Классный час "Письма с фронтовых дорог".
классный час (3, 4 класс)
"Письма с фронтовых дорог". Классный час к Дню Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Письма с фронтовых дорог". | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Письма с фронтовых дорог».
Учитель: Война! Война! Любой из нас,
Ещё живых людей,
Покуда жив, запомни час,
Когда узнал о ней.
- Ребята, какое ключевое слово сегодняшнего классного часа? (Война). (Выводим ключевое слово на доску, под ним указываем «Великая Отечественная война 1941г.-1945г.). 1 слайд.
22 июня 1941 года началась самая кровопролитная для нашей Родины война. Уходили на фронт отцы, деды, братья, сестры. И полетели по фронтовым дорогам письма-весточки от любящих сердец друг к другу.
- О чем же конкретно мы поведем с вами разговор? (О солдатских письмах) 2 слайд со словами «Письма с фронтовых дорог» и рисунком.
- Для чего? (Чтоб узнать о том, какую роль играли солдатские письма в войну).
- Наш классный час – часть акции, связанной с письмами, которая проходит сейчас по всей стране. Что это за акция? (Письмо ветерану). 3 слайд
- Значит конечной целью классного часа станет…? (Написание таких писем).
Валя Грибкова: … Я не знала своего прадеда. У меня нет его фотографий. Но я знаю из рассказов родителей, что был Шелепов Родион Федорович, русский крестьянин и солдат, очень добрым, заботливым человеком. В тяжелое для страны время он ушел защищать своих детей, жену, родителей, да и меня, которая родилась через шестьдесят лет после Победы…
В нашей семье хранится огромный клад: толстая папка солдатских писем. Они не истлели, все эти тонкие пожелтевшие листочки можно прочитать. Некоторые на специальных бланках, другие на обрывках коричневой оберточной бумаги. В этих письмах столько доброты и заботы о близких, что, читая их, мне хочется плакать.
Учитель: Сейчас мы услышим отрывки из писем Шелепова Родиона Федоровича. Письма писались 70 лет назад. Возможно, некоторые слова вам будут не совсем понятны. Запомните их. После прочтения мы с вами их разберем.
(Читаем отрывки из писем).
Гуленкова Ксения: Я стал писать вам это письмо, то навалилась такая тяжесть, что никогда такой не переносил. Пишу, слезы льют и руки дрожат, не о том, что я уезжаю, а о том, что я оставил Вас и пятерых детей.
Лопаткина Вероника: Сынок, хочу сообщить, что ваш год скоро наверное мобилизуют на военную службу и нам с тобой будет не видеться долгие годы. А поэтому прошу тебя, если в Ивановском работает фотограф, то сходи и снимись на карточку во весь рост с гармонью, и пришли мне на память, а то я по вам очень соскучился и очень жалею вашей молодости.
Ильичев Иван: Я снялся на фотокарточку для приложения к документам, одну штучку дадут на руки, и я Валечке пришлю маленького тятьку. Теперь, Лиза, отпишите, как вы живете хлебом и другими продуктами.
Румянцева Мария: Дорогая жена Лиза и сынок Евгений, прошу вас, не обижайте малолетков. Быть может вернусь домой благополучно, то я за ваши труды и услуги поплачусь добром и станем жить по старому.
Харчев Антон: Не падайте духом, работайте побольше в колхозе – это самый верный путь в жизни. Я же думаю вернуться домой с победой, когда разгромим гитлеровскую Германию.
Учитель: Какие же слова показались вам незнакомыми? (колхоз, карточка, тятька, мобилизуют, малолетков).
Валя Грибкова: Эти письма всю войну поддерживали прабабушку, давали ей силы выстоять, сохранить детей. Сначала только письма мужа, а потом и старшего сына…
Гуленкова Ксения:
Тихие мысли, тревожные мысли,
В добрых глазах затаенная грусть.
Стянуты ленточкой старые письма…
Каждое помнит она наизусть.
Старые письма, заветные письма…
Каждое помнит она наизусть.
Гусев Матвей:
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет.
Читаешь письмо, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем подмышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов.
И где-то, по-мирному, в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.
(опускает письмо-треугольник в фанерный ящик – символ полевой почты)
Рыжаков Сергей:
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
(опускает письмо)
Учитель: А песни, военные песни. Ведь это тоже письма, крик души. Тоска по милым и родным, которые так далеко.
Песня «Синий платочек» в исполнении Нади Гараниной и Насти Мартыновой.
(опускают письма)
Учитель: А письма из дома, как солнечный лучик, согревали сердца солдат, заставляя еще больше ненавидеть фашистов-захватчиков.
Бавыкина Татьяна:
Солдатка, да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Рубила, возила, копала, -
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё.
(опускает письмо)
Учитель: Идут, летят письма с фронтовых дорог. Но не все они несут радостные вести.
Сценка «Почтальонка».
Дети: Почтальонка, почтальонка!
Тяжела ль твоя сума?
Поля Лебедева: Тяжела моя сума.
Всё газеты да газеты.
Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума.
Дети: Почтальонка, почтальонка!
Обошла ли все дома?
Поля Лебедева: Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума.
Дети: Почтальонка, почтальонка!
А ты снимай свою суму.
Поля Лебедева: Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди.
Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
«В почтальонки не ходи».
