Статья на тему: Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей
статья (1 класс)

Печорина Маргарита Николаевна

Статья на тему:

 

Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Подготовила: Печорина М.Н.

 

 

Санкт-Петербург

2022

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

1. Понятие адаптации и факторы, её определяющие. 6

2. Характеристика адаптационного периода у детей, поступающих в ДОУ.. 10

3. Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации детей к условиям ДОУ   18

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 25

 

Введение

Работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [47, C. 11].

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Нам представляется, что следует наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Как справедливо отмечает Т.Н. Доронова, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Опыт работы показывает: позиция родителей становится более гибкой. Они начинают ощущать себя более компетентными в воспитании детей. Родители, взаимодействующие с педагогами в процессе адаптации детей к условиям ДОУ, начинают проявлять искренний интерес к жизни группы, в которой обучается их ребенок, начинают выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка [20, C. 34]. Таким образом, проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей представляется нам актуальной и требующей научной разработки.

Над   изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, В.П. Дуброва, А.Н. Леонтьев, Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева, А.В. Меренков, Р.Ш. Хабибуллина и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Цель исследования – изучение взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи исследования:

  • Охарактеризовать  проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Уточнить сущность понятия «адаптация» и факторы, её определяющие.
  • Выяснить показатели успешной адаптации детей к дошкольному  учреждению.
  • Проанализировать формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Словарь основных понятий

 

1. Адаптация – приспособление; тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

2. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

3. Адаптивность – совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.

4. Врожденные основы адаптивности – инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма.

5. Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

 

1. Понятие адаптации и факторы, её определяющие

 

В настоящее время термин «адаптация» довольно широко используется во многих областях знания. Этимологически понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptatio» – приспособление. Каждая из научных дисциплин занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.

В психологию понятие «адаптация» пришло из физиологии и в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

А.Н. Леонтьев отмечает, что решающее различие в интерпретации понятия «адаптация» в рамках психологии связано с сугубо психологической трактовкой человеческой деятельности, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма [33; 34, C. 314].

Так, при поступлении в детский сад ребенок проходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двустронний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду.

Насколько многопланово понимание термина «адаптация» в разных научных дисциплинах, настолько многообразно использование данного понятия в рамках психологии. Многогранность и сложность этой категории определила различные концептуальные подходы и направления в ее изучении отечественными и зарубежными психологами.

В.А. Герт подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации [15]. Она рассматривает социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Е.А. Вертягина обращает внимание, что в рамках отечественной психологической науки адаптация понимается одновременно как динамический процесс и результат; как момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение приемами и средствами деятельности [11, C. 56].

В работах большинства зарубежных авторов адаптация определяется как необходимое условие эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой.

С одной стороны, как пишет П.Н. Шихирев, каждая теория личности «как бы специализируется на том или другом из аспектов сущности человека, гипертрофирует, абсолютизирует ту или иную сторону его жизнедеятельности, представляя ее в отрыве от остальных аспектов» [54, C. 14].

С другой стороны, анализ известных теорий личности (например, теории Л. Хьелла, Д. Зиглера)  позволяет выявить основные структурные компоненты личности, которые являются структурными элементами системы адаптации и могут рассматриваться как самостоятельные факторы адаптационного процесса [53, C. 211].

При описании феномена адаптации применимы такие понятия как «адаптивность» и «адаптированность». Подчеркнем, что термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды. Если адаптация – процесс включения личности в деятельность, процесс интернализации личностью общественных отношений, реализующихся в этой деятельности, то адаптированность – мера включенности личности в новую или изменяющуюся социальную среду, уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Термин «адаптивность» можно определить как совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.

Врожденные основы адаптивности – инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма.

Адаптивность, как уточняет Л.Д. Столяренко, может быть понята и исследована только с позиции последовательно проводимого принципа активности личности в адаптационном взаимодействии [46, C. 78].

Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А.С. Русакова, принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям [42, C. 69].

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Как указывает Т. Гризик, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются [16, C. 57]: глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

 

Заключение

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода в первую очередь со стороны родителей. Правильно настроить ребенка, подготовить его эмоционально к посещению первого социального института в его жизни – вот основная задача родителей.

Также родители должны поддерживать ребенка и интересоваться его жизнью в группе дошкольного учреждения на протяжении всего периода. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, требованиям и нормам, а также с овладением новыми социальными ролями и отношениями со взрослыми и сверстниками. Адаптационные процессы являются важным компонентом онтогенетического развития.

При этом психологическая адаптация ребенка к дошкольному учреждению представляет собой процесс вхождения и активного приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно дошкольник воспринимает себя и свои взаимоотношения с другими людьми.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив, а именно воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение. А так же умение взаимодействовать с семьей в решении  вопроса по выполнению режимных процессов дома.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь заключается в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Это значит, что необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать ребеноку освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями.

