Эссе на тему "Ценность воспитания детей в условиях глобальных вызовов XXI века" в рамках участия в Республиканском этапе Всероссийского конкурса "Воспитать человека-2020"
статья
Нам выпало жить в XXI веке, в период глобальной компьютеризации. Я часто задаю себе вопрос: - А хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, ответят многие, особенно поколение тех, кто уже родился в эпоху компьютеров и гаджетов, тех, кто предпочитают виртуальную жизнь реальной, тех, кто не может прожить и дня, чтобы не выложить в социальные сети новое фото, и ждать сколько «лайков» оно получит, тех, кто совершенно отвык от «живого» общения.Все научились общаться через сети, но отошли от общения. Проще потыкать по сенсору телефона, чем пойти, поговорить. Мы теряем дар общения. И это проблема для всех, а особенно для детей с ОВЗ, у которых и так, как правило, нарушение речи, и им требуется живое общение, одобряющая улыбка, добрые глаза, которые подбадривают и смотрят с верой, что все получится, а главное живой пример перед глазами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нам выпало жить в XXI веке, в период глобальной компьютеризации. Я часто задаю себе вопрос: - А хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, ответят многие, особенно поколение тех, кто уже родился в эпоху компьютеров и гаджетов, тех, кто предпочитают виртуальную жизнь реальной, тех, кто не может прожить и дня, чтобы не выложить в социальные сети новое фото, и ждать сколько «лайков» оно получит, тех, кто совершенно отвык от «живого» общения. К сожалению, к этому поколению относятся дети, которые приходят сейчас в школы. Дети, которые совсем не умеют дружить вживую, а живут общением в соцсетях. И это становится проблемой, которую мы должны научиться решать! И совсем по-другому ответят те, которым есть с чем сравнить жизнь до электроники и жизнь со всеми этими «умными штучками», которые облегчают нам жизнь, и благодаря которым все мы обленились думать своей головой, делать что-то своими руками. Ведь с умными машинами легче!
Все научились общаться через сети, но отошли от общения. Проще потыкать по сенсору телефона, чем пойти, поговорить. Мы теряем дар общения. И это проблема для всех, а особенно для детей с ОВЗ, у которых и так, как правило, нарушение речи, и им требуется живое общение, одобряющая улыбка, добрые глаза, которые подбадривают и смотрят с верой, что все получится, а главное живой пример перед глазами. Но не все родители в наше время находят время для общения со своими чадами. Предпочитают сунуть ребенку телефон, планшет, компьютер – лишь бы не мешал заниматься своими делами. Так, сидя в этих гаджетах, порастают наши детки, которые и приходят в школу с проблемами (нарушение речи, недоразвитие речи, аутизм и т.д.). А дальше - по накатанному: виновата школа! Хорошо, что есть педагоги, специалисты, которые никогда не сдаются! Они всегда верят в маленькие и большие победы своих маленьких друзей! Да, наш труд титанически тяжелый, но мы любим свою работу. Не секрет, что все чаще педагоги стали сталкиваться с проблемой: в школу стали приходить дети, у которых отсутствует учебная мотивация. Думаю, что глобальная замена ручного труда умными машинами, одна из причин этого. Чтобы у ребенка была достаточно развита учебная мотивация, нужно чтоб он находился в состоянии успеха. В свою очередь занятия различными видами творчества способствуют этому. Наверное, каждый педагог согласится с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ведь когда ребенок своими руками создает какое-то изделие, получает за это разного вида похвалу (грамоты, подарки, призы, уважение сверстников и т.д.), он понимает, что сделал что-то важное, значимое САМ! Он видит и чувствует, как меняется о нем мнение окружающих, понимает, что он важен, что он-молодец, а это подталкивает его к тому, чтобы вновь и вновь стараться сделать что-то хорошее.
