Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа

Сальникова Елена Петровна

Программа содержит тематическое планирование на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_programma_na_konkurs_umniki_i_umnitsy_avtorskaya.docx279.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

по  направлению  естественнонаучного цикла

«Умники и умницы»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:

 Сальникова Елена Петровна, педагог

дополнительного образования

                                                                                                                   

                                   

1.Пояснительная записка

        

        Причины введения курса:

Введение курса «Умники и умницы» обусловлено тем, что одной из причин, препятствующих достижению значительных успехов учащимися по математике, является слабо развитые психические процессы (память, внимание, мышление…). Данный курс создает условия для развития у детей познавательных способностей, формирует у ребенка стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах  и помогает детям освоить программу 1-4 классов общеобразовательной школы.  

         Программа «Умники и умницы» ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, на развитие памяти, внимания, воображения, логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений развивает умственную активность детей и   самостоятельность мысли.

 Актуальность разработки программы:

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения, большое значение приобрела проблема создания таких условий для каждого ребенка, при которых он достиг бы высокого уровня математической подготовки. В соответствии с Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  дополнительному образованию отводится значимая роль в формировании и развитии творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании, в выявлении и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации. 

Значимость Программы «Умники и умницы» состоит в том, что она соответствует специфике внеурочной деятельности и создает условия для развития у детей познавательных способностей, формирует  стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах  и помогает детям освоить программу начальных классов по математике общеобразовательной школы.

Нормативные документы, в соответствии  с которыми бала разработана образовательная программа:

        При разработке и реализации образовательной программы, я опираюсь на      

-    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  

-    Конвенцию ООН о правах ребенка,

-  Федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепцию развития дополнительного образования детей, утверждённую распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р,  

-    Программу развития учреждения,

-   Устав образовательного учреждения.

 

Цель программы:

Способствовать формированию и развитию логического мышления через образовательную область "математика".

Задачи программы:

  • учить обобщать математический материал;
  • учить логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
  • учить приемам поисковой и исследовательской деятельности;
  • развивать гибкость мышления;
  • развивать различные виды памяти, внимания, мышления, воображения;
  • воспитывать целеустремленность в достижении результата;
  • совершенствование способностей к совместной деятельности со сверстниками, педагогами. 

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

В результате обучения,  по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

        Отличительные особенности программы и используемые в ней ключевые понятия:

В дополнительном образовании имеют возможность заниматься все желающие. Здесь открыт путь для детского творчества.

        Программа объединения дополнительного образования естественнонаучного цикла «Умники и умницы» разработана на основе общеобразовательных предметов с учетом действующей программы по математике, и принципов здоровьесберегающей педагогики. Мною переработаны авторские материалы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)

Программа строится на принципах личностно-ориентированного образования.

Новизна  данной образовательной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень»,  «Продвинутый уровень». Каждый уровень предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.

6. Для повышения мотивации обучающихся разработана система стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, получает отличительные значки за освоение каждой ступени.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

      Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

      Ценность  науки – ценность знания, стремления к  истине, научная картина мира.

Достижение ценностных ориентиров определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Роль и место дисциплины:

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика, информатика. В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.

        Адресат:

Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:

  1. учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
  2. учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
  3. учащихся, смотивированных на обучение.

  Методическое сопровождение:

При реализации данной программы наиболее эффективной является технология деятельностного метода – проблемно-диалогическое обучение. Первая часть «проблемно-» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Иначе говоря, педагог посредством диалога помогает сформулировать тему или вопрос для исследования, а затем в диалоге же организует открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понять то, что ты открыл сам.

Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания программы способствует повышению эффективности  усвоения материала. Использование компьютера позволяет обучающимся пользоваться  информационно-справочный материал, составлять диаграммы, графики, схемы, таблицы, пользоваться услугами глобальной сети Интернет

При организации учебного процесса используется здоровьесберегающая технология, поскольку сохранение и укрепление здоровья воспитанников является важной задачей.  С целью  снятия напряжения и профилактики нарушений  зрения, на занятии проводятся упражнения офтольматренинга, используются упражнения для сохранения осанки и игры малой подвижности для снятия напряжения.

Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.

При реализации программы используются следующие методы работы:

  • Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
  • Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
  • Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание рефератов,  разработка презентаций, проектов;
  • Метод проблемного изложения, исследовательский;
  • Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

  С целью заинтересованности детей, применяются методы стимулирования, использующиеся в процессе и по результатам деятельности.