Психологическое состояние ребёнка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет ребеноку справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем если бы он находился в состоянии стресса.

Ребёнок, желая того или нет, идёт в детский сад, и это может являться показателем успешной или неуспешной адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка.

Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот, прежде всего, основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

 

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практ. пособие / авт.-сост. Л.В. Белкина. - Воронеж : Учитель, 2006 [т.е. 2005]. - 235 с.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] : [учебник для отд-ний мед. сестер дет. учреждений мед. училищ] / Н.М. Аксарина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Медицина, 1977. - 303 с.

4. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.

6. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.: Просвещение, 1994. - 235с.

7. Барышникова Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.

9. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10. - С. 45-46.

10. Вахнина Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.

11. Вертягина Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Ад 28 Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.

12. Волкова А.С., Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 149-151.

13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

14. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 28-38.

15. Герт В.А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В.А. Герт, С.В. Королева // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2010. – Т. 53, № 9. – С. 159-163.

16. Гризик Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- № 9. – С. 57-61.

17. Гулиян Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 3 (15). - С. 182-188.

18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 1995. - С. 169-191.

19. Добрейцер В.И. К вопросу о гигиенических условиях общения детей разных групп в дошкольном учреждении // Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / Под ред. В.Т. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1965. - С. 38-51.

20. Доронова Т.Н. Адаптация ребенка к ДОУ : новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч : образование, ребенок, ученик - 2006. - № 5. - С. 32-34.

21. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждения и семья – единое пространства детского развиития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 240 с.

22. Дуброва В.П. Теоретико–методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2009. – 234 с.

23. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями; пособие для педагогов и родителей. – М: Мозайка – Синтез, 2007.-167 с.

24. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 186 с.

25. Жукова Н.П. Возрастные особенности адаптации детей к условиям жизни в детском учреждении // Вопр. охраны материнства. 1969. - № 4. - С. 52-56.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Адаптация детей к условиям ДОУ. Взаимодействие педагогов и родителей

                                                             Подготовила: Печорина М.Н.

Санкт-Петербург

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

1. Понятие адаптации и факторы, её определяющие        6

2. Характеристика адаптационного периода у детей, поступающих в ДОУ        10

3. Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации детей к условиям ДОУ        18

Заключение        23

Список использованной литературы        25

Введение

Работа с родителями является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [47, C. 11].

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Нам представляется, что следует наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Как справедливо отмечает Т.Н. Доронова, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Опыт работы показывает: позиция родителей становится более гибкой. Они начинают ощущать себя более компетентными в воспитании детей. Родители, взаимодействующие с педагогами в процессе адаптации детей к условиям ДОУ, начинают проявлять искренний интерес к жизни группы, в которой обучается их ребенок, начинают выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживают своего ребенка [20, C. 34]. Таким образом, проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей представляется нам актуальной и требующей научной разработки.

Над   изучением проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ работали Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, В.П. Дуброва, А.Н. Леонтьев, Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева, А.В. Меренков, Р.Ш. Хабибуллина и другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они рассматривают необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Цель исследования – изучение взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи исследования:

  • Охарактеризовать  проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
  • Уточнить сущность понятия «адаптация» и факторы, её определяющие.
  • Выяснить показатели успешной адаптации детей к дошкольному  учреждению.
  • Проанализировать формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.

Словарь основных понятий

  1. Адаптация – приспособление; тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.
  2. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
  3. Адаптивность – совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.
  4. Врожденные основы адаптивности – инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма.
  5. Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. 

1. Понятие адаптации и факторы, её определяющие

В настоящее время термин «адаптация» довольно широко используется во многих областях знания. Этимологически понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptatio» – приспособление. Каждая из научных дисциплин занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат.

В психологию понятие «адаптация» пришло из физиологии и в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

А.Н. Леонтьев отмечает, что решающее различие в интерпретации понятия «адаптация» в рамках психологии связано с сугубо психологической трактовкой человеческой деятельности, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма [33; 34, C. 314].

Так, при поступлении в детский сад ребенок проходит процесс адаптации к условиям ДОУ. Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двустронний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду.

Насколько многопланово понимание термина «адаптация» в разных научных дисциплинах, настолько многообразно использование данного понятия в рамках психологии. Многогранность и сложность этой категории определила различные концептуальные подходы и направления в ее изучении отечественными и зарубежными психологами.

В.А. Герт подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации [15]. Она рассматривает социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.

Е.А. Вертягина обращает внимание, что в рамках отечественной психологической науки адаптация понимается одновременно как динамический процесс и результат; как момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение приемами и средствами деятельности [11, C. 56].

В работах большинства зарубежных авторов адаптация определяется как необходимое условие эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой.

