Творческая деятельность детей «Пасхальный стол»
план-конспект занятия (1 класс)

Творческая деятельность детей «Пасхальный стол»

В праздник Пасхи в доме каждого на праздничном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание. Данный материал можно использовать для ознакомления детей младшего школьного возраста с особенностями пасхального стола. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая деятельность детей «Пасхальный стол»

В праздник Пасхи в доме каждого на праздничном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание.

На стол обязательно ставится кулич, крашеные яйца. Согласно церковной традиции, красят яйца в «Чистый четверг». Чтобы яйца при варке не лопнули, около часа надо подержать их в тепле или при комнатной температуре, а во время варки в воду добавить столовую ложку соли. Для придания яйцам блеска надо протереть их растительным маслом.

Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды, пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.

У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Существуют различные способы украшения пасхальных яиц: покраска, оплетение бисером, роспись красками.

Яйца, окрашенные одним цветом без узоров, называются крашенками. Традиционным красителем является луковая шелуха. Она безвредна и является самым доступным средством, при этом получаются самые разные оттенки: от золотистого до красно-оранжевого. Цвет яиц зависит от времени варки. В основном, именно крашенки делают на Пасху, также ими играют в игры. У славян катание крашенок по первой траве — магическое действие, призывающее мать-землю к плодородию.

Если на общем цветном фоне пасхального яйца обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапинка. Для окрашивания яиц «в крапинку» необходимо мокрые яйца обвалять в сухом рисе, завернуть в марлю и отварить в луковой шелухе. Там, где был рис, остаются пятна и разводы, а это и есть отличительный признак крапанок.

Писанки – это настоящие произведения народного творчества. Их писали на сыром курином яйце. Самые распространённые орнаменты на писанках – это солнечные знаки, растительные мотивы и бесконечники. Особое значение имеет и цвет писанки. Белый цвет – цвет чистоты и божественного начала; голубой – цвет Богородицы и духовного знания; зелёный – символизирует здоровье и жизнь; бордовый или коричневый – принадлежность к земле; синий – связь с небом и ночью, а чёрный цвет символизирует неизвестность и бесконечность.

Писанки дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость. Символика писанок своими корнями уходит в тысячелетние традиции. Согласно одной легенде, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твёрдыми, как камень. Горячие слёзы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кровокрасные яйца и оставили на них следы прекрасных узоров и цветных крапинок.

Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.

Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.

Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры.

Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой, глазурью, разноцветными крупинками, бусинками. Может пролежать неделю и не зачерстветь. Куличи сначала несут в церковь, чтобы батюшка их освятил, а потом уже идут с ними домой, чтобы за общим праздничным столом насладиться вкусом священного пирога и поздравить всех с этим великим днем.

Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Физкультминутка «Стол пасхальный накрываем».

Стол пасхальный накрываем, (Разводим руками в стороны)

Веткой вербы украшаем. (Пальцы «веером»)

Из печи несём куличики, (Показ ладошками)

А от курочки — яички. (Соединяем большой палец с остальными по очереди)

Дай нам, курочка, яичко простое,

Мы его распишем — будет золотое. (Раскрашиваем в воздухе)

- Ребята, а давайте, и мы раскрасим наши шаблоны для пасхального стола и украсим ими нашу доску-стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Светлая пасхальная седмица: традиции и обычаи"

Форма занятия-деятельность в группахЦели занятия:1. Знакомство учащихся с народными традициями самого великого христианского праздника Пасхи;2. Воспитание уважения к культуре своего народа и стремлени...

Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС

В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый...

Коллективно творческая деятельность детей как одна из форм сохранения психологического комфорта в школе

Опыт работы педагога-психолога Будаевой Е. В.«Психологический комфорт в школе. Как его достичь»…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если...

Тема выступления на ШМО: «Реализация идей ФГОС в педагогической практике ОУ через использование творческой деятельности детей и их родителей».

Цель: помочь родителям в организации совместной творческой деятельности с детьми.Задачи:- Создать положительный эмоциональный настрой, постараться сблизить родителей и детей.- Развивать творчески...

«LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способност...

Музыкальные инструменты и их использование в творческой деятельности детей начальной школы

В данной статье рассмотрены способы использования музыкальных инструментов в творческой деятельности детей начальной школы...