Воспитательский час « Хорошие манеры»
методическая разработка (3 класс)
Познакомить детей с правилами этикета, в практической групповой и индивидуальной работе формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения, закрепить и повторить знания о добрых словах, развивать умение применять их в повседневной жизни, способствовать воспитанию хороших манер у школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час
По теме: «Хорошие манеры»
Цель: познакомить детей с правилами этикета, в практической групповой и индивидуальной работе формировать умение самостоятельно пользоваться правилами поведения, закрепить и повторить знания о добрых словах, развивать умение применять их в повседневной жизни, способствовать воспитанию хороших манер у школьников.
Подготовительная работа:
1. Поручить 2 парам учеников разыграть диалоги.
2. Попросить учеников подготовить сообщения об истории этикета.
3. Предложить детям написать рассказ о курьезных ситуациях, в которые они попадали.
Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.
План воспитательного часа
- Беседа « Хорошие манеры».
- Информационный блок «Из истории этикета».
3. Памятка воспитанного человека.
1). Приветствие – знак вежливости.
2). «Когда в товарищах согласия нет...»
3). «Встречают по одежке…»
4). Учись смеяться над собой
4. Заключительное слово.
Ход воспитательного часа
- Беседа «Хорошие манеры». (воспитанники разыгрывают диалоги.)
Первый диалог
- Здорово, Ден!
- Здорово, Дени!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь у тебя шнурки в стакане?
- А меня как - то не колышет.
- Ну, все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог
- Здравствуй, Алёна!
- Здравствуй, Полина!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Алёна!
- До свидания, Полина!
- Чем отличаются эти ситуации? Кого было приятнее слушать?
(Дети высказываются: в первом диалоге, мальчики ведут себя не культурно, они используют для общения, не культурные слова, их было не приятно, слушать, а во втором диалоге девочки культурно поздоровались, спросили друг у друга, как дела, спросили за родителей, их слова были культурными, их было приятно слушать)
- Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
2. Определение темы воспитательного часа.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
- Определите тему нашего классного часа. (Общение с друзьями, дружба, воспитание)
- А чтобы точнее звучала тема занятия, соберите её из разрезанных букв. (работа с набором букв)
- Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры.
- Прежде всего, что такое манеры? (работа с толковым словарём)
- Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
- Как вы думаете, что приятно считать хорошими манерами?
- здороваться,
- быть вежливым,
- внимательным,
- заботливым,
- благодарным,
- честным,
- не навязчивым и т. п.)
- Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека
также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражает свои мысли - тоже признак хороших манер.
- Вы наверное слышали ещё одно слово, которое неразрывно связано с понятием «хорошие манеры» - это этикет.
- Постарайтесь понять, что такое «этикет» из рассказа наших учеников…
3. Информационный блок «Из истории этикета»
Вероника.Моногое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказываются друг другу услуги, дарят подарки.
Гоша.Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возникает этикет.
Радик.Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки – и произошло слово «этикет».
Дема.Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первым ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
- Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
4.Составление памятки воспитанного человека.
- Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
1. Приветствие – знак вежливости.
- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Африканцы, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают «Вы кушали сегодня?»
- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте)
- Здороваясь мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Мозговой штурм – устно по очереди.
- Сейчас, я хочу проверить, кто из вас лучше знает правила вежливости. (Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший по возрасту человек? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться с ним? (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему и наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший – младшему, женщина-мужчине.)
6. Когда навстречу тебе идут несколько учителей и с ними твоя учительница, с кем ты поздороваешься сначала? (Сразу со всеми.)
- Вот видите ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим иначе. Какое же первое правило мы запишем?
ПЕРВЫМ ЗДОРОВАЕТСЯ ТОТ, КТО ВЕЖЛИВЕЕ.
Объясни другие ситуации.
1. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело».
- Права ли девочка? (Дети высказываются.)
2. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
3. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (ответы детей.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
2. « Когда в товарищах согласья нет…..»
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу? (дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
- Послушайте вот такую историю.
Рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».
Слава и Витя сидели за одной партой.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетрадки кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел за другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего,- согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только из-за чего люди ссорятся!...
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните строчки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»
- Так какое же правило, мы запишем в нашу памятку?
УСТУПАЙТЕ ДРУГ ДРУГУ.
Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится». (по кругу передаётся сердечко со словами – мне в тебе нравится….)
3.«Встречают по одежке…»
- Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.
Конкурс «Закончи предложение». (за правильный ответ сердечко)
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что..(можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…(ему надо отдохнуть и набраться сил.)
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете..(невоспитанность.)
5. Если вы заметили у своего друга дырку на одежде, нужно об этом…(ему тихонечко сказать, и предложить ему помощь)
6. Вас пригласили за праздничный стол, и вдруг вы обнаружили, что вам не положили ложку и вилку, ваши действия…..(тихонько позову хозяйку и скажу ей об этом)
- Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить, смеяться без причины и т. п.)
- Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.
- Какое же следующее правило, мы запишем?
НЕ ДОСТАВЛЯЙТЕ НЕУДОБСТВА ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ.
4.Учись смеяться над собой
- В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, неумным подшучиванием над другими. - Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».
Смешные истории.
- Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками. (Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)
Игра «Берём - не берём».
У вас есть на столе слова, разделите их на две группы, в одну группу берём – в другую не берём.
- Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть, где можно посмеяться, а где нет. Важно также с достаточной долей юмора относититься к себе самому.
- Какое золотое правило, мы могли бы записать?
УЧИСЬ СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ.
4.Заключительное слово
- На самом деле правил поведения, этикета и хороших манер очень много. Мы сегодня разобрали лишь часть поучительных ситуаций.
- Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будите стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. У одного древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился воспитанности?» -
«У невоспитанных – ответил он,- я избегал делать то, что делают они.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поговорим о хороших манерах».
План внеклассного мероприятия«Поговорим о хороших манерах».Цели: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком.План. 1. Какой ...

Программа курса "Увлекательное путешествие в страну хороших манер"
Программа курса «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федераль...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
Педагогический проект. Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Школа хороших манер».
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

Воспитательная работа в начальной школе. Классный час "Хорошие манеры"
Правильно вести себя в обществе ребенок должен научиться как можно раньше, ведь от плохих привычек впоследствии очень трудно избавиться. Уроки хороших манер для детей могут проводиться во время заняти...
Статья на тему нравственности "Хорошие манеры для хорошей жизни"
О нравственности с детьми....