Классный час "Письма с фронтовых дорог".
классный час (3, 4 класс)

Горева Наталья Викторовна

"Письма с фронтовых дорог". Классный час к Дню Победы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Классный час «Письма с фронтовых дорог».

Учитель: Война! Война! Любой из нас,

           Ещё живых людей,

           Покуда жив, запомни час,

          Когда узнал о ней.

- Ребята, какое ключевое слово сегодняшнего классного часа? (Война). (Выводим ключевое слово на доску, под ним указываем «Великая Отечественная война 1941г.-1945г.). 1 слайд.

 22 июня 1941 года началась самая кровопролитная для нашей Родины война.  Уходили на фронт отцы, деды, братья, сестры. И полетели по фронтовым дорогам письма-весточки от любящих сердец друг к другу.

- О чем же конкретно мы поведем с вами разговор? (О солдатских письмах)  2 слайд со словами «Письма с фронтовых дорог» и рисунком.

- Для чего? (Чтоб узнать  о том, какую роль играли солдатские письма в войну).

- Наш классный час – часть акции, связанной с письмами, которая проходит сейчас по всей стране. Что это за акция? (Письмо ветерану). 3 слайд

- Значит конечной целью классного часа станет…? (Написание таких писем).

Валя Грибкова: Я не знала своего прадеда. У меня нет его фотографий.  Но я знаю из рассказов родителей, что был Шелепов Родион Федорович, русский крестьянин и солдат, очень добрым, заботливым человеком. В тяжелое для страны время он ушел защищать своих детей, жену, родителей, да и меня, которая родилась через шестьдесят лет после Победы…

    В нашей семье хранится  огромный клад: толстая папка солдатских писем. Они не истлели, все эти тонкие пожелтевшие листочки можно прочитать. Некоторые на специальных бланках, другие на обрывках  коричневой оберточной бумаги.  В этих письмах столько доброты и заботы о близких, что, читая их, мне хочется плакать.

Учитель: Сейчас мы услышим отрывки из писем Шелепова Родиона Федоровича. Письма писались 70 лет назад. Возможно, некоторые слова вам будут не совсем понятны. Запомните их. После прочтения мы с вами их разберем.

(Читаем отрывки из писем).

Гуленкова Ксения: Я стал писать вам это письмо, то навалилась такая тяжесть, что никогда такой не переносил. Пишу, слезы льют и руки дрожат, не о том, что я уезжаю, а о том, что я оставил Вас и пятерых детей.

Лопаткина Вероника: Сынок, хочу сообщить, что ваш год скоро наверное мобилизуют на военную службу и нам с тобой будет не видеться долгие годы. А поэтому прошу тебя, если в Ивановском работает фотограф, то сходи и снимись на карточку во весь рост с гармонью, и пришли мне на память, а то я по вам очень соскучился и очень жалею вашей молодости.

Ильичев Иван: Я снялся на фотокарточку для приложения к документам, одну штучку дадут на руки, и я Валечке пришлю маленького тятьку. Теперь, Лиза, отпишите, как вы живете хлебом и другими продуктами.

Румянцева Мария:  Дорогая жена Лиза и сынок Евгений, прошу вас, не обижайте малолетков. Быть может вернусь домой благополучно, то я за ваши труды и услуги поплачусь добром и станем жить по старому.

Харчев Антон:  Не падайте духом, работайте побольше в колхозе – это самый верный путь в жизни. Я же думаю вернуться домой с победой, когда разгромим гитлеровскую Германию.

Учитель: Какие же слова показались вам незнакомыми? (колхоз, карточка, тятька, мобилизуют, малолетков).

Валя Грибкова: Эти письма всю войну поддерживали прабабушку, давали ей силы выстоять, сохранить детей. Сначала только письма мужа,  а потом и старшего сына…

Гуленкова Ксения:

Тихие мысли, тревожные мысли,

В добрых глазах затаенная грусть.

Стянуты ленточкой старые письма…

Каждое помнит она наизусть.

Старые письма, заветные письма…

Каждое помнит она наизусть.

Гусев Матвей:

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет.

Читаешь письмо, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем подмышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов.

И где-то, по-мирному, в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры –

Ты здесь, ты со мною, родная моя.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

(опускает письмо-треугольник в фанерный ящик – символ полевой почты)

Рыжаков Сергей:

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю я вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

(опускает письмо)

Учитель: А песни, военные песни. Ведь это тоже письма, крик души. Тоска по милым и родным, которые так далеко.

Песня «Синий платочек» в исполнении Нади Гараниной и Насти Мартыновой.

(опускают письма)

Учитель: А письма из дома, как солнечный лучик, согревали сердца солдат, заставляя еще больше ненавидеть фашистов-захватчиков.

Бавыкина Татьяна:

Солдатка, да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

Рубила, возила, копала, -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву,

И встретить готовый её,

Как клятву шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё.

(опускает письмо)

Учитель: Идут, летят письма с фронтовых дорог. Но не все они несут радостные вести.

Сценка «Почтальонка».  

Дети: Почтальонка, почтальонка!

           Тяжела ль твоя сума?

Поля Лебедева:  Тяжела моя сума.

Всё газеты да газеты.

Дотащу ли их сама?

Тяжела моя сума.

Дети:    Почтальонка, почтальонка!

              Обошла ли все дома?

Поля Лебедева: Обошла я все дома.

Разнесла газеты, письма.

Обошла я все дома.

Тяжела моя сума.

Дети:  Почтальонка, почтальонка!

            А ты снимай свою суму.

Поля Лебедева:  Не могу снимать суму!

Там на донце похоронка.

Не могу читать, кому.

Похоронка! Похоронка!

Серый камень на груди.

Стопудовый на груди.

Говорила баба Настя:

«В почтальонки не ходи».

Валя Грибкова:  Пришло страшное письмо и нашу семью. В нем были такие слова: «Многоуважаемая Елизавета Егоровна, прошу вас, не печальтесь. Я разделяю вашу боль. Ваш сын Шелепов Евгений Родионович геройски погиб в боях за честь и свободу нашей Родины 22 марта 1945 года. О месте похорон вы получите извещение из райвоенкомата». Так написал начальник штаба 30 июля 1945 года. Но прабабушка все продолжала ждать…

Лопаткина Вероника

Сорок первый – кровавое знойное лето.

Сорок третий – атаки в снегах и морозы.

Письмецо долгожданное из лазарета…

Материнские слёзы, материнские слёзы.

Сорок пятый – за Вислой идёт сраженье,

Землю прусскую русские рвут бомбовозы.

А в России не гаснет свеча ожиданья…

Материнские слёзы, материнские слёзы.

Песня «Письмо из 45-го».

Демьяненко Матвей:

Смотрю на желтые листы –

Солдат писал жене ночами.

Шумели травы и кусты,

И смерть стояла за плечами.

Он криво буквы выводил

И о любви писать стеснялся.

О постороннем говорил,

Потом с женою попрощался.

Судьба… Солдат тот разве знал,

Письмо читая до рассвета,

Что жизнь свою в нем предсказал:

Пропал… и больше писем нету.

Лишь только позже в дом родной

Пришло письмо совсем другое.

И стала вдруг жена вдовой,

А сын назвался сиротою.

Но годы шли, и вот с письмом

Далекий правнук повстречался.

От слез глотая в горле ком,

Он вдруг к листу щекой прижался.

И ощутил в нем сердца жар,

Любовь, что между строчек скрыта.

Солдата письма – божий дар

Среди потомков не забыты.

Автор стихотворения Горева (Локотникова) Анастасия.

Валя Грибкова: Я никогда не видела своего прадеда. Он умер из-за ранения через три года после войны. Но жива память, благодарность, и есть такие добрые письма и завещание нам быть счастливыми.

Учитель: Важная вещь – письмо. В нем можно передать любовь, благодарность, заботу, уважение.  Сейчас по всей нашей стране идет акция «Письмо ветерану Великой Отечественной войны».  Вы уже начали работу в рамках этой акции. Мы с вами научимся складывать солдатские треугольники. (Складываем треугольники по слайду – схеме  на доске). Сегодня пришло время заполнить эти треугольники словами, которые накопились в ваших сердцах. Я знаю, что вы неравнодушные люди. И хотя никто из вас не испытал ужасов войны, вы понимаете, чем обязаны ветеранам. Ваши письма мы передадим в поселковую администрацию, а они 9 мая вручат их  участникам Великой и страшной войны.

- Но сначала давайте вспомним, как пишутся письма. На конверте, или внешней части солдатского треугольника пишем: Кому   и от Кого.

Внутри письма: 1. Обращение.  2. Поздравление.  3. Слова благодарности.

4. Пожелание.  5. Подпись.

Слайд с алгоритмом на доске.

(Пишем письма ветеранам)  4-5 человек потом зачитывают их вслух.

Во время работы звучит подборка песен военных лет.

Учитель: Сегодня мы услышали рассказ о прадедушке и дяде Вали Грибковой. Но на нашем классном часе есть еще один человек, чьи воспоминания вам будет полезно услышать. Перед вами выступит Елена Александровна Потехина. Это православный писатель, руководитель духовно-просветительского центра Кинешемской епархии.

Аскерова Милана.   (На фоне музыки «Журавли»)

Уходят тихо ветераны.

Уходят, с клином журавлей.

Уже болеть не станут раны.

Наверно, встретят всех друзей,

С кем раньше вместе воевали,

Делили пачку папирос,

Одной шинелью укрывались

И в сильный дождик, и в мороз.

Кого когда-то хоронили

Под холмик с красною звездой.

И дальше шли, фашистов били,

Освобождая дом родной.

Жизнь хороша, но как ни странно,

Вдруг рвется тоненькая нить…

Вы нас простите, ветераны.

Мы вас не можем сохранить.

Но прямо к сердцу, близко-близко

Мы фотографию прижмем.

К вам на свиданье… к обелискам

Поверьте, мы не раз придем.

Учитель: Накануне праздника Великой Победы по всей стране поднимаются бессмертные полки защитников нашей Родины.  Бессмертный взвод, готовься к построению!

Под презентацию «От героев былых времен…» построение бессмертного взвода.

Учитель: Отдавая дань памяти героям, отдавшим жизнь за нашу Победу, прошу всех встать. Объявляю минуту молчания.

Учитель:

Великой войны Победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посылала на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне Победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь и Родину-мать.

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА……»

Данный урок познакомит детей с историей их родного города, достопримечательностями города и позволит сформировать у учащихся интерес к своему городу....

Классный час на тему "Дорогою добра"

Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...

Классный час "В путь дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся!"

Формированию представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, уделяется огромное значение в нашей стране. Этот классный час поможет вам в игровой форме воспитать у учащихся ...

Классный час по теме:"Дорогою добра".4-класс.

Формировать нравственные качества.Развивать у детей чувство товарищества,взаимопомощи....

Классный час на тему "Дорога и пешеход"

Целью урока является закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, закрепление правил поведения учащихся на улицах и дорогах, воспитание умения самостоятельно использовать полученные знан...

Конспект классного часа "В путь-дорогу собирайся"

Конспект занятия позволяет помочь учителю провести классный час по здоровьесберегающей технологии, главной целью которого является мысль, что  здоровье - главная ценность каждого человека....