Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа
Программа содержит тематическое планирование на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_programma_na_konkurs_umniki_i_umnitsy_avtorskaya.docx | 279.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
по направлению естественнонаучного цикла
«Умники и умницы»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель:
Сальникова Елена Петровна, педагог
дополнительного образования
1.Пояснительная записка
Причины введения курса:
Введение курса «Умники и умницы» обусловлено тем, что одной из причин, препятствующих достижению значительных успехов учащимися по математике, является слабо развитые психические процессы (память, внимание, мышление…). Данный курс создает условия для развития у детей познавательных способностей, формирует у ребенка стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и помогает детям освоить программу 1-4 классов общеобразовательной школы.
Программа «Умники и умницы» ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, на развитие памяти, внимания, воображения, логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений развивает умственную активность детей и самостоятельность мысли.
Актуальность разработки программы:
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения, большое значение приобрела проблема создания таких условий для каждого ребенка, при которых он достиг бы высокого уровня математической подготовки. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительному образованию отводится значимая роль в формировании и развитии творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании, в выявлении и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации.
Значимость Программы «Умники и умницы» состоит в том, что она соответствует специфике внеурочной деятельности и создает условия для развития у детей познавательных способностей, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах и помогает детям освоить программу начальных классов по математике общеобразовательной школы.
Нормативные документы, в соответствии с которыми бала разработана образовательная программа:
При разработке и реализации образовательной программы, я опираюсь на
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Конвенцию ООН о правах ребенка,
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепцию развития дополнительного образования детей, утверждённую распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р,
- Программу развития учреждения,
- Устав образовательного учреждения.
Цель программы:
Способствовать формированию и развитию логического мышления через образовательную область "математика".
Задачи программы:
- учить обобщать математический материал;
- учить логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
- учить приемам поисковой и исследовательской деятельности;
- развивать гибкость мышления;
- развивать различные виды памяти, внимания, мышления, воображения;
- воспитывать целеустремленность в достижении результата;
- совершенствование способностей к совместной деятельности со сверстниками, педагогами.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате обучения, по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Отличительные особенности программы и используемые в ней ключевые понятия:
В дополнительном образовании имеют возможность заниматься все желающие. Здесь открыт путь для детского творчества.
Программа объединения дополнительного образования естественнонаучного цикла «Умники и умницы» разработана на основе общеобразовательных предметов с учетом действующей программы по математике, и принципов здоровьесберегающей педагогики. Мною переработаны авторские материалы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей". (Автор О.А.Холодова, лауреат конкурса "Грант Москвы", учитель высшей категории прогимназии № 1758 СВАО г. Москвы)
Программа строится на принципах личностно-ориентированного образования.
Новизна данной образовательной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень», «Продвинутый уровень». Каждый уровень предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.
6. Для повышения мотивации обучающихся разработана система стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, получает отличительные значки за освоение каждой ступени.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность науки – ценность знания, стремления к истине, научная картина мира.
Достижение ценностных ориентиров определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Роль и место дисциплины:
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика, информатика. В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Адресат:
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
- учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- учащихся, смотивированных на обучение.
Методическое сопровождение:
При реализации данной программы наиболее эффективной является технология деятельностного метода – проблемно-диалогическое обучение. Первая часть «проблемно-» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Иначе говоря, педагог посредством диалога помогает сформулировать тему или вопрос для исследования, а затем в диалоге же организует открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понять то, что ты открыл сам.
Применение информационно-коммуникационных технологий при реализации содержания программы способствует повышению эффективности усвоения материала. Использование компьютера позволяет обучающимся пользоваться информационно-справочный материал, составлять диаграммы, графики, схемы, таблицы, пользоваться услугами глобальной сети Интернет
При организации учебного процесса используется здоровьесберегающая технология, поскольку сохранение и укрепление здоровья воспитанников является важной задачей. С целью снятия напряжения и профилактики нарушений зрения, на занятии проводятся упражнения офтольматренинга, используются упражнения для сохранения осанки и игры малой подвижности для снятия напряжения.
Основными формами организации образовательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации занятий, применяется работа в малых группах.
При реализации программы используются следующие методы работы:
- Словесные - объяснение, лекция, опрос, сообщение, доклад, указание, поощрение;
- Наглядные – объяснительно-иллюстративный: показ действий, способов, приемов и техник работы; использование демонстрационного материала: презентаций, иллюстраций, схем, таблиц; наблюдения в реальной действительности;
- Практические - самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение технологических упражнений, игровая деятельность, написание рефератов, разработка презентаций, проектов;
- Метод проблемного изложения, исследовательский;
- Методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
С целью заинтересованности детей, применяются методы стимулирования, использующиеся в процессе и по результатам деятельности.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
- участие в интеллектуальных играх («Умники и умницы», КВН; «Кенгуру», Брейн-ринги; Математические турниры и т.д.)
Объем и сроки изучения:
Программа рассчитана на 4 года обучения (288 часов).
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.2.2821-10 ".
Количество часов по годам обучения:
1 год обучения – 72 часа в год (2 раза в неделю по 35 минут);
2 год обучения -72 часа в год (2 раза в неделю по 45 минут);
3 год обучения - 72 часа в год (2 раза в неделю по 45 минут);
4 год обучения - 72 часа в год (2 раза в неделю по 45 минут)
2. Учебно-тематический план.
№ | Раздел программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Общее количество часов |
1. | Тренировка психических процессов | 12 | 12 | 12 | 12 | 48 |
2. | Задачи геометрического характера | 20 | 19 | 12 | 12 | 63 |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | 8 | 8 | 19 | 18 | 53 |
4. | Нестандартные задачи логического характера | 21 | 21 | 20 | 20 | 82 |
5. | Игры и праздники | 11 | 12 | 9 | 10 | 42 |
Всего | 72 | 72 | 72 | 72 | 288 |
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | 1 1 4 3 3 | 1 | 1 4 3 3 | Тест Контрольное задание |
2. | Задачи геометрического характера | Задания геометрического характера. Построение фигур с помощью трафарета. Составление и моделирование предметов. Построение фигур из счетных палочек. Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | 4 4 4 4 4 | 1 | 3 4 4 4 4 | Практическая работа |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Занимательный квадрат. Ребусы . Арифметические лабиринты. Математические фокусы. | 2 2 2 2 | 1 1 | 1 2 2 1 | Практическая работа |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Провоцирующие задачи. | 10 11 | 3 3 | 7 8 | Практическая работа |
5. | Игры и праздники | Игра А.З. Зака «Ход конем» Праздники
| 5 5 1 | 1 | 5 5 | Творческая работа Тест |
Всего часов | 72 | 11 | 62 |
2 год обучения.
№ п/п | Название раздела | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | 1 2 4 2 3 | 1 |
2 4 2 3 | Тест Контрольное задание |
2. | Задачи геометрического характера | Уникурсальные кривые. Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | 4 7 8 | 1 | 3 7 8 | Практическая работа |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Магические фигуры Ребусы Арифметические лабиринты Математические фокусы | 2 2 2 2 | 1 | 1 2 2 2 | Практическая работа |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Задачи с альтернативным условием Комбинаторные задачи | 10 7
4 | 1 1 | 10 6 3 | Практическая работа |
5. | Игры и праздники | Игры А.З. Зака «Просветы», «Муха» Праздники | 5 6 1 | 1 | 5 6 | Творческая работа Тест |
Всего часов | 72 | 6 | 66 |
3 год обучения
№ п/п | Название раздела | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Развитие концентрации внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | 1 2 3 3 3 | 1 | 2 3 3 3 | Тестирование Контрольное задание |
2. | Задачи геометрического характера | Составление и моделирование предметов Построение геометрических фигур из конструктора «Вьетнамская игра» Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм» | 2 4 6 | 2 4 6 | Практическая работа | |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Ребусы Величины. Старинные единицы измерения величин Математические фокусы | 6 10 3 | 1 1 | 5 9 3 | Практическая работа |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Задачи с опорой на жизненные ситуации | 10 10 | 1 | 9 10 | Практическая работа |
5. | Игры и праздники | Игра А.З. Зака «Ход конем» Праздники | 2 6 1 | 1 | 2 6 | Творческая работа |
Всего часов | 72 | 5 | 67 |
4 год обучения
№ п/п | Название раздела | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти Развитие быстроты реакции и мышления | 1 2 2 2 2 3 | 1 | 2 2 2 2 3 | Тест Контрольное задание |
2. | Задачи геометрического характера | Из истории геометрии Уникурсальные линии Составление и моделирование предметов Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм» | 1 3 4 4 | 1 1 | 2 4 4 | Практическая работа |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Из истории арифметики Ребусы Арифметические лабиринты Цифровая головоломка «Судоку» Кросснамберы | 1 6 4 4 3 | 1 1 1 1 | 5 4 3 2 | Практическая работа |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Провоцирующие задачи | 14 6 | 1 1 | 13 5 | Практическая работа |
5. | Игры и праздники | Игра А.З. Зака «Почтальон» Итоговое занятие | 3 6 1 | 1 | 4 6 | Творческая работа Тест |
Всего часов | 72 | 10 | 62 |
- Содержание рабочей программы
Содержание программы дополнительного образования "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов, каждый из которых будет иметь 3 уровня сложности: 1 – «Стартовый уровень», 2 – «Базовый уровень», 3 – «Продвинутый уровень». Каждому уровню соответствует задания определенного вида сложности, что позволяет осуществить дифференцированный подход в организации занятий с детьми.
