Социометрии
тест
Несколько социометрий, для работы классного руководителя по выявлению статусов учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiometrii.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Социометрии
Капитан корабля
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Метод вербальных выборов
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Обработка данных и анализ результатов
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)
Пример протокола социометрического исследования
Класс: 3
Классный руководитель: Давыдова И. И.
Дата проведения: 13.01.2022 г
Метод исследования: социометрическое исследование.
Анализ психометрических данных позволяет констатировать:
В психологическом исследовании межличностных отношений в классном коллективе по поводу учебной деятельности приняли участие 7 учеников.
Структура эмоциональных отношений в группе.
Статус «звезда» имеют учеников –
Статус «предпочитаемые» имеют учеников –
Статус «отвергаемые» имеют 4 ученика –
Результаты исследования показали:
Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классного коллектива. Рост числа учащихся в крайних статусных категориях свидетельствует о избирательности в сфере личных взаимоотношений. Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Опираясь на наблюдения свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются и нашем в коллективе.
Рекомендации по улучшению межличностного взаимодействия в детском коллективе
- Вовлечение изолированных учеников в интересную деятельность, способствующую повышению их социометрического статуса, используя разовые школьные поручения, игры
- Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение учащегося (преодоление неуспеваемости)
- Проведение беседы с родителями, направленной на вовлечение изолированных детей в разнообразную внешкольную сеть образовательных учреждений (спортивные секции, кружки), где есть возможность завоёвывать более устойчивый статус в новой структуре межличностных отношений.
- Способствование развитию взаимной симпатии в межличностных отношениях между членами группы.
- Учить замечать достоинства каждого члена группы.
- Формирование нравственных отношений между учениками.
- Предложить авторитетным сверстникам поддерживать изолированного ученика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тест: «Цветовая социометрия»
Методика «Цветовая социометрия»Для исследования эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Данный тест был успешно использован при работе с детьми с ОВЗ....
Социометрия класса
Бланк социометрического опроса и социометрия класса до проведения проекта и после проекта....
Социометрия
Методика позволяет изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят....
Социометрия.
Социаметрия-это очень важная вещь в начальной школе. Иногда не достаточно того, что мы видим в классе и на помощь приходят подобные анкеты. На основе авторских методик и личного опыта я составила данн...
Социометрия
Выбери 3 друга, с которыми ты бы отправился на необитаемый остров , отметил бы вместе Новый год или свой День рождения!...
Результаты социометрии
Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе(февраль 2017) В анкетировании прини...
социометрия
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений...