«Класс как семья: «мы» важнее, чем «я»»
методическая разработка (1 класс)
Цель мастер класса:
Повышение уровня педагогической компетентности по вопросам формирования элементарных представлений о классе, семье и первичных навыков её построения у детей школьного возраста.
Задачи:
· Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания школьников
· Развивать творческое восприятие, фантазию и воображение
· Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Этапы мастер – класса:
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_klass_kak_semya_my_vazhnee_chem_ya.docx | 32.21 КБ |
klass_kak_semya_my_vazhnee.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса «Класс как семья: «мы» важнее, чем «я»»
Автор: Калечина Валерия Владимировна
Цель мастер класса:
Повышение уровня педагогической компетентности по вопросам формирования элементарных представлений о классе, семье и первичных навыков её построения у детей школьного возраста.
Задачи:
∙ Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания школьников
∙ Развивать творческое восприятие, фантазию и воображение
∙ Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Этапы мастер – класса:
* Теоретическая часть
* Практическая часть
* Рефлексия (заключительная).
- Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Вопросу нравственного воспитания детей всегда уделялось большое внимание. В современном мире резко возрастает детская агрессивность, жестокость. Замкнутость на себе и собственных интересах. Особенное значение приобретает поиск путей повышения качества и эффективности воспитания подрастающего поколения в условиях современной действительности. Мы понимаем что делать? Куда идти?
- Но какой вопрос вызывает наибольшую сложность?
-Согласна: Как? Каким образом?
Ответить на этот вопрос нам помогает учебно-воспитательное пособие «Книга Добрых нравов». Апробацию данного пособия мы начали в этом году с учителями первых классов. Начиная свою работу мы не знали куда нам двигаться. Как строить свою работу. Экспериментальным путем мы для себя составили алгоритм работы, в этом нам помогла технология читательской грамотности. Каждое занятие мы начинаем с работы над понятиями, антиципацией(до текстовый этап), работа с текстом(текстовый этап),после текстовый этап.
Актуальность моего мастер-класса состоит в следующем:
Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, доброте и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других.
I. Практическая часть.
-Какие у вас возникают ассоциации со словом «Семья» (педагоги подбирают ассоциации, и по очереди их называю)
-Какую работу с названными словами вы можете предложить? (нарисовать, классифицировать, подобрать словосочетание)
-На столах у вас лежат конверты. Разложите данные слова на группы.(любовь, предательство, солнце, ложь, понимание, космос, дом, общение, взаимоуважение, общение и т.д)
-Прочитайте группы слов.
-Какое ключевое слово можно подобрать к каждой группе?
(доброта, чувства)
-Какие слова вы отнесли к первой группе?
-Ко второй группе?
-Уберите три слова которые вы бы не хотели встречать в своей семье?
-Как можно смягчить эти слова?
- Используя слова первой группы составьте словосочетание. Слайд 2
Продолжите фразу используя слова из групп: «Семья- это , где случается , но…
У вас у всех получились разные высказывания, но что их объединяет? Сделайте вывод.
Семья – это…
На этом этапе идет работа со словарями. Дети подтверждают свой вывод пользуясь научными терминами.
-Один из известных русских писателей предложил свою ассоциацию к слову «СЕМЬЯ» Слайд 3
-Что изображено на слайде? (Веник)
-Как Вы думаете, почему веник?
-Может мы сор будем выметать из избы?
-Откуда пошло выражение, правильно сказать фразеологизм «Выносить сор из избы?» Гости пришедшие на свадьбу начинали сорить. Молодая жена должна была вымести сор, как только она подметала, гости бросали сор и приговаривали: « Мети, мети да сор из избы не выноси, клади его в печь, чтоб дымом вынесло»
-Мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого» Отец и сыновья» и узнаем, верны ли наши предположения. Начинается работа над текстом. Анализ прочитанного.
-С какого слова начинается главная мысль текста?
-Зачитайте? Воспользовались ли сыновья советом отца?
-Почему именно веник автор использует в своем тексте?
-Что он хотел показать? (единство)
-Какой вывод мы сделаем? А если автор захотел показать заботу друг о друге, то какой предмет он мог предложить?
- Подберите пословицу, которая может выразить главную мысль автора.
-Можно ли сказать, что это правило?
-А в семье существуют правила?
-Какие правила существуют в вашей семье?
Слайд 4 (Вирджиния Сатир, правила для взрослых)
- Я хочу, чтобы меня любили, но не держали.
- Я хочу, чтобы меня ценили рассуждений
- Я хочу, чтобы ко мне присоединились, но не вторгались
- Я хочу, чтобы просили, а не требовали
- Я хочу помогать, а не упрекать в неумении
- Какой вывод мы можем сделать? Правила они существуют для того, чтобы запустить в действие все механизмы. Позволяющие людям жить вместе, прогрессировать или регрессировать.
-Семья – это я, мы.
-Можно правило из рассказа Л.Н. Толстого использовать в классе?
-Почему?( Он говорит о единстве)
-Класс может быть семьей?
-А в дружном классе все одинаково учатся?
-В дружном классе бывают обиды, ссоры?
-Что поможет их избежать? ( Правила)
Игру « Проталины» помогает вывести правила классного коллектива.
Слайд 5
На уроке будь …..
Будь спокойным…..