Тренировка психических процессов. Теория: Понятия: внимание, память, воображение, мышление. Виды памяти, мышления, внимания. Практика: На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Используемые задания не только способствуют развитию столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию, от года к году. Упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление организуются в подготовительной части каждого занятия. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". На каждом занятии этого блока предусматривается выполнение практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения. | ||||||||
Класс | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||
1-4 | Индивидуальный подход к тренировке психических процессов: - развитие концентрации внимания; - тренировку внимания; - тренировку слуховой памяти; - тренировку зрительной памяти; - развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей); - совершенствование воображения. | - развитие концентрации внимания; - тренировку внимания; - тренировку слуховой памяти; - тренировку зрительной памяти; - развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей); - совершенствование воображения. | Организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящем естественный ускоренный процесс развертывания психических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. | |||||
Задачи геометрического характера Теория: Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, трапеция. Штриховка. Трафарет. Моделирование. Практика: Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество. | ||||||||
Класс | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||
1 год | - построение фигур с помощью трафарета; - штриховка предметов; - построение фигур из счетных палочек; - построение фигур из конструктора "Танграм". | - построение фигур с помощью трафарета; - составление и моделирование предметов; - штриховка предметов; - построение фигур из счетных палочек; - построение фигур из конструктора "Танграм". | - построение фигур с помощью трафарета; - составление и моделирование предметов; - разноуровневая штриховка предметов; - построение фигур из счетных палочек; - освоение приемов черчения и составления «Танграма»; | |||||
2 год | - составление и моделирование несложных предметов; - построение фигур из счетных палочек; - построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".. | - уникурсальные кривые; - составление и моделирование предметов; - построение фигур из счетных палочек; - построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".. | - уникурсальные кривые; - составление и моделирование предметов; - построение фигур из счетных палочек; - черчение и построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".. | |||||
3 год | - составление и моделирование предметов; - построение фигур из счетных палочек; - построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм"; | - составление и моделирование предметов; - построение фигур из счетных палочек; - уникурсальные кривые; - построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм"; - разрезание фигур. | - составление и моделирование предметов; - построение фигур из счетных палочек; - уникурсальные кривые; - построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм"; - разрезание фигур - оформление тематического панно. | |||||
4 год | - составление и моделирование; - построение фигур из счетных палочек; - уникурсальные кривые; - построение фигур из конструктора Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм". | - составление и моделирование многогранников; - построение фигур из счетных палочек; - уникурсальные кривые; - построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо". Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм". | - составление и моделирование многогранников; - уникурсальные кривые; - построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо". Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм". - работа над проектом « В мире пирамид», конкурс пирамид. | |||||
Нестандартные задачи логического характера Теория: Понятия: логика, ребус, шифр, магический квадрат, лабиринт. Практика: Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления. При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество, художественное творчество. | ||||||||
Класс | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||
1 год | - занимательный квадрат; - ребусы; - занимательные рамки; - числовые головоломки ; - математические фокусы. | - занимательный квадрат; - ребусы; - занимательные рамки; - числовые головоломки ; - арифметические лабиринты ; - математические фокусы. | - занимательный квадрат, составление занимательных квадратов; - ребусы; - занимательные рамки; - составление числовых головоломок ; - арифметические лабиринты ; - математические фокусы. | |||||
2 год | - арифметические лабиринты; - арифметический шифр; - математический фокус; - математические ребусы; | - арифметический шифр; - математический фокус; - арифметические лабиринты с воротами; - математические ребусы; - магические квадраты | - арифметический шифр; - математический фокус; - арифметические лабиринты с воротами; - математические ребусы; - магические квадраты 3*3 - составление математических ребусов и магических квадратов | |||||