Хочу немного поделиться практикой своей работы. Как-то ко мне в класс пришел «новенький» мальчик, который был очень замкнутым ребенком. Он боялся ребят в классе, испытывал дикий страх перед работой в тетрадях, не писал, не читал. Каждый раз, когда ему казалось что что-то не так, или он сталкивался с какой-то проблемой, он прятался под парту, закрывал голову руками и не отвечал на вопросы. Я заметила, что когда он волнуется он перебирает пальчиками мелкие предметы. Это сподвигло меня попробовать дать ему на занятиях бусины. Сначала крупные, потом помельче. Так мы стали с ним учить счет и запоминать цвета. Затем сделали первую поделку: маракасы из одноразовых ложек, в которые засыпали бусинки разного размера, украсили декоративным скотчем и отнесли на Районный конкурс ДПИ, где впоследствии заняли первое место. Когда Даниил получил свою первую грамоту – радости не было предела! Он стал просить сделать поделки еще. Благодаря занятиям на внеурочной деятельности, мы научились считать, а затем красиво писать. Позже Даниил перестал стесняться отвечать на уроке, затем стал выходить к доске, и каждый раз я старалась похвалить его и привести в пример другим. Сейчас у Даниила очень неплохие результаты. Он является победителем многих Районных творческих конкурсов, участником Республиканских конкурсов. При чем не только в номинациях ИЗО и ДПИ, но за участие в театральных постановках. Так в 2020 году был отмечен специальным призом и дипломом от заместителя Министра образования и науки РБ В.А. Поздняковым в номинации «Вдохновение и гармония» в рамках Республиканского детского творческого фестиваля «Все краски жизни для тебя».
Занятия разными видами творчества помогают ребенку приобщиться к прекрасному, почувствовать свою значимость, раскрыться, научиться побеждать.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. А инструменты души – это чувства, разум, глаза и руки. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
В основу коррекционного образования положены личностно-деятельный и дифференцированный подходы. В нашем случае занятия творчеством с обучающимися с ОВЗ, как раз предполагают организацию и коррекцию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности.
На сегодня перед педагогическими работниками коррекционных школ стоит задача, насколько возможно, социализировать детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятия творчеством, ознакомление с ремеслами помогает ребенку с ОВЗ приобрести художественные навыки, которые помогут ему в дальнейшем в выборе профессии. Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования, работу с бросовым материалом, с природным материалом, текстилем, глиной, соленым тестом, понимаю, и вижу на практике, что это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке, развитию глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости. Дети уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей, у них развивается мышление, речь, воображение, обогащают знания об окружающем, приобщаются к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов, народной музыки. Ребёнок видит результат своей деятельности, учится анализировать и находить практическое применение.
Я не навязываю детям процесс рисования или создания какого-то изделия прикладного творчества, я стараюсь увлечь их этим видом деятельности.
В заключение хочу сказать, что занятия творчеством красной ниточкой проходят через все учебные предметы: - на математике мы используем раздаточный материал, сделанный своими руками (острова друзей + камни, нанизывание бусин разных цветов); - на русском языке – используем граттаж, причем заготовку делают сами дети; на уроках чтения, например при заучивании стихотворения, используем мнемо-таблицы, нарисованные руками детей (дети пропускают через себя и осознают);- на уроках живого мира часто используем пластилин, глину или соленое тесто для создания птиц, животных и их частей (при изучении строения тела), при изучении темы «Времена года» - используем наглядные пособия, изготовленные старшими ребятами «Круглый год»; на уроках музыки – муз.инструменты, сделанные своими руками (шарошки), а на уроках труда – мы все это изготовляем.
Думаю, что из каждого малыша, который пропустил через себя этот сказочный мир творчества, вырастет замечательный человек, родитель, который будет передавать своим детям знания и умения, которые пригодятся в жизни. А это и есть моя цель как учителя.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС НОО
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В современном информационном мире мы доби...
Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения
Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...
Эссе на тему Воспитание детей
В эссе представлен мой взгляд на воспитание детей....
Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...
Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»
Приказ № 217 Об участии в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства работников в сфере образования ХМАО-Югры «Педагог года – 2022»...
Приказ № 311 от 22.05.2019 "Об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений в 2019 году"
Приказ № 311 от 22.05.2019 "Об участии в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений в 2019 году"...
Нравственные ценности как вектор развития человека в условиях глобальных вызовов 21 века
Направления современной воспитательной работы в начальной школе....