          Основные формы учета знаний и умений:

  1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
  2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
  3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
  4. участие в интеллектуальных играх («Умники и умницы», КВН; «Кенгуру», Брейн-ринги; Математические турниры и т.д.)

Объем и сроки изучения:

Программа рассчитана на 4 года обучения (288 часов).

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.2.2821-10 ".

Количество часов по годам обучения:

1 год обучения – 72 часа в год (2 раза в неделю по 35 минут);

2 год обучения -72 часа в год (2 раза в неделю по 45 минут);

3 год обучения - 72 часа в год (2 раза в неделю по 45 минут);

4 год обучения - 72 часа в год (2 раза в неделю по 45 минут)

2. Учебно-тематический план.

Раздел программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее количество часов

1.

Тренировка психических процессов

12

12

12

12

48

2.

Задачи геометрического характера

20

19

12

12

63

3.

Нестандартные задачи алгебраического характера

8

8

19

18

53

4.

Нестандартные задачи логического характера

21

21

20

20

82

5.

Игры и праздники

11

12

9

10

42

Всего

72

72

72

72

288

 

1 год обучения

п/п

Название раздела

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Тренировка психических процессов

Вводное занятие

Тестирование

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

1

1

4

3

3

      1

1

4

3

3

Тест

Контрольное задание

2.

Задачи геометрического характера

Задания геометрического  характера.

Построение фигур с помощью трафарета.

Составление и моделирование предметов.

Построение фигур из счетных палочек.

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

4

4

4

4

4

1

3

4

4

4

4

Практическая работа

3.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Занимательный квадрат.

Ребусы .

Арифметические лабиринты.

Математические фокусы.

2

2

2

2

1

1

1

2

2

1

Практическая работа

4.

Нестандартные задачи логического характера

Логические задачи

Провоцирующие задачи.

10

11

3

3

7

8

Практическая работа

5.

Игры и праздники

Игра  А.З. Зака «Ход конем»

Праздники


Тестирование

5

5

1

      1

5

5

Творческая работа

Тест

Всего часов

72

11

62

2 год обучения.

п/п

Название раздела

Название темы

Количество часов

  Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Тренировка психических процессов

Вводное занятие

Тестирование

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

1

2

4

2

3

      1

   

        2

4

2

3

Тест

Контрольное задание

2.

Задачи геометрического характера

Уникурсальные кривые.

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

4

7

8

1

3

7

8

Практическая работа

3.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Магические фигуры

Ребусы

Арифметические лабиринты

Математические фокусы

2

2

2

    2

1

1

2

2

2

Практическая работа

4.

Нестандартные задачи логического характера

Логические задачи

Задачи с альтернативным условием

Комбинаторные задачи

10

7

   

    4

1

1

10

6

3

Практическая работа

5.

Игры и праздники

Игры  А.З. Зака «Просветы», «Муха»

Праздники
Итоговое занятие

5

    6

1

1

5

6

Творческая работа

Тест

Всего часов

72

6

66

3 год обучения

п/п

Название раздела

Название темы

Количество часов

  Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Тренировка психических процессов

Вводное занятие

Тестирование

Развитие концентрации внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

1

2

3

    3

3

1

2

3

3

3

Тестирование

Контрольное задание

2.

Задачи геометрического характера

Составление и моделирование предметов

Построение геометрических фигур из конструктора «Вьетнамская игра»

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм»

2

4

6

2

4

6

Практическая работа

3.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Ребусы

Величины. Старинные единицы измерения величин

Математические фокусы

6

10

3

1

1

5

9

3

Практическая работа

4.

Нестандартные задачи логического характера

Логические задачи

Задачи с опорой на жизненные ситуации

10

10

1

9

10

Практическая работа

5.

Игры и праздники

Игра А.З. Зака   «Ход конем»

Праздники
Итоговое занятие

2

6

1

1

2

6

Творческая работа

Всего часов

72

5

67

4 год обучения

п/п

Название раздела

Название темы

Количество часов

  Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Тренировка психических процессов

Вводное занятие

Тестирование

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти

Тренировка зрительной памяти

Развитие быстроты реакции и мышления

1

2

2

2

2

3

1

2

2

2

2

3

Тест

Контрольное задание

2.