С одной стороны, как пишет П.Н. Шихирев, каждая теория личности «как бы специализируется на том или другом из аспектов сущности человека, гипертрофирует, абсолютизирует ту или иную сторону его жизнедеятельности, представляя ее в отрыве от остальных аспектов» [54, C. 14].

С другой стороны, анализ известных теорий личности (например, теории Л. Хьелла, Д. Зиглера)  позволяет выявить основные структурные компоненты личности, которые являются структурными элементами системы адаптации и могут рассматриваться как самостоятельные факторы адаптационного процесса [53, C. 211].

При описании феномена адаптации применимы такие понятия как «адаптивность» и «адаптированность». Подчеркнем, что термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды. Если адаптация – процесс включения личности в деятельность, процесс интернализации личностью общественных отношений, реализующихся в этой деятельности, то адаптированность – мера включенности личности в новую или изменяющуюся социальную среду, уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Термин «адаптивность» можно определить как совокупность адаптивных качеств, фактор, характеризующий потенциальные возможности личности как субъекта адаптационного взаимодействия со средой.

Врожденные основы адаптивности – инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма.

Адаптивность, как уточняет Л.Д. Столяренко, может быть понята и исследована только с позиции последовательно проводимого принципа активности личности в адаптационном взаимодействии [46, C. 78].

Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А.С. Русакова, принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям [42, C. 69].

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Как указывает Т. Гризик, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются [16, C. 57]: глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

Заключение

Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода в первую очередь со стороны родителей. Правильно настроить ребенка, подготовить его эмоционально к посещению первого социального института в его жизни – вот основная задача родителей.

Также родители должны поддерживать ребенка и интересоваться его жизнью в группе дошкольного учреждения на протяжении всего периода. Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, требованиям и нормам, а также с овладением новыми социальными ролями и отношениями со взрослыми и сверстниками. Адаптационные процессы являются важным компонентом онтогенетического развития.

При этом психологическая адаптация ребенка к дошкольному учреждению представляет собой процесс вхождения и активного приспособления ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно дошкольник воспринимает себя и свои взаимоотношения с другими людьми.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив, а именно воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение. А так же умение взаимодействовать с семьей в решении  вопроса по выполнению режимных процессов дома.

Таким образом, сложность адаптации в первую очередь заключается в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Это значит, что необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать ребеноку освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями.

Психологическое состояние ребёнка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет ребеноку справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем если бы он находился в состоянии стресса.

Ребёнок, желая того или нет, идёт в детский сад, и это может являться показателем успешной или неуспешной адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка.

Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот, прежде всего, основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. - С. 97-105.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практ. пособие / авт.-сост. Л.В. Белкина. - Воронеж : Учитель, 2006 [т.е. 2005]. - 235 с.
  3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] : [учебник для отд-ний мед. сестер дет. учреждений мед. училищ] / Н.М. Аксарина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Медицина, 1977. - 303 с.
  4. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 2. – С. 58-60.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые перспективы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4–8.
  6. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М.: Просвещение, 1994. - 235с.
  7. Барышникова Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – C. 1-5.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
  9. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10. - С. 45-46.
  10. Вахнина Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 13-18.
  11. Вертягина Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. – Ад 28 Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с.
  12. Волкова А.С., Болкунова В.В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 149-151.
  13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
  14. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 28-38.
  15. Герт В.А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В.А. Герт, С.В. Королева // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2010. – Т. 53, № 9. – С. 159-163.
  16. Гризик Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- № 9. – С. 57-61.
  17. Гулиян Н.М. Ребенок и социум: психолого-педагогические условия формирования успешной социальной адаптации в образовательном учреждении // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 3 (15). - С. 182-188.
  18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 1995. - С. 169-191.
  19. Добрейцер В.И. К вопросу о гигиенических условиях общения детей разных групп в дошкольном учреждении // Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении / Под ред. В.Т. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1965. - С. 38-51.
  20. Доронова Т.Н. Адаптация ребенка к ДОУ : новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч : образование, ребенок, ученик - 2006. - № 5. - С. 32-34.
  21. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждения и семья – единое пространства детского развиития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 240 с.
  22. Дуброва В.П. Теоретико–методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2009. – 234 с.
  23. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями; пособие для педагогов и родителей. – М: Мозайка – Синтез, 2007.-167 с.
  24. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 186 с.
  25. Жукова Н.П. Возрастные особенности адаптации детей к условиям жизни в детском учреждении // Вопр. охраны материнства. 1969. - № 4. - С. 52-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Статья на тему Адаптация детей в 1 классе

Статья на тему Адаптация детей в 1 классе...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...

Статья " Взаимодействие педагога с родителями."

В статье раскрываются приемы и виды работы с родителями....

Выступление на педсовете. «Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"»

В данном материале рассмотрены проблемы, возникающие при общении с родителями детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения....