социометрия
статья (3, 4 класс) на тему

Балсанова Эржэна Балдановна

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsiometriya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детском коллективе и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый ребенок должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего  класса  к  себе  на  день  рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Ход опроса

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

С = М / (n – 1),

где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7 : 9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Матрица социометрических положительных выборов

п/п

Фамилия,

имя

Критерии

выбора

Кого выбирают

 1     2     3     4     5      6     7     8     9     10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Александров П.

Иванов А.

Беглиев А.

Ильченко И.

Кислова М.

Китаева А.

Малахова С.

Новикова Е.

Павлова Е.

Покровская Д.

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

        1     2                    3

        2     1     3

        1     2                    3

        1     2                    3

        2            3                                  1

        2            3                                  1

        2     1                                                3

        1     2                   3

                                            1     3     2

                                            1     2     3

        3                                  2            1

                                            2     3     1

                             1     2                    3

                             1     3                    2

                             1     3      2

                             2     1      3

                             2     1      3

                                    2      1     3

                                    1      2     3

Получено выборов

Получено взаимных выборов

 0     7     6     5     6     12    10   5     8      1

 0     5     4     4     6      6      6    3     6      0


Классификация испытуемых
по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

«Предпочитаемые»

«Принимаемые»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

«Непринимаемые»

«Отвергнутые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Для нашего примера К= 60 : 10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» – Китаева А.;

«Предпочитаемые» – Малахова С.;

«Принимаемые» – Иванов А., Беглиев А., Ильченко И., Кислова М., Новикова Е.;

«Непринимаемые» – нет;

«Отвергнутые» – Александров П., Покровская Д.

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

В нашем случае KB = (40 : 60) × 100 % = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тест: «Цветовая социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»Для исследования эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Данный тест был успешно использован при работе с детьми с ОВЗ....

Социометрия класса

Бланк социометрического опроса и социометрия класса до проведения проекта и после проекта....

Социометрия

Методика позволяет изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят....

Социометрия.

Социаметрия-это очень важная вещь в начальной школе. Иногда не достаточно того, что мы видим в классе и на помощь приходят подобные анкеты. На основе авторских методик и личного опыта я составила данн...

Социометрия

Выбери 3 друга, с которыми ты бы отправился на необитаемый остров , отметил бы вместе Новый год или свой День рождения!...

Результаты социометрии

Аналитическая записка по результатам исследования отношения учащихся 4 «Б» класса к школе и учителям и рекомендации к изменениям в учебном процессе(февраль 2017) В анкетировании прини...

Социометрия

Бланк теста...