Исследовательская работа "МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ"
проект (1 класс)
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots._proekt_moya_rodoslovnaya.docx | 53.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Субботниковская основная школа
Исследовательская работа
МОЯ СЕМЬЯ – моя крепость
Автор работы: Пичугин Вениамин Витальевич
Руководитель: Сёмина Светлана Валерьевна
д.Субботники
2020 г
Исследовательская работа
МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ
Россия, Смоленская область,
Сычёвский район, д. Субботники
Автор работы: Пичугин Вениамин Витальевич, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Субботниковская основная школа, 1 класс
Руководитель: Сёмина Светлана Валерьевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Субботниковская основная школа
2020 год
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Пичугин Вениамин Витальевич, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Субботниковская основная школа, 1 класс
Аннотация.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Передо мной стояли следующие задачи:
1) составить генеалогическое древо моей семьи;
2) собрать исторический материал и написать о некоторых моих предках.
Объектом моей работы является родословная.
Предметом – моя родословная.
База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников.
Научная новизна работы в том, чтобы продолжить эту кропотливую работу - составление родословной моей семьи.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».
При разработке данного проекта были использованы мультимедийные технологии.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Я живу в дружной семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода провел поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных, анкетирование среди жителей.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Пичугин Вениамин Витальевич, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Субботниковская основная школа, 1 класс
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ:
Проблема исследования: не знание родословной, своих предков, корней. Выявление интересных фактов истории своего родства, установление родственных связей.
Гипотеза: предполагаю, что причиной не знания родословной является разрыв связей между родственниками.
Описание метода: правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:
Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.
Второй этап – практический - заключался в составлении картотеки своих родственников – я составлял отдельную карточку.
Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрал смешанную восходящую родословную. Смешанная потому что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящая потому что запись восходит к все более отдаленным поколениям.
Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположил родственников, о которых собрал сведения. С этими людьми я состою в кровном родстве.
Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать о родственниках до седьмого поколения, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников, побывать в архиве и написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом генеалогии (родословные) были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. А я проследил по линии папы 4 поколения и по линии мамы 5 поколений.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решил раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Пичугин Вениамин Витальевич,
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Субботниковская основная школа, 1 класс
Немного о себе.
Меня зовут Пичугин Вениамин Витальевич. Я родился 15 июня 2008 года в городе Вязьма Смоленской области. Мне 7 лет. Я учусь в 1-ом классе.
Имя Вениамин дал мне папа в честь моего прадедушки.
Моё имя означает «любимый сын»(имя еврейского происхождения).
По гороскопу я подвижный, сообразительный, обладаю прекрасной памятью. В компании веду себя свободно и быстро схожусь с незнакомыми людьми.
Учусь я охотно, люблю математику, рисование и физкультуру. Увлекаюсь чтением сказок. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях.
Моя главная мечта – успешно закончить школу, институт и получить любимую профессию.
Моя семья.
Семья – это, что с тобой всегда
Самая младшая в нашей семье – это моя сестра Екатерина. Ей 3 года. Так её назвала мама. Не зная ещё о том, кто находится в животике. Она очень хорошая сестра, добрая, красивая. Увлекается танцами, музыкой, любит учить стишки.
Я её очень люблю и всегда забочусь о ней.
Мой папа, Пичугин Виталий Владимирович, родился 08 ноября 1986 года в г.Сычёвке.
Сейчас он работает вахтовым методом. Любит свою работу и когда приезжает с вахты, он всегда привозит мне подарочки..
Моя мама, Прийма Любовь Александровна, родилась 03 ноября 1987 года в деревне Субботники. Девичья фамилия Смирнова.
Моя мама добрая и отзывчивая, в то же время строгая и требовательная. Она оптимист по жизни.
Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки. В доме у нас всегда чисто и уютно. Мама очень аккуратная и нас приучает к этому. А ещё она умеет вкусно готовить. Все, кого мама угощает своими приготовлениями, хвалят её. Словом, она у нас настоящая хозяйка.
Я горжусь своими родителями.
Дом, в котором мы живём,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нём
Мы всю жизнь в сердцах несём.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нём на тысячу лет!
Откуда мы родом и где наши корни?
Мои бабушки и дедушки
А сейчас я хочу рассказать о своих любимых бабушках и дедушках.
Лучше друга не найти - обойди весь свет.
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Ярче солнышка она улыбается
И печали все мои забываются.
Моя бабушка, Смирнова Раиса Вениаминовна. Бабушку все уважают и любят. Она замечательная бабушка. Без дела она не сидит ни минуты.
Мой дедушка, Смирнов Александр Борисович. Он очень трудолюбивый, занимается скотоводством. Работал в совхозе - заготавливал сено, пахал поля, сеял. Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Екатерина (мама моего двоюродного брата Михаила), и Любовь (моя мама).
Моя вторая бабушка, Пичугина Анна Николаевна, родилась в г.Сычёвке. Закончила на бухгалтера и всю свою трудовую деятельность посвятила этой профессии. Сейчас бабушка живет в г. Сычёвке и продолжает работать, мы часто навещаем бабушку.
Дедушка, Пичугин Владимир Леонидович, в семье был один ребёнок. В три года потерял своего отца и его воспитывала одна мама. Дедушка работал главным механиком .
Бабушка с дедушкой воспитали и вырастили двоих детей: Виталия (моего папу), Наталью (мою тётю).
Мои прабабушки и прадедушки.
Очень жаль, но ни кого из них я не застал в живых. Они задолго до моего рождения ушли из жизни.
Бабушки и дедушки рассказывали, что первые три поколения в основном крестьяне, простые рабочие. Они жили недалеко друг от друга, занимались земледелием. Имели добротные избы и постройки, в подворье держали лошадей, коров и домашних птиц.