Валя Грибкова: Пришло страшное письмо и нашу семью. В нем были такие слова: «Многоуважаемая Елизавета Егоровна, прошу вас, не печальтесь. Я разделяю вашу боль. Ваш сын Шелепов Евгений Родионович геройски погиб в боях за честь и свободу нашей Родины 22 марта 1945 года. О месте похорон вы получите извещение из райвоенкомата». Так написал начальник штаба 30 июля 1945 года. Но прабабушка все продолжала ждать…
Лопаткина Вероника
Сорок первый – кровавое знойное лето.
Сорок третий – атаки в снегах и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета…
Материнские слёзы, материнские слёзы.
Сорок пятый – за Вислой идёт сраженье,
Землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет свеча ожиданья…
Материнские слёзы, материнские слёзы.
Песня «Письмо из 45-го».
Демьяненко Матвей:
Смотрю на желтые листы –
Солдат писал жене ночами.
Шумели травы и кусты,
И смерть стояла за плечами.
Он криво буквы выводил
И о любви писать стеснялся.
О постороннем говорил,
Потом с женою попрощался.
Судьба… Солдат тот разве знал,
Письмо читая до рассвета,
Что жизнь свою в нем предсказал:
Пропал… и больше писем нету.
Лишь только позже в дом родной
Пришло письмо совсем другое.
И стала вдруг жена вдовой,
А сын назвался сиротою.
Но годы шли, и вот с письмом
Далекий правнук повстречался.
От слез глотая в горле ком,
Он вдруг к листу щекой прижался.
И ощутил в нем сердца жар,
Любовь, что между строчек скрыта.
Солдата письма – божий дар
Среди потомков не забыты.
Автор стихотворения Горева (Локотникова) Анастасия.
Валя Грибкова: Я никогда не видела своего прадеда. Он умер из-за ранения через три года после войны. Но жива память, благодарность, и есть такие добрые письма и завещание нам быть счастливыми.
Учитель: Важная вещь – письмо. В нем можно передать любовь, благодарность, заботу, уважение. Сейчас по всей нашей стране идет акция «Письмо ветерану Великой Отечественной войны». Вы уже начали работу в рамках этой акции. Мы с вами научимся складывать солдатские треугольники. (Складываем треугольники по слайду – схеме на доске). Сегодня пришло время заполнить эти треугольники словами, которые накопились в ваших сердцах. Я знаю, что вы неравнодушные люди. И хотя никто из вас не испытал ужасов войны, вы понимаете, чем обязаны ветеранам. Ваши письма мы передадим в поселковую администрацию, а они 9 мая вручат их участникам Великой и страшной войны.
- Но сначала давайте вспомним, как пишутся письма. На конверте, или внешней части солдатского треугольника пишем: Кому и от Кого.
Внутри письма: 1. Обращение. 2. Поздравление. 3. Слова благодарности.
4. Пожелание. 5. Подпись.
Слайд с алгоритмом на доске.
(Пишем письма ветеранам) 4-5 человек потом зачитывают их вслух.
Во время работы звучит подборка песен военных лет.
Учитель: Сегодня мы услышали рассказ о прадедушке и дяде Вали Грибковой. Но на нашем классном часе есть еще один человек, чьи воспоминания вам будет полезно услышать. Перед вами выступит Елена Александровна Потехина. Это православный писатель, руководитель духовно-просветительского центра Кинешемской епархии.
Аскерова Милана. (На фоне музыки «Журавли»)
Уходят тихо ветераны.
Уходят, с клином журавлей.
Уже болеть не станут раны.
Наверно, встретят всех друзей,
С кем раньше вместе воевали,
Делили пачку папирос,
Одной шинелью укрывались
И в сильный дождик, и в мороз.
Кого когда-то хоронили
Под холмик с красною звездой.
И дальше шли, фашистов били,
Освобождая дом родной.
Жизнь хороша, но как ни странно,
Вдруг рвется тоненькая нить…
Вы нас простите, ветераны.
Мы вас не можем сохранить.
Но прямо к сердцу, близко-близко
Мы фотографию прижмем.
К вам на свиданье… к обелискам
Поверьте, мы не раз придем.
Учитель: Накануне праздника Великой Победы по всей стране поднимаются бессмертные полки защитников нашей Родины. Бессмертный взвод, готовься к построению!
Под презентацию «От героев былых времен…» построение бессмертного взвода.
Учитель: Отдавая дань памяти героям, отдавшим жизнь за нашу Победу, прошу всех встать. Объявляю минуту молчания.
Учитель:
Великой войны Победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину-мать.
Она посылала на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне Победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь и Родину-мать.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА……»
Данный урок познакомит детей с историей их родного города, достопримечательностями города и позволит сформировать у учащихся интерес к своему городу....
Классный час на тему "Дорогою добра"
Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...
Классный час "В путь дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся!"
Формированию представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, уделяется огромное значение в нашей стране. Этот классный час поможет вам в игровой форме воспитать у учащихся ...
Классный час по теме:"Дорогою добра".4-класс.
Формировать нравственные качества.Развивать у детей чувство товарищества,взаимопомощи....
Классный час на тему "Дорога и пешеход"
Целью урока является закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, закрепление правил поведения учащихся на улицах и дорогах, воспитание умения самостоятельно использовать полученные знан...
Конспект классного часа "В путь-дорогу собирайся"
Конспект занятия позволяет помочь учителю провести классный час по здоровьесберегающей технологии, главной целью которого является мысль, что здоровье - главная ценность каждого человека....