Задачи геометрического характера

Из истории геометрии

Уникурсальные линии

Составление и моделирование предметов

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм»

1

3

4

4

1

1

2

4

4

Практическая работа

3.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Из истории арифметики

Ребусы

Арифметические лабиринты

Цифровая головоломка «Судоку»

Кросснамберы

1

6

4

4

3

1

1

1

1

5

4

3

2

Практическая работа

4.

Нестандартные задачи логического характера

Логические задачи

Провоцирующие задачи

14

6

1

1

13

5

Практическая работа

5.

Игры и праздники

Игра А.З. Зака «Почтальон»
Праздники

Итоговое занятие

3

6

1

1

4

6

Творческая работа

Тест

Всего часов

72

10

62

  1. Содержание рабочей программы

Содержание программы дополнительного образования "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов, каждый из которых будет иметь 3 уровня сложности: 1 – «Стартовый уровень», 2 – «Базовый уровень», 3 – «Продвинутый уровень». Каждому уровню соответствует задания определенного вида сложности, что позволяет осуществить дифференцированный подход в организации занятий с детьми.

Тренировка психических процессов.

Теория:

Понятия: внимание, память, воображение, мышление. Виды памяти, мышления, внимания.

Практика:

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Используемые задания не только  способствуют развитию столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы  и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все  задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию, от года к году.

Упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление организуются в подготовительной части каждого занятия. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам".

На каждом занятии этого блока предусматривается выполнение практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения.

Класс

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1-4

Индивидуальный подход к тренировке психических процессов:

- развитие концентрации внимания;

- тренировку внимания;

- тренировку слуховой памяти;

- тренировку зрительной памяти;

- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);

- совершенствование воображения.

- развитие концентрации внимания;

- тренировку внимания;

- тренировку слуховой памяти;

- тренировку зрительной памяти;

- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);

- совершенствование воображения.

Организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящем естественный ускоренный процесс развертывания психических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся.

Задачи геометрического характера

Теория:

Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, трапеция. Штриховка. Трафарет. Моделирование.

Практика:

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество.

Класс

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1 год

- построение фигур с помощью трафарета;

- штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Танграм".

- построение фигур с помощью трафарета;

- составление и моделирование предметов;

- штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Танграм".

- построение фигур с помощью трафарета;

- составление и моделирование предметов;

- разноуровневая штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- освоение приемов черчения и составления «Танграма»;  

2 год

- составление и моделирование несложных предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..

- уникурсальные кривые;

- составление и моделирование предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..

- уникурсальные кривые;

- составление и моделирование предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- черчение и построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..

3 год

- составление и моделирование предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм";

- составление и моделирование предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- уникурсальные кривые;

- построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм";

- разрезание фигур.

- составление и моделирование предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

- уникурсальные кривые;

- построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм";

- разрезание фигур

- оформление тематического панно.

4 год

- составление и моделирование;

- построение фигур из счетных палочек;

- уникурсальные кривые;

- построение фигур из конструктора Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".

- составление и моделирование многогранников;

- построение фигур из счетных палочек;

- уникурсальные кривые;

- построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо". Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".

- составление и моделирование многогранников;

- уникурсальные кривые;

- построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо". Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".

- работа над проектом « В мире пирамид», конкурс пирамид.

Нестандартные задачи логического характера

Теория:

Понятия: логика, ребус, шифр, магический квадрат, лабиринт.

Практика:

Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество, художественное творчество.

Класс

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1 год

- занимательный квадрат;

- ребусы;

- занимательные рамки;

- числовые головоломки ;

- математические фокусы.

- занимательный квадрат;

- ребусы;

- занимательные рамки;

- числовые головоломки ;

- арифметические лабиринты ;

- математические фокусы.

- занимательный квадрат, составление занимательных квадратов;

- ребусы;

- занимательные рамки;

- составление числовых головоломок ;

- арифметические лабиринты ;

- математические фокусы.

2 год

- арифметические лабиринты;

- арифметический шифр;

- математический фокус;

- математические ребусы;

- арифметический шифр;

- математический фокус;

- арифметические лабиринты с воротами;

- математические ребусы;

- магические квадраты

- арифметический шифр;

- математический фокус;

- арифметические лабиринты с воротами;

- математические ребусы;

- магические квадраты 3*3

- составление математических ребусов и магических квадратов

3 год

- задачи на переливание;

- задачи на взвешивание;

- математический фокус ;

- математические ребусы;

- арифметические лабиринты с воротами;

- магические квадраты

- задачи на переливание;

- задачи на взвешивание;

- математический фокус ;

- математические ребусы;

- арифметические лабиринты с воротами;

- магические квадраты.

