечательности.
В принципе, если ученик все четыре года старательно учился, то справиться с ВПР будет не сложно.
Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к ВПР. Что могут сделать для этого родители и школа?
Пред вами на слайде представлены вопросы необходимые для успешного проведения проверочной работы.
1.От чего зависит успех на ВПР?
2. Почему они так волнуются?
3. Насколько важен бытовой комфорт?
4. Как настраивать ребенка на ВПР?
5. Как снять эмоциональное и умственное напряжение?
6. Что делать во время ВПР?
ВПР показывает качество усвоения знаний, умений, проверка способностей и возможностей ребенка, дает возможность понять и оценить себя.
Составляющие готовности к сдаче ВПР:
• информационная готовность (знание о правилах поведения и т.д.);
• предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания);
• психологическая готовность ("настрой", состояние внутренней готовности к определенному поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Сдача выпускных экзаменов в форме ВПР вызывает острый стресс у учащихся по ряду причин:
- Сомнение в собственных способностях: логическом мышлении умении анализировать, концентрации и распределении внимания.
- Стресс незнакомой ситуации.
- Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе.
- Сомнение в полноте и прочности знаний.
- Стресс ответственности перед родителями и школой.
Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода.
Необходима профилактика экзаменационного стресса на основе решения следующих задач:
1.Повышение сознательной саморегуляции учебной деятельности.
2. Учет личностных особенностей и уровня оценочной тревожности на этапе подготовке к экзамену.
3. Развитие навыков работы с текстом.
4. Индивидуальная и групповая работа с учащимися, работа с родителями учащихся, работа с педагогическим коллективом.
2.Советы родителям.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить время для подготовки по дням. Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища. Найдите различные варианты заданий по предмету и потренируйте ребёнка.
Проследите, чтобы накануне ВПР Ваш ребенок хорошо отдохнул и не выполнял никаких учебных заданий. Рекомендуется прогулка, в ходе которой визуализируется (представляется образно) успешный для учащегося ход экзамена.
Не рекомендуется перед ВПР использовать медикаментозные средства как стимулирующего, так и успокаивающего действия. Предпочтение следует отдать естественному волнению, справиться с которым поможет хорошая подготовленность к экзамену и уверенность в своих силах.
Очень важно при подготовке к ВПР, позитивно настроить ребенка на предстоящие события. Следует помнить, что для ребенка важна положительная самооценка. Пусть говорит про себя: «Я уверен в себе. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…» Научите ребенка представлять себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.
Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его тревожность. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допуска ошибок.
Говорите чаще детям:
•Ты у меня все сможешь.
•Я уверена, ты справишься с экзаменами.
•Я тобой горжусь.
•Что бы не случилось, ты для меня самый лучший
В беседах с ребенком старайтесь повысить его уверенность в хорошем результате экзамена. (Вручение памяток родителям.)
Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям. Развивать самостоятельность учащихся в процессе жизненного самоопределения.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Прошу принять информацию и помочь в подготовке к проверочным работам.
3. Вручение памяток родителям.
1. Памятка «Подготовка к ВПР»
А) Некоторые закономерности запоминания
Трудность запоминания растет непропорционально объему
Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
Распределенное заучивание лучше концентрированного.
Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с
большего.
Б) Условия поддержки работоспособности
Чередование умственного и физического труда.
Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
Минимум телевизионных передач.
В) Приемы психологической защиты
Переключение (с одного вида деятельности на другой).
Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
Накопление радости (вспомнить приятные события).
Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».
А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на
предэкзаменационном этапе.
Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего
экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги
у детей приведет к дезорганизации деятельности.
В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
Д) Познакомьте ребенка к проведению ВПР.
Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время
проведения ВПР
Решение :
1.Усилить контроль за выполнением домашних заданий.
2.Продолжить работу по подготовке школьников к ВПР, организуя индивидуальный подход ,дополнительные занятия с учащимися.
3.Через индивидуальные беседы, классные часы родителям и классному руководителю продолжить формирование ответственного отношения к учебе.
4.Полученную информацию принять к сведению
Кл.руководитель : _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Подготовка детей к школе."
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему: "Ваш ребёнок идёт в первый класс.Подготовка детей к школе"....
Родительское собрание на тему: "Подготовка ребёнка к школе"
Готов ли Ваш ребёнок к школе? Ответы на вопросы найдёте здесь....
Родительское собрание он-лайн "Подготовка к обучению в школе", презентация
О работе Психолого-педагогической службе в комплексе...
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить родителей анализировать причины, которые с...
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 класса к ВПР»
Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся к ВПР» позволит познакомить родителей с правилами проведения проверочной работы, основными направлениями по подготовке учащихся....
Родительское собрание на тему "Подготовка к ВПР"
конспект родительского собрания+ презентация...
Родительское собрание 2 класс " Подготовка ДЗ"
Материал содержит презентацию с информацией для родителей об основных сложностях при подготовке домашних заданий. А так же рекомендации по оформлению тетрадей....