3 год | - задачи на переливание; - задачи на взвешивание; - математический фокус ; - математические ребусы; - арифметические лабиринты с воротами; - магические квадраты | - задачи на переливание; - задачи на взвешивание; - математический фокус ; - математические ребусы; - арифметические лабиринты с воротами; - магические квадраты. | - задачи на переливание; - задачи на взвешивание; - математический фокус ; - математические ребусы; - магические квадраты. - составление арифметических лабиринтов; - работа над проектом « Считай, смекай, отгадывай». | |||||
4 год | - задачи на переливание и на взвешивание; - математический фокус ; - математические ребусы; - арифметические лабиринты с воротами; - магические фигуры; | - задачи на переливание и на взвешивание; - математический фокус ; - математические ребусы; - арифметические лабиринты с воротами; - магические фигуры; - цифровая головоломка "судоку" ; - кросснамберы. | - задачи на переливание и на взвешивание; - математический фокус ; - математические ребусы; - арифметические лабиринты с воротами; - магические фигуры; - составление и разгадывание «судоку - кросснамберы. - составление заданий к игре «Умники и умницы» | |||||
Нестандартные задачи алгебраического характера Теория: Понятия: логическая задача, провоцирующая задача, комбинаторная задача, анаграмма. Практика: Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение. При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество. | ||||||||
Класс | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||
1 год | - простейшие логические задачи; | - логические задачи; - провоцирующие задачи. | - логические задачи; - провоцирующие задачи. | |||||
2 год | - анаграмма; - провоцирующие задачи; | - анаграмма; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием. | - анаграмма; - составление анаграмм; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием. | |||||
3 год | - логические задачи с опорой на жизненные ситуации; - анаграмма; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием.
| - логические задачи на причинно-следственные цепочки; - задачи с опорой на жизненные ситуации; - анаграмма; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием.
| - логические задачи на причинно-следственные цепочки; - составление анаграмм; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием. - составление и решение задач с опорой на жизненный опыт детей | |||||
4 год | - провоцирующие задачи; - логические задачи на причинно-следственные цепочки с опорой на жизненные ситуации; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием. | - провоцирующие задачи; - логические задачи на причинно-следственные цепочки; - задачи с опорой на жизненные ситуации; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием. | - провоцирующие задачи; - логические задачи на причинно-следственные цепочки; - задачи с опорой на жизненные ситуации; - комбинаторные задачи; - задачи с альтернативным условием. - работа над проектом «Математика вокруг нас» | |||||
Игры и праздники Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме. При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполняются практические работы: КТД. Дифференциация заданий по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной и продуктивной. Работа организуется различными способами: 1. вариант. Ученикам, осваивающим «Стартовый уровень» содержания программы, предлагаются репродуктивные задания. Детям, осваивающим «Базовый уровень» и «Продвинутый уровень» – творческие задания. 2. вариант. Продуктивные задания предлагаются всем ученикам. Но при этом детям, осваивающим «Стартовый уровень» даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации. | ||||||||
Класс | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||
1 год | - игры, способствующие развитию способности действовать в уме ("Муха") - праздник «Умники и умницы» - игра-праздник «Самый умный» | |||||||
2 год | - игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы") - праздник «Умники и умницы» - игра-праздник «Самый умный» | |||||||
3 год | - игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха", "Просветы", "Ход конём") - праздник «Умники и умницы» - игра-праздник «Что? Где? Когда?» - игра «Самый умный» | |||||||
4 год | - игры, способствующие развитию способности действовать в уме ("Муха", "Просветы", "Ход конём", "Почтальон"). - праздник «Умники и умницы» - праздник-игра «Поле чудес» - игра «Что? Где? Когда? |
- Требования к знаниям, умениям и навыкам по итогам освоения программы:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-составлять, моделировать и штриховать предметы;
-находить закономерность;
-классифицировать предметы, слова;
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
К концу первого года обучения дети должны выйти на первый уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни ( школьники приобретают знания о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска дополнительной информации)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
-решать нестандартные задачи по математике.
По результатам второго и третьего года обучения учащиеся выходят на второй уровень воспитательных результатов, а именно: приобретают опыт позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.
К концу четвертого года обучения учащиеся выходят на третий уровень воспитательных результатов, а именно: приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия, т.е. опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
- Формы контроля.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О.А., Криволаповой Н.А. Материалы для тестирования находятся в рабочих тетрадях «Информатика, логика, математика» для 1-4 классов автора О.А.Холодовой. (Результаты фиксируются в зачетном листе учителя, см. Приложение 2)
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- тестирование (по методикам О.А.Холодовой, см. Приложение 2). Материалы для тестирования находятся в рабочих тетрадях «Информатика, логика, математика» для 1-4 классов автора О.А.Холодовой;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания в игре «Умники и умницы». (См. Приложение 5)
В конце каждого учебного года проводится игра «Умники и умницы». Цель игры – оценить достижения детей. Задания игры дифференцированные:
- задания «красной дорожки» рассчитаны на детей, занимающихся по содержанию программы «Продвинутого уровня»,
- задания «желтой дорожки» - «Базового уровня» и «Продвинутого уровня»
- задания «зеленой дорожки» - «Стартового уровня», «Продвинутого уровня» и «Базового уровня».
Дети выбирают дорожку самостоятельно, следовательно, и уровень сложности заданий. Испытания считаются успешными, если:
- участник, сделавший выбор «красной дорожки» выполнил все задания без ошибок,
- участник, сделавший выбор «желтой дорожки» выполнил задания, допустив ошибку в одном из них,
- участник, сделавший выбор «зеленой дорожки» выполнил задания, допустив две ошибки.
По результатам игры вручаются значки соответствующего цвета с надписью «Умники и умницы».
- Условия реализации программы.
Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.
Имеется уголок Техники безопасности. Кабинет оборудован необходимой мебелью: столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Имеется стол для педагога, шкаф для хранения творческой лаборатории, методической литературы, , наглядного материала. В кабинете имеется ТСО: магнитофон, компьютер, проектор. Для проведения компьютерного тестирования используется компьютерный класс, для проведения воспитательных мероприятий используются актовый и спортивный залы.
- Литература, использованная при подготовке программы:
- Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
- Вахновецкий, Б. А. Логическая математика для младших школьников/ Б.А.Вахновецкий. – М.: Новый учебник, 2004. - 64 с.
- Винокурова, Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся/ Н.К.Винокурова. - M.: OOO «Центральное издательство», 2005. – 130 с.
- Винокурова, Н. К. "Развитие познавательных способностей"/ Н. К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 1999.
- Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н.Волкова. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2008. – 240 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Дик, Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.
- Истомина, Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. - №6. - С. 30.
- Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р// Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html
- Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе / Г.Г. Левитас. - М.: Илекса, 2005.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
- Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».)
- Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы / О.А.Холодова.- М.: РОСТ книга, 2005.
- Язвенко, О.А. Развитие познавательных способностей младших школьников с использованием информационно-компьютерных технологий// Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516109/
- Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.// Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Интернет ресурсы:
- http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2Fcatalog%2Fpupil
- https://pedsovet.su
Литература, рекомендованная для учащихся:
- Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
- Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2010.
- Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
- Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях / О.А.Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Интернет ресурсы:
Приложение 1.
Календарный учебный график кружка "Умники и умницы"
во 2 классе
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | С Е Н Т Я Б Р Ь | 05 | Фронтальная | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040. Правила внутреннего распорядка | Кабинет | Контрольное задание | |
2 | 07 | Комбинированная | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | Кабинет | Тест | ||
3-4 | 12,14 | Комбинированная | 2 | Логические задачи | Кабинет | Контрольное задание | ||
5-6 | 19,21 | Комбинированная | 2 | Комбинаторные задачи | Кабинет | Контрольное задание | ||
7-8 | 26,28 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | Кабинет | Контрольное задание | ||