Если хочешь….
Надо ….. поднимать
Будь …… на уроке
Не болтай, ты не ….
Если друг стал….
Не спеши
Слова для справок: старательным, внимательным, отвечать, руку, прилежен, сорока, отвечать, перебивать
- При работе с классом для решения проблем мы предлагаем детям просмотреть мультфильм « Крошка Енот», говоря о дружбе, взаимовыручке. Прослушивание песни «Дорогою добра», второй куплет.
Игра «Друг к дружке».
-Предлагаю прочитать и обсудить текст и подобрать к нему заголовок.
-Какое правило нарушил капитан?
-Как команда говорит о капитане?
-Что делала команда, когда он хлопнул дверью?
-Достоин ли капитан награды? детям справиться с заданием?-Какой заголовок подберем к тексту?
- Мы говорили о семье и сделали вывод, что семья –это мы. А класс-это.. я. ты, мы. Скажите, а «Мы» в классе важнее, чем «Я»?
-Как можно по другому озаглавить текст?
Благодаря подборке текстов, иллюстраций в учебно-воспитательном пособие мы учим детей правильно расставлять акценты, не на своем «Я», а на« Мы». Дети учатся работать в команде, вместе, единой семьей.
Работе по сплочению детского коллектива способствуют задания: «Текст по кругу»,
прочитай текст вставляя окончания, собери текст, расставь абзацы в правильной последовательности.
Слайд 6
-Посмотрите на ребусы. Что они обозначают. Сделайте вывод. СЕМЬЯ= КЛАСС
К работе по книге Добрых нравов привлекаются и родители. Задача педагога
помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Слайд 7
В этом направлении можно провести занятия
- « Вспомните, как вы в классе распределяли обязанности»
- «Какие вы выполняли поручения»
∙ «Моя семья»
∙ «Герб семьи»
∙ «Я и моя семья»
∙ «Вместе дружная семья»
А так же можно провести или вывесить родительские собрания и выдать буклеты для родителей
∙ «Родословная – моя гордость»
∙ «Путь в страну книг»
∙ «Рекомендации для заботливых родителей»
∙ «Дом для дружной семьи»
∙ «Выходные вместе с ребенком»
А так же выставки:
∙ Семейные художественные выставки «Чем увлекаются наши
родители».
∙ Обмен рецептов «Любимое блюдо моей семьи».
∙ Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо».
∙ Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
∙ Семейные альбомы «Один день в школе и дома»; «Моя семья».
-Умелое педагогическое воздействие даст потрясающий эффект:
активное участие примут не только родители, но и бабушки, дедушки и
прабабушки и прадедушки. С какой гордостью дети будут рассказывать о
своей семье, как бережно во время деятельности они относиться будут к
семейным фотографиям. Такие занятие помогают сплочению классного коллектива, дети больше узнают друг о друге.
III. Рефлексия (заключительная). Слайд 8
-Предлагаю в заключение мастер-класса поиграть: "Все у меня в руках!"
На доске я прикрепила плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.
Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ольги Высотской:
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семя –это , где ,но
Лев Николаевич Толстой «Отец и сыновья» Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья — вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит: — Сломайте его! Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит: — Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, — вас любой победить и обидеть сможет.
Один за всех и все за одного!
Вирджиния Сатир Я хочу любить тебя, но не держать тебя. Я хочу ценить тебя без рассуждений. Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя . Я хочу просить, но не требовать. Я хочу помогать, но не упрекать в неумении. /
Игру « Проталины» На уроке будь ….. Будь спокойным….. Если хочешь…. Надо ….. поднимать Будь …… на уроке Не болтай, ты не …. Если друг стал…. Не спеши Слова для справок: старательным, внимательным, отвечать, руку, прилежен, сорока, отвечать, перебивать
В нашем классе проходил конкурс на лучший плакат. Пять команд по пять человек. В моей команде все тихони оказались. - Так, ребята, я капитаном буду, возражения есть? И начал давать задания: кому картинки рисовать, кому подписи сочинять. Вот тут-то и началось! Я им слово, а они десять. Я психанул, дверью хлопнул, сел в коридоре, в телефон играть начал.. Прикинь, команда первое место заработала. Меня наградили как капитана, команду-за дружную работу.
Семья- это я, мы Класс- это я, ты, мы
Семья =Класс
Работа с родителями « Вспомните, как вы в классе распределяли обязанности» «Какие вы выполняли поручения» «Моя семья» «Герб семьи» «Я и моя семья» «Вместе дружная семья»
«Родословная – моя гордость» «Путь в страну книг» «Рекомендации для заботливых родителей» «Дом для дружной семьи» «Выходные вместе с ребенком» А так же выставки: Семейные художественные выставки «Чем увлекаются наши родители».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Семья - самый важный воспитатель ребенка"
Доклад на родительское собрание....
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."
урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...
Семья - это важно, семья - это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!
Конкурсная программа ко Дню семьи, Дню матери в виде КВНа совместно с родителями....
СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья: СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
"Семья - это важно!"
Внеклассное мероприятие. "Праздник семьи"...
ИЗО 1 класс ПНШ Семья - семь Я
презентация к уроку ИЗО 1 класс по теме "Семья - это семь Я" программа И.Э.Кашекова ПНШ...
"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"
"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"...