- задачи на переливание;

- задачи на взвешивание;

- математический фокус ;

- математические ребусы;

- магические квадраты.

- составление арифметических лабиринтов;

-  работа над проектом « Считай, смекай, отгадывай».

4 год

- задачи на переливание и на взвешивание;

- математический фокус ;

- математические ребусы;

- арифметические лабиринты с воротами;

- магические фигуры;

- задачи на переливание и на взвешивание;

- математический фокус ;

- математические ребусы;

- арифметические лабиринты с воротами;

- магические фигуры;

- цифровая головоломка "судоку" ;

- кросснамберы.

- задачи на переливание и на взвешивание;

- математический фокус ;

- математические ребусы;

- арифметические лабиринты с воротами;

- магические фигуры;

- составление и разгадывание «судоку

- кросснамберы.

- составление заданий к игре «Умники и умницы»

Нестандартные задачи алгебраического характера

Теория:        

Понятия: логическая задача, провоцирующая задача, комбинаторная задача, анаграмма.

Практика:

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество.

Класс

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1 год

- простейшие логические задачи;

- логические задачи;

- провоцирующие задачи.

- логические задачи;

- провоцирующие задачи.

2 год

- анаграмма;

- провоцирующие задачи;

- анаграмма;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

- анаграмма;

- составление анаграмм;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

3 год

- логические задачи с опорой на жизненные ситуации;

- анаграмма;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

 

- логические задачи на причинно-следственные цепочки;

- задачи с опорой на жизненные ситуации;

- анаграмма;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

 

- логические задачи на причинно-следственные цепочки;

-  составление анаграмм;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

- составление и решение задач с опорой на жизненный опыт детей

4 год

- провоцирующие задачи;

- логические задачи на причинно-следственные цепочки с опорой на жизненные ситуации;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

- провоцирующие задачи;

- логические задачи на причинно-следственные цепочки;

- задачи с опорой на жизненные ситуации;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

- провоцирующие задачи;

- логические задачи на причинно-следственные цепочки;

- задачи с опорой на жизненные ситуации;

- комбинаторные задачи;

- задачи с альтернативным условием.

- работа над проектом «Математика вокруг нас»

Игры и праздники

Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполняются практические работы: КТД.

Дифференциация заданий по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной и продуктивной.

Работа организуется различными способами:

1.  вариант. Ученикам, осваивающим «Стартовый уровень» содержания программы, предлагаются репродуктивные задания. Детям, осваивающим «Базовый уровень» и «Продвинутый уровень» – творческие задания.

2.  вариант. Продуктивные задания предлагаются всем ученикам. Но при этом детям, осваивающим «Стартовый уровень» даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Класс

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1 год

- игры, способствующие развитию способности действовать в уме

("Муха")

- праздник «Умники и умницы»

- игра-праздник «Самый умный»

2 год

- игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

- праздник «Умники и умницы»

- игра-праздник «Самый умный»

3 год

- игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха", "Просветы", "Ход конём")

- праздник «Умники и умницы»

- игра-праздник «Что? Где? Когда?»

- игра «Самый умный»

4 год

- игры, способствующие развитию способности действовать в уме ("Муха", "Просветы", "Ход конём", "Почтальон").

-  праздник «Умники и умницы»

-  праздник-игра «Поле чудес»

-  игра «Что? Где? Когда?

  1. Требования к знаниям, умениям и навыкам по итогам освоения программы:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии. 

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

-составлять, моделировать и штриховать предметы;

-находить закономерность;

-классифицировать предметы, слова;

-определять истинность высказываний;

-делать выводы, простейшие умозаключения.

  К концу первого года обучения дети должны выйти на первый  уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни ( школьники приобретают знания о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска дополнительной информации)

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

-делать выводы, простейшие умозаключения;

-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;

-решать нестандартные задачи по математике.

По результатам второго и третьего года обучения учащиеся выходят на второй уровень воспитательных результатов, а именно: приобретают опыт  позитивного отношения   к базовым ценностям нашего общества.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:

-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;

-решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;

-находить несколько способов решения задач.

К концу четвертого года обучения учащиеся выходят на третий уровень воспитательных результатов, а именно: приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия, т.е. опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.

  1. Формы контроля.

Для отслеживания результатов  предусматриваются  следующие формы контроля:

Стартовый,  позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О.А., Криволаповой Н.А. Материалы для тестирования находятся в рабочих тетрадях «Информатика, логика, математика» для 1-4 классов автора О.А.Холодовой. (Результаты фиксируются в зачетном листе учителя, см. Приложение 2)

 Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах:

- тестирование (по методикам О.А.Холодовой, см. Приложение 2). Материалы для тестирования находятся в рабочих тетрадях «Информатика, логика, математика» для 1-4 классов автора О.А.Холодовой;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания в игре «Умники и умницы». (См. Приложение 5)

В конце каждого учебного года проводится игра «Умники и умницы». Цель игры – оценить достижения детей. Задания игры дифференцированные:

  • задания «красной дорожки» рассчитаны на детей, занимающихся по содержанию программы «Продвинутого уровня»,
  • задания «желтой дорожки» -  «Базового уровня» и «Продвинутого уровня»
  • задания «зеленой дорожки» - «Стартового уровня», «Продвинутого уровня» и «Базового уровня».

Дети выбирают дорожку самостоятельно, следовательно, и уровень сложности заданий.  Испытания считаются успешными, если:

 - участник, сделавший выбор «красной дорожки» выполнил все задания без ошибок,

- участник, сделавший выбор «желтой дорожки» выполнил задания,  допустив ошибку в одном из них,

- участник, сделавший выбор «зеленой дорожки» выполнил задания, допустив две ошибки.

По результатам игры вручаются значки соответствующего цвета с надписью «Умники и умницы».

  1. Условия реализации  программы.

Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.

Имеется уголок Техники безопасности. Кабинет оборудован необходимой мебелью: столы и стулья  соответствуют возрасту обучающихся. Имеется стол для педагога, шкаф для хранения творческой лаборатории,  методической литературы, , наглядного материала. В кабинете имеется ТСО: магнитофон, компьютер, проектор. Для проведения компьютерного тестирования используется компьютерный класс, для проведения воспитательных мероприятий используются актовый и спортивный залы.

  1. Литература, использованная при подготовке программы:

  1. Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  2. Вахновецкий, Б. А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А.Вахновецкий. – М.: Новый учебник, 2004. - 64 с.

  1. Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/ Н.К.Винокурова. - M.: OOO «Центральное издательство», 2005. – 130 с.
  2. Винокурова, Н. К. "Развитие познавательных способностей"/ Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 1999.
  3. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н.Волкова. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2008. – 240 с.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.  
  5. Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.
  6. Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. -  №6. - С. 30.
  7. Зак,  А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html 
  10. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе /  Г.Г. Левитас. - М.:  Илекса, 2005.
  11.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  12. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова,  М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  13. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».)
  14. Холодова, О.А.  Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы / О.А.Холодова.- М.: РОСТ книга, 2005.
  15.  Язвенко, О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516109/
  16. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Интернет ресурсы:

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
  2. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
  3. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
  4. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

Интернет ресурсы:

Приложение 1.

Календарный учебный график кружка "Умники и умницы"

во 2 классе

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

05

Фронтальная

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040.  Правила внутреннего распорядка

Кабинет

Контрольное задание

2

07

Комбинированная

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант

Кабинет

Тест

3-4

12,14

Комбинированная

2

Логические задачи

Кабинет

Контрольное задание

5-6

19,21

Комбинированная

2

Комбинаторные задачи

Кабинет

Контрольное задание

7-8

26,28

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

Кабинет

Контрольное задание

9

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

03

Комбинированная

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Кабинет

Контрольное задание

10-11

05,10

Комбинированная

2

Задачи с альтернативным условием

Кабинет

Практическая работа

12-13

12, 17

Комбинированная

2

Логические задачи

Кабинет

Практическая работа

14-15

19, 24

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

Кабинет

Контрольное задание

16

26

Групповая

1

Подготовка к Осеннему празднику

Кабинет

Творческая работа

17

31

КТД

1

Осенний праздник

Школьный зал

Творческая работа

18

Н

О

Я

Б

Р

Ь

02

Интеллектуальная игра

1

Игра «Самый умный»

Кабинет

По результату игры

19

07

Интеллектуальная игра

1

Игра «Муха»

Кабинет информ.