9 | О К Т Я Б Р Ь | 03 | Комбинированная | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Кабинет | Контрольное задание | |
10-11 | 05,10 | Комбинированная | 2 | Задачи с альтернативным условием | Кабинет | Практическая работа | ||
12-13 | 12, 17 | Комбинированная | 2 | Логические задачи | Кабинет | Практическая работа | ||
14-15 | 19, 24 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | Кабинет | Контрольное задание | ||
16 | 26 | Групповая | 1 | Подготовка к Осеннему празднику | Кабинет | Творческая работа | ||
17 | 31 | КТД | 1 | Осенний праздник | Школьный зал | Творческая работа | ||
18 | Н О Я Б Р Ь | 02 | Интеллектуальная игра | 1 | Игра «Самый умный» | Кабинет | По результату игры | |
19 | 07 | Интеллектуальная игра | 1 | Игра «Муха» | Кабинет информ. | По результат | ||
20 | 09 | Комбинированная | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Кабинет | Контрольное задание | ||
21-22 | 14, 16 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | Кабинет | Контрольное задание | ||
23 | 21 | Комбинированная | 1 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Кабинет | Контрольное задание | ||
24 | 23 | Комбинированная | 1 | Задачи с альтернативным условием | Кабинет | Контрольное задание | ||
25-26 | 28, 30 | Комбинированная | 2 | Магические фигуры | Кабинет | Контрольное задание | ||
27-28 | Д Е К А Б Р Ь | 05, 07 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | Кабинет | Практическая работа | |
29-30 | 12, 14 | Комбинированная | 2 | Логические задачи | Кабинет | Контрольное задание | ||
31-32 | 19,21 | Комбинированная | 2 | Ребусы | Кабинет | Контрольное задание | ||
33 | 26 | КТД | 1 | Новогодний праздник | Школьный зал | Творческая работа | ||
34 | 28 | Развлекательная игра | 1 | Новогодние игры возле ёлки | Школьный зал | Творческая работа | ||
35 | Я Н В А Р Ь | 04 | КТД | 1 | Коляда | Школьный зал | Творческая работа | |
36 | 09 | Групповая | 1 | Рождественские посиделки | Школьный зал | Творческая работа | ||
37 | 11 | Комбинированная | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | Кабинет | Контрольное задание | ||
38-39 | 16, 18 | Комбинированная | 2 | Задачи с альтернативным условием | Кабинет | Контрольное задание | ||
40-41 | 23, 25 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | Кабинет | Контрольное задание | ||
42 | 30 | Комбинированная | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Кабинет | Контрольное задание | ||
43 | Ф Е В Р А Л Ь | 01 | Комбинированная | 1 | Логические задачи | Кабинет | Контрольное задание | |
44-45 | 06, 08 | Комбинированная | 2 | Арифметические лабиринты | Кабинет | Практическая работа | ||
46 | 13 | Интеллектуальная игра | 1 | Игра «Танграм» | Кабинет | Творческое задание | ||
47 | 15 | Интеллектуальная игра | 1 | Игра «Просветы» | Школьный зал | Творческое задание | ||
48-49 | 20, 22 | Комбинированная | 2 | Комбинаторные задачи | Кабинет | Контрольное задание | ||
50-51 | 27, 29 | Комбинированная | 2 | Игра А.З. Зака «Просветы» | Кабинет | Контрольное задание | ||
52 |
М А Р Т | 05 | Фронтальная | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Кабинет | Контрольное задание | |
53 | 07 | Комбинированная | 1 | Игра А.З. Зака «Просветы» | Кабинет | Контрольное задание | ||
54 | 12 | Комбинированная | 1 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | Кабинет | Контрольное задание | ||
55 | 14 | Комбинированная | 1 | Задачи с альтернативным условием | Кабинет | Контрольное задание | ||
56 | 19 | Комбинированная | 1 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | Кабинет | Практическая работа | ||
57 | 21 | Интеллектуальная игра | 1 | Игра «Муха» | Кабинет | По результату игры | ||
58 | 26 | Интеллектуальная игра | 1 | Игра «Танграм» | Кабинет | Творческое задание | ||
59 | 28 | Комбинированная | 1 | Логические задачи | Кабинет | Контрольное задание | ||
60 | А П Р Е Л Ь | 02 | Комбинированная | 1 | Развитие концентрации внимания | Кабинет | Контрольное задание | |
61-62 | 04, 09 | Комбинированная | 2 | Уникурсальные кривые. | Кабинет | Контрольное задание | ||
63-64 | 11, 16 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | Кабинет | Контрольное задание | ||
65-66 | 18, 23 | Комбинированная | 2 | Математические фокусы | Кабинет | Контрольное задание | ||
67-68 | 25, 30 | Комбинированная | 2 | Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | Кабинет | Контрольное задание | ||
69 | М А Й | 07 | Комбинированная | 1 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | Кабинет | Контрольное задание | |
70 | 14 | Комбинированная | 1 | Задачи с альтернативным условием | Кабинет | Контрольное задание | ||
71 | 16 | Фронтальная | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года | Кабинет | Тест | ||
72 | 21 | КТД | 1 | Игра-праздник «Умники и умницы» | Школьный зал | По итогу игры |
Приложение 2
Таблица для выявления уровня развития познавательных процессов 2 класс.
