Доклад "Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности."
учебно-методический материал

Николаева Елена Викторовна

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микро-группой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. От того, кто и как оказывает влияние на развитие ребенка, зависит успех его достижений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности.

С чего начинается путь на вершину?

С семьи, где ребенок катает машину,

Где чинит отец телевизор для деда,

Где мама на стол собирает к обеду,

Где бабушка вяжет носочки из шерсти,

Где ценят друг друга и держатся

вместе.

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микро-группой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. От того, кто и как оказывает влияние на развитие ребенка, зависит успех его достижений. Ребенок  много времени проводит как дома, так и в школе, поэтому поддерживать взаимодействие школы и семьи необходимо. Ведь, когда учителя и родители действуют согласованно и заинтересованно в вопросах воспитания детей, все проблемы быстрее находят своё решение, которое устроит всех.

Педагогу по силам обогатить и усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Но школа не может заменить и полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

В процессе данного взаимодействия создается дружная неформальная группа педагогов и родителей, обеспечивающая эффективную связь между школой и ребенком в его образовании и развитии.

Отношения с родителями должны выстраиваться с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Ответственность в этом случае делится поровну, и стороны становятся членами одной команды с разными функциями и сферой действия.

Для осуществления общей цели воспитания и развития ребенка решаются следующие задачи:

- Освоение родителями навыков общения и сотрудничества с учителями и детьми;

- Развитие у школьников опыта формального и неформального общения с взрослыми;

- Увеличение нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;

- Оказание родителями помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Совместная работа учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться благодаря:

- Участию родителей в организации совместной внеурочной работы с детьми;

- Сотрудничеству с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе, домашних условиях и др.;

- Оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников;

- Изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Невозможно дать единственный правильный ответ на вопрос, как необходимо взаимодействовать с семьёй, так как семьи очень разные, и у каждой свои проблемы и трудности. Необходимо действовать исходя из конкретной ситуации со всеми своими различными условиями. Здесь многое зависит от интуиции, мастерства педагога. Опираясь на свои знания и опыт он принимает нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в данной ситуации.

Как показывает практика, некоторые родители, не имеющие специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Совместно с родителями, педагог находят наиболее эффективные способы решения проблем. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу. Характер взаимодействия педагогов с семьёй не должен быть общим. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Не редки случаи что, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству и проявлению интереса к объединению усилий в воспитании своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и поиск различных вариантов решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности:

1.Дни открытых уроков, проводимых в нетрадиционной форме, которые раскрывают способности детей, завершаются обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся;

2.Познавательные конкурсы между родителями и детьми (либо семейными командами);

3.Совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематические собрания-дискуссии по проблемам учебы, например: «Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учебу интересной?», «Зачем мы учимся?» и т.п.;

 4.Деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире;

5.Участие родителей и детей в обсуждении дополнительных тем, предметов для изучения.

6.Организация встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов учащихся;

7.Организация родителями экскурсий на предприятия; проведение классных собраний-дискуссий по профориентации: «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.;

8.Обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;

9.Подготовка концертов, спектаклей;

10.Проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности,

В работе с родителями  реализуются следующие цели:

1. Просветительская - способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная - совместный поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Так как дети с ОВЗ ограничены в возможности выбирать объединение по интересам, посещать различные кружки и секции организация воспитательной работы в нашем Центре имеет гораздо большее значение, чем в каком либо другом месте. В связи с этим привлечение родителей в школьную жизнь имеет большое значение. Для успешного воспитания детей необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей. Прежде всего, нужно выявить возможности участия родителей в организации учебной и внеурочной работы (для этого можно использовать такие инструменты, как беседы, анкетирование, создание нестандартных ситуаций, коллективное обсуждение и т.д.) и изучить мнение родителей об организации учебной и внеурочной деятельности школы.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать в  школе всех членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей.

Индивидуальный подход к каждому ребенку- залог успеха, а в лице родителей необходимо иметь союзников. Только контакт родителей, ребенка и учителя дает положительный результат в его обучении и воспитании.

 Почувствовав заинтересованность к себе в лице классного руководителя, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе. У родителей формируется уважительное отношение к учителю, которому не безразличен внутренний мир ребёнка.

При общении с семьями учащихся соблюдаю определённые правила, а именно:

∙ к родителям каждого ребёнка проявлять искреннее уважение;

∙ общение с родителями ученика должно идти ему во благо;

∙ тактично и объективно изучать семьи учащихся;

∙ изучение семей предполагает дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классные часы и родительские собрания в моей работе являются основными компонентом системы воспитательной работы. Проводим их совместно с родителями. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя. Именно такая работа с родителями делает упор на развитие личности ребёнка, на формирование у него умения и желания изменить самого себя. И поэтому совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. И только целенаправленная работа педагогов будет способствовать тому, что родители станут интересоваться делами школы, предложат свою помощь в решении финансовых проблем, в ремонте и оснащении школы. С удовольствием станут участвовать в школьных праздниках, в экскурсиях и походах. Вся эта работа будет способствовать улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Несомненно, работу с родителями стоит продолжить и совершенствовать

Участие родителей в учебной и внеурочной деятельности класса создаёт позитивное отношение к школе в целом, формирует убеждение, что школа, в которой учится ребёнок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда, учитель и родитель при решении проблем образования и воспитания ребенка становятся настоящими СОЮЗНИКАМИ, что является основой успешной учебно-воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей по организации учебной деятельности и здоровьесбережению.

Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием? Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.Не спешите обвинять учителя в отсутствии индиви­дуального подх...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга детей в школе."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга школьников."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Выступление на пед. Совете: " Привлечение родителей к организации досуга школьников."

В данном выступлении речь пойдет о цели и задачах, которое ставит  перед собой учитель, работая с родителями в данно направлении.  Какие виды деятельности осуществляются. Какие формы работ м...

Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)

На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...