По результат

20

09

Комбинированная

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Кабинет

Контрольное задание

21-22

14, 16

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

Кабинет

Контрольное задание

23

21

Комбинированная

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Кабинет

Контрольное задание

24

23

Комбинированная

1

Задачи с альтернативным условием

Кабинет

Контрольное задание

25-26

28, 30

Комбинированная

2

Магические фигуры

Кабинет

Контрольное задание

27-28

Д

Е

К

А

Б

Р

     Ь

05, 07

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

Кабинет

Практическая работа

29-30

12, 14

Комбинированная

2

Логические задачи

Кабинет

Контрольное задание

31-32

19,21

Комбинированная

2

Ребусы

Кабинет

Контрольное задание

33

26

КТД

1

Новогодний праздник

Школьный зал

Творческая работа

34

28

Развлекательная игра

1

Новогодние игры возле ёлки

Школьный зал

Творческая работа

35

Я

Н

В

А

Р

     Ь

04

КТД

1

Коляда

Школьный зал

Творческая работа

36

09

Групповая

1

Рождественские посиделки

Школьный зал

Творческая работа

37

11

Комбинированная

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

Кабинет

Контрольное задание

38-39

16, 18

Комбинированная

2

Задачи с альтернативным условием

Кабинет

Контрольное задание

40-41

23, 25

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

Кабинет

Контрольное задание

42

30

Комбинированная

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Кабинет

Контрольное задание

43

    Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

01

Комбинированная

1

Логические задачи

Кабинет

Контрольное задание

44-45

06, 08

Комбинированная

2

Арифметические лабиринты

Кабинет

Практическая работа

46

13

Интеллектуальная игра

1

Игра «Танграм»

Кабинет

Творческое задание

47

15

Интеллектуальная игра

1

Игра «Просветы»

Школьный зал

Творческое задание

48-49

20, 22

Комбинированная

2

Комбинаторные задачи

Кабинет

Контрольное задание

50-51

27, 29

Комбинированная

2

Игра  А.З. Зака «Просветы»

Кабинет

Контрольное задание

52

 

 

   

    М

А

Р

Т

05

Фронтальная

1

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

Кабинет

Контрольное задание

53

07

Комбинированная

1

Игра  А.З. Зака «Просветы»

Кабинет

Контрольное задание

54

12

Комбинированная

1

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Кабинет

Контрольное задание

55

14

Комбинированная

1

Задачи с альтернативным условием

Кабинет

Контрольное задание

56

19

Комбинированная

1

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

Кабинет

Практическая работа

57

21

Интеллектуальная игра

1

Игра «Муха»

Кабинет

По результату игры

58

26

Интеллектуальная игра

1

Игра «Танграм»

Кабинет

Творческое задание

59

28

Комбинированная

1

Логические задачи

Кабинет

Контрольное задание

60

     А

П

Р

Е

Л

Ь

02

Комбинированная

1

Развитие концентрации внимания

Кабинет

Контрольное задание

61-62

04, 09

Комбинированная

2

Уникурсальные кривые.

Кабинет

Контрольное задание

63-64

11, 16

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм».

Кабинет

Контрольное задание

65-66

18, 23

Комбинированная

2

Математические фокусы

Кабинет

Контрольное задание

67-68

25, 30

Комбинированная

2

Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра»

Кабинет

Контрольное задание

69

М

А

Й

07

Комбинированная

1

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Кабинет

Контрольное задание

70

14

Комбинированная

1

Задачи с альтернативным условием

Кабинет

Контрольное задание

71

16

Фронтальная

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года

Кабинет

Тест

72

21

КТД

1

Игра-праздник «Умники и умницы»

Школьный зал

По итогу игры

Приложение 2

Таблица для выявления уровня развития познавательных процессов 2 класс.

C:\Users\Лена\Desktop\8.jpg

Внимание

Воображение

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№3

№4

№4

№6

№2

№5

Фамилия, имя

Количество зачеркн. Фигурок за 2 минуты

Количество придуманных рисунков

Количество

Есть точка 5

Зрит.

Слух.

Способность к сравнению

(изображения)

Способность к анализу

(закономерность)

правильно

неправильно

рисунков, изображенных

линий

Количество

точно

соответств. цветом

толстых

на карандаше

рисунков

отмеченных картинок

правильно

неправильно

правильно

неправильно

1

Белоусова К.

1

9

2

1

1

0

0

4

4

0

2

1

0

2

Болкова А.

11

0

4

0

0

0

1

3

9

0

1

0

1

3

Гребнева К.

19

0

4

0

0

0

1

5

8

0

1

1

0

4.

Калараш К.

9

0

4

1

0

1

0

4

6

1

3

1

0

5.

Крапивин П.

3

0

4

1

1

0

0

6

8

0

2

1

0

6.

Крапивина Э.

28

0

4

4

1

0

1

5

8

1

0

1

0

7.

Мамаева Д.

43

0

4

4

2

1

1

6

8

1

0

1

0

8.

Маркелова С.

33

0

4

3

2

0

1

6

10

0

2

1

0

9.

Мухамадиев Р.

15

0

4

0

0

0

0

3

4

1

2

1

0

10

Нуртдинов Э.

40

2

4

2

0

0

1

5

8

0

1

1

0

11

Олексенко М.

12

Рузанов Д.

32

0

4

2

0

0

1

5

6

0

1

1

0

13

Салихова К.

15

0

4

0

0

0

1

6

6

0

1

1

0

14

Сальников И.

4

1

4

1

1

0

0

5

8

1

0

1

0

15

Усова Н.

13

3

3

2

1

0

0

3

4

1

0

1

0

Приложение 3.

Таблица уровня развития познавательных способностей 1 года освоения программы (сентябрь)

Приложение 4.

Таблица уровня развития познавательных способностей 1 года освоения программы (май)

 

Внимание

Воображение

Восприятие

Память

Мышление

 

Задание

№1

№3

№4

№4

№6

№2

№5

 

Фамилия, имя

Количество зачеркн. Фигурок за 2 минуты

Количество придуманных рисунков

Количество

Есть точка 5

Зрит.

Слух.

Способность к сравнению

(изображения)

Способность к анализу

(закономерность)

правильно

неправильно

рисунков, изображенных

линий

Количество

точно

соответств. цветом

толстых

на карандаше

рисунков

отмеченных картинок

правильно

неправильно

правильно

неправильно

1

Белоусова К.

17

2

4

2

 

1

0

0

5

4

1

1

2

0

2

Болкова А.

13

0

4

2

 

1

0

1

3

9

1

1

1

1

3

Гребнева К.

20

0

4

3

 

1

0

1

5

8

2

0

1

0

4.

Калараш К.

12

0

4

3

 

2

1

0

4

6

2

2

2

0

5.

Крапивин П.

14

0

4

2

 

1

0

0

6

8

2

1

2

0

6.

Крапивина Э.

28

0

4

4

 

1

0

1

5

8

2

0

1

0

7.

Мамаева Д.

43

0

4

4

 

2

1

1

6

8

3

0

2

0

8.

Маркелова С.

38

0

4

3

 

2

0

1

6

10

2

0

2

0

9.

Мухамадиев Р.

15

0

4

0

 

0

0

0

3

4

1

2

1

0

10

Нуртдинов Э.

40

2

4

4

 

2

0

1

5

8

2

0

1

0

11

Олексенко М.

34

0

4

3

 

 

1

1

5

 8

 3

 0

 2

 0

12

Рузанов Д.

42

0

4

4

 

2

0

1

5

6

2

1

2

0

13

Салихова К.

24

0

4

2

 

0

0

1

6

6

1

0

2

0

14

Сальников И.

27

1

4

3

 

1

0

0

5

8

3

0

2

0

15

Усова Н.

19

0

4

2

 

2

1

1

4

 7

 2

 0

 1

 0

Приложение 5.

Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (1 вариант)

Красная дорожка

Желтая дорожка

Зеленая дорожка

1

Вставь пропущенные знаки: 1  2  3  4  5  = 7

Вставь пропущенные знаки: 1  2  3  4  5  = 5

Вставь пропущенные знаки: 1  2  3  4  = 10

2

Грязнуле Мойдодыр  подарил  30  моющих  средств.  Шампуня   было меньше, чем мыла в 4 раза. На сколько меньше бутылок шампуня, чем пачек мыла   получил в подарок грязнуля?

Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего                                           2 партии. Сколько всего партий было сыграно?

Если  Марина  старше  Веры  на  2  года,  а  Вера  на  3  года  

старше Оли, то кто старше: Марина или Оля?

3

Для полива 8 яблонь и 4 слив мальчики принесли 140 ведер                                  воды. Сколько ведер воды вылили под яблони и сколько под   сливы,  если  на  полив  одной  яблони  уходит  воды  в  3  раза                                           больше, чем на полив одной сливы?

Аня,  Боря,  Вера  и  Гена  –  лучшие  лыжники  школы.  На                       районные  соревнования  надо  составить  команду  из  трех      лыжников. Сколькими способами можно составить команду?

4

Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем  направлениям была равна 15.