№ | Внимание | Воображение | Восприятие | Память | Мышление | ||||||||||
Задание | №1 | №3 | №4 | №4 | №6 | №2 | №5 | ||||||||
Фамилия, имя | Количество зачеркн. Фигурок за 2 минуты | Количество придуманных рисунков | Количество | Есть точка 5 | Зрит. | Слух. | Способность к сравнению (изображения) | Способность к анализу (закономерность) | |||||||
правильно | неправильно | рисунков, изображенных | линий | Количество | |||||||||||
точно | соответств. цветом | толстых | на карандаше | рисунков | отмеченных картинок | правильно | неправильно | правильно | неправильно | ||||||
1 | Белоусова К. | 1 | 9 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | 4 | 0 | 2 | 1 | 0 | |
2 | Болкова А. | 11 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 9 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
3 | Гребнева К. | 19 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | 8 | 0 | 1 | 1 | 0 | |
4. | Калараш К. | 9 | 0 | 4 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | 6 | 1 | 3 | 1 | 0 | |
5. | Крапивин П. | 3 | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 6 | 8 | 0 | 2 | 1 | 0 | |
6. | Крапивина Э. | 28 | 0 | 4 | 4 | 1 | 0 | 1 | 5 | 8 | 1 | 0 | 1 | 0 | |
7. | Мамаева Д. | 43 | 0 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 6 | 8 | 1 | 0 | 1 | 0 | |
8. | Маркелова С. | 33 | 0 | 4 | 3 | 2 | 0 | 1 | 6 | 10 | 0 | 2 | 1 | 0 | |
9. | Мухамадиев Р. | 15 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 0 | |
10 | Нуртдинов Э. | 40 | 2 | 4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 5 | 8 | 0 | 1 | 1 | 0 | |
11 | Олексенко М. | ||||||||||||||
12 | Рузанов Д. | 32 | 0 | 4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 5 | 6 | 0 | 1 | 1 | 0 | |
13 | Салихова К. | 15 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | 6 | 0 | 1 | 1 | 0 | |
14 | Сальников И. | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 | 8 | 1 | 0 | 1 | 0 | |
15 | Усова Н. | 13 | 3 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 | 4 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Приложение 3.
Таблица уровня развития познавательных способностей 1 года освоения программы (сентябрь)
Приложение 4.
Таблица уровня развития познавательных способностей 1 года освоения программы (май)
№ |
| Внимание | Воображение | Восприятие | Память | Мышление | |||||||||
| Задание | №1 | №3 | №4 | №4 | №6 | №2 | №5 | |||||||
| Фамилия, имя | Количество зачеркн. Фигурок за 2 минуты | Количество придуманных рисунков | Количество | Есть точка 5 | Зрит. | Слух. | Способность к сравнению (изображения) | Способность к анализу (закономерность) | ||||||
правильно | неправильно | рисунков, изображенных | линий | Количество | |||||||||||
точно | соответств. цветом | толстых | на карандаше | рисунков | отмеченных картинок | правильно | неправильно | правильно | неправильно | ||||||
1 | Белоусова К. | 17 | 2 | 4 | 2 |
| 1 | 0 | 0 | 5 | 4 | 1 | 1 | 2 | 0 |
2 | Болкова А. | 13 | 0 | 4 | 2 |
| 1 | 0 | 1 | 3 | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Гребнева К. | 20 | 0 | 4 | 3 |
| 1 | 0 | 1 | 5 | 8 | 2 | 0 | 1 | 0 |
4. | Калараш К. | 12 | 0 | 4 | 3 |
| 2 | 1 | 0 | 4 | 6 | 2 | 2 | 2 | 0 |
5. | Крапивин П. | 14 | 0 | 4 | 2 |
| 1 | 0 | 0 | 6 | 8 | 2 | 1 | 2 | 0 |
6. | Крапивина Э. | 28 | 0 | 4 | 4 |
| 1 | 0 | 1 | 5 | 8 | 2 | 0 | 1 | 0 |
7. | Мамаева Д. | 43 | 0 | 4 | 4 |
| 2 | 1 | 1 | 6 | 8 | 3 | 0 | 2 | 0 |
8. | Маркелова С. | 38 | 0 | 4 | 3 |
| 2 | 0 | 1 | 6 | 10 | 2 | 0 | 2 | 0 |
9. | Мухамадиев Р. | 15 | 0 | 4 | 0 |
| 0 | 0 | 0 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 0 |
10 | Нуртдинов Э. | 40 | 2 | 4 | 4 |
| 2 | 0 | 1 | 5 | 8 | 2 | 0 | 1 | 0 |
11 | Олексенко М. | 34 | 0 | 4 | 3 |
|
| 1 | 1 | 5 | 8 | 3 | 0 | 2 | 0 |
12 | Рузанов Д. | 42 | 0 | 4 | 4 |
| 2 | 0 | 1 | 5 | 6 | 2 | 1 | 2 | 0 |
13 | Салихова К. | 24 | 0 | 4 | 2 |
| 0 | 0 | 1 | 6 | 6 | 1 | 0 | 2 | 0 |
14 | Сальников И. | 27 | 1 | 4 | 3 |
| 1 | 0 | 0 | 5 | 8 | 3 | 0 | 2 | 0 |
15 | Усова Н. | 19 | 0 | 4 | 2 |
| 2 | 1 | 1 | 4 | 7 | 2 | 0 | 1 | 0 |
Приложение 5.
Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (1 вариант)
Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (2 вариант)
№ | Красная дорожка | Желтая дорожка | Зеленая дорожка | ||||||
1 | Продолжи цепочку: 2, 4, 8, 16… | Продолжи цепочку: 3, 6, 9, 12… | Продолжи цепочку: 1, 3, 5, 7… | ||||||
2 | Переместите три спички так, чтобы получилось 5 треугольников. | Как решить быстрее? 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10 1+3+5+7+9++997+999 | У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки? | ||||||
3 | В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.
| Сколько треугольников на чертеже? | |||||||
4 | В магазине за день купили 8 холодильников. Сколько потребуется сделать рейсов, чтобы доставить все купленные холодильники, если на машину можно погрузить только 3 холодильника? |
Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (3 вариант)
№ | Красная дорожка | Желтая дорожка | Зеленая дорожка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Найди закономерность и впиши число
| Найди закономерность и впиши число
| Найди закономерность и впиши число
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Отгадай ребус: Т + О + Ч + К + А = 350. Какое число означает каждая буква, если известно, что: Т = 0 : 40 К = А * 3 О = К + А А = 280:7 | Реши ребус: ФО ТОК КО РИ ПИ ВА | Отгадай ребусы: пи100лет; Р1а; ПО2Л; С3Ж; 100Г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Мы только с парохода, Мы только из похода – Одиннадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней? Считай-ка поверней! | Поручил учитель Коле Сосчитать лопаты в школе. Он лопаты сосчитал, Прибежал и так сказал: “28, а из них 20 малых, 6 больших.” Точно Коля доложил? Иль ошибку допустил? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Как решить быстрее? 45 + 38 + 5 + 2 + 15 6 + 27+14 + 3 + 34 |
Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (4 вариант)
№ | Красная дорожка | Желтая дорожка | Зеленая дорожка | ||||||||||||||||||
1 | В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Каким по счету он стоит от конца очереди? | Лестница состоит из 15 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? | На столе стоят 3 больших матрешки. В каждой матрешке умещается 5 маленьких. Сколько матрешек на столе? | ||||||||||||||||||
2 | Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти числа и найди их сумму | В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Федором, то Федор окажется крайним слева. Кто где сидит? | Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василек. Кто куда сел? Если стрекоза села не на василек, бабочка не на ромашку и не на василек. | ||||||||||||||||||
3 | Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 9.
| Вставьте пропущенные числа, помня о том, что сумма в вертикальных и горизонтальных рядах одинаковая.
| |||||||||||||||||||
4 | Пара лошадей пробежала 40км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? |
Контрольные задания для игры «Умники и умницы» 2 класс (5 вариант)
№ | Красная дорожка | Желтая дорожка | Зеленая дорожка |
1 | Четыре человека (A,B,C,D) обменялись рукопожатиями. Сколько было всего рукопожатий? | Ваня живёт выше Пети, но ниже Сени, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них? | Под сосной в лесу стоят. Ну, а дальше у опушки – Сыроежки – все подружки По 3 в 3 ряда стоят, На ежа они глядят. Кто ответ нам дать готов, Сколько ёж нашёл грибов? |
2 | Разделите круглый сыр тремя разрезами на 8 частей. | У вас 5 одинаковых палочек. Положи их так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четырёхугольник. I I I I I | Переложи 2 палочки так, чтобы получилась ёлочка. |
3 | Сколько всего можно составить четырехзначных чисел, сумма цифр которых равна 3? Перечисли эти числа. | Сколько всего можно составить четырехзначных чисел, сумма цифр которых равна 3? Перечисли эти числа. | |
4 | Закончи ряд чисел: 10 17 24… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся начальной школы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе прогр...
Программа по внеурочной деятельности "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Внеурочная деятельность...
Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса
В данной разработке предложена пояснительная записка, цели и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...
Педагогический проект на тему: «Развитие познавательных способностей младших школьников средствами образовательной программы по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Программа разработана для внеурочной деятельности в 1- ом классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...