     

5

3

2

                                                                                                                                                                                       

Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (2 вариант)

Красная дорожка

Желтая дорожка

Зеленая дорожка

1

Продолжи цепочку: 2, 4, 8, 16…

Продолжи цепочку: 3, 6, 9, 12…

Продолжи цепочку: 1, 3, 5, 7…

2

Переместите три спички так, чтобы получилось 5                 треугольников.

Как решить быстрее?

                  1+2+3+4+5+6+7+8+9+10

                                         1+3+5+7+9++997+999

У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2  лапы сзади. Сколько лап у собаки?

3

В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2   неравных квадрата.

 

Сколько треугольников на чертеже?

4

В   магазине   за   день   купили   8   холодильников.   Сколько                                       потребуется сделать рейсов, чтобы доставить все купленные холодильники, если  на  машину  можно  погрузить  только  3                                      холодильника?

Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (3 вариант)

Красная дорожка

Желтая дорожка

Зеленая дорожка

1

Найди закономерность и впиши число

8

3

5

4

6

7

5

3

?

Найди закономерность и впиши число

2

1

6

4

6

7

8

3

?

Найди закономерность и впиши число

1

5

9

2

3

6

7

10

?

2

Отгадай ребус:

Т + О + Ч + К + А = 350.                                           Какое число означает каждая буква, если известно, что:                                         Т = 0 : 40                                          К = А * 3                                           О = К + А                                          А = 280:7

Реши ребус:

ФО     ТОК        КО

РИ      ПИ          ВА

Отгадай ребусы:

пи100лет; Р1а; ПО2Л; С3Ж; 100Г

3

Мы только с парохода,                                      Мы только из похода –                                       Одиннадцать недель                                      Гостили на воде.                                      А сколько это дней?                                      Считай-ка поверней!

Поручил учитель Коле                                         Сосчитать лопаты в школе.                                       Он лопаты сосчитал,                                         Прибежал и так сказал:                                         “28, а из них                                      20 малых, 6 больших.”                                        Точно Коля доложил?                                          Иль ошибку допустил?

4

Как решить быстрее?

45 + 38 + 5 + 2 + 15

 6 + 27+14 + 3 + 34

Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (4 вариант)

Красная дорожка

Желтая дорожка

Зеленая дорожка

1

В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Каким по счету он стоит от конца очереди?

Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?

На столе стоят 3 больших матрешки. В каждой матрешке умещается 5 маленьких. Сколько матрешек на столе?

2

Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1,  

2, 3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не    будут? Перечисли все эти числа и найди их сумму

В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят  дядя  Федор,  кот      Матроскин,  пес  Шарик  и  почтальон  Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между  Матроскиным  и  Федором,  то  Федор  окажется  крайним  слева. Кто где сидит?

Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василек. Кто куда сел? Если стрекоза села не на василек, бабочка не на ромашку и не на василек.

3

Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем  направлениям была равна 9.

     

1

3

3

5

Вставьте  пропущенные  числа,  помня  о  том,  что  сумма  в  

вертикальных и горизонтальных рядах одинаковая.

 

?

5

7

?

6

?

5

7

?

4

Пара  лошадей  пробежала  40км.  Сколько  километров  

пробежала каждая лошадь?

Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (5 вариант)

Красная дорожка

Желтая дорожка

Зеленая дорожка

1

Четыре    человека    (A,B,C,D)   обменялись    рукопожатиями.                                           Сколько было всего рукопожатий?

Ваня живёт выше Пети, но ниже Сени, а Коля живёт ниже Пети.                                            На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?

Под сосной в лесу стоят.                                      Ну, а дальше у опушки –                                      Сыроежки – все подружки                                    По 3 в 3 ряда стоят,                                       На ежа они глядят.                                       Кто ответ нам дать готов,                                       Сколько ёж нашёл грибов?

2

Разделите круглый сыр тремя разрезами на 8 частей.

У вас 5 одинаковых палочек. Положи их так, чтобы  получилось 2 треугольника и 1 четырёхугольник.

I I I I I

Переложи 2 палочки так, чтобы получилась ёлочка.

3

Сколько   всего   можно   составить четырехзначных   чисел,  

 сумма цифр которых равна 3? Перечисли эти числа.

Сколько   всего   можно   составить   четырехзначных   чисел,  

 сумма цифр которых равна 3? Перечисли эти числа.

4

Закончи ряд чисел:   10   17   24…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся начальной школы

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе прогр...

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...