Заключение.
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Из четверых прадедушек четверо воевали.
Много узнали о профессиях наших родственников, составили календарь дней рождения. Теперь не забудем вовремя поздравить своих родных и близких.
Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.
На примере моей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Семья обеспечивает продолжение человеческого рода, берёт на себя воспитание детей. Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе. Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Она удовлетворяет потребности человека в любви, духовном общении, в моральной и материальной поддержке, в организации досуга и отдыха. Семья играет важную роль в ведении домашнего хозяйства. Она заботится о малолетних и престарелых членах семьи, придаёт устойчивость и стабильность обществу.
Я накопил определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Пролистав все семейные альбомы, я составил две презентации «Моя родословная».
Я узнал много интересного о своей родословной и хочу продолжить ее изучение.
Я много узнал о своих корнях, многое для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны, и я обязательно должен сохранить и преумножить заслуги моего рода.
Я думаю, что человек незнающий истории своей страны, не знающий своих предков - это невежественный и неблагодарный человек. Каждый из нас должен уважать и преклоняться перед старшими.
Благодарю за внимание!
4. Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Журнал «Воспитание школьников» 1989г., номер 6
3. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.
4. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова , 2005
5. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.
6. Детская энциклопедия: Папа, мама, ты и я.
Приложение
«Семейный словарик»
(Словарь терминов родства)
Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.
Брат - каждый из сыновей одних родителей.
Брат крестный - сын крестного отца.
Брат крестовый, брат по кресту, брат названный - лица, обменявшиеся нательными крестами.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.
Братаниха - жена двоюродного брата.
Братанна - дочь брата, племянница по брату.
Братова - жена брата.
Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч - сын брата, племянник по брату.
Вдова - женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.
Вдовец - мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.
Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Деверь - брат мужа.
Дед - отец матери или отца.
Дед крестный - отец крестного отца.
Дедина, дедка - тетка по дяде.
Дедич - прямой наследник по деду.
Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дочь названная - приемыш, воспитанница.
Дщерич - племянник по тетке.
Дщерша - племянница по тетке.
Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.
Дядя - брат отца или матери.
Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.
Жених - сговоривший себе невесту.
Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
Зять - муж дочери, сестры, золовки.
Кум, кума - см: Отец крестный, мать крестная.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.
Мать крестная, мать крестовая - восприемница при обряде крещения.
Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.
Мать молочная - мамка, кормилица.
Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
Мачеха - другая жена отца, неродная мать.
Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
Невестка - жена сына.
Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отец крестный - восприемник при обряде крещения.
Отец названый - отец приемышу, воспитаннику.
Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.
Отценачальник - старший в поколении.
Отчим - другой муж матери, неродной отец.
Отчинник, отчич - сын, наследник.
Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.
Пасынок - сын неродной одному из супругов.
Племянник - сын брата или сестры.
Племянница - дочь брата или сестры.
Племяш - родич, родственник.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
Свекор - отец мужа.
Свекровь - мать мужа.
Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Свояки - лица, женатые на двух сестрах.
Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.
Сестра - дочь одних родителей.
Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.
Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
Сноха - жена сына, невестка.
Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
Супруг - муж.
Супруга - жена.
Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Сын крестный (крестник) - лицо мужского пола по отношению к восприемникам.
Сын названый - приемыш, воспитанник.
Тесть - отец жены.
Тетка, тетя - сестра отца или матери.
Теща - мать жены.
Шурин - родной брат жены.
У многих из этих терминов могут быть прилагательные:
Внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.
Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.
Кровный - о родстве в пределах одной семьи.
Однородный - о происхождении от одного отца.
Одноутробный - о происхождении от одной матери.
Полнородный - о происхождении от одних родителей.
Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.
Привенчанный - о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.
Родной - о происхождении от одних родителей.
Сводный - о происхождении от разных родителей.
Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.
Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным родителям.
Приложение
Русские поговорки и пословицы о семье
- Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
- Русский человек без родни не живет.
- Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
- Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
- Выбирай корову по рогам, а девку по родам.
- Родство – дело святое, а деньги – дело иное.
- Любовь да совет – на том стоит свет.
- Послушный сын – роза материнского сердца.
- Без матушки родной и цветы не цветут.
- Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.
- На что клад, когда у мужа с женой лад.
- С любовью везде простор, со злом везде теснота.
- Хозяйство умелую руку любит.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Без жены, как без шапки.
- Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
- У добрых супругов две души, но единая воля.
- Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.
- Без мужа жена всегда сирота.
- Мир в семье женой держится.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.
- Всякая невеста для своего жениха родится.
- Любовь одна, а обитает в двух сердцах.
- Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
- Супругам без детишек, что зимой без дровишек.
- Слава сына – отца отрада.
- Хорошая жена – мужу корона.
- Дети – крылья человека.
- Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.
- Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
- Муж жене – отец, жена мужу – венец.
- Красна пава пером, а жена нравом.
- Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.
- Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
- Где любовь да совет, там и горя нет.
Пословицы народов мира о семье
- Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).
- Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).
- Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).
- Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).
- Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).
- Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).
- Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).
- Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).
- Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).
- С умной женой муж богатеет (вьетнамская).
- Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).
- Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).
- Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).
- Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).
- Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).
- Любовь красоты не требует (татарская).
- Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).
- Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
- Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).
- Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
- Материнская рука мягкая (коми).
- Материнские ногти котенка не пугают (африканская).
- Прут у матери пуховый (азербайджанская).
- Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
- Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).
- Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
- Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).
Анкета «Знаю ли я родословную своей семьи?»
1. | Известна ли Вам родословная Вашей семьи? | Да | Нет |
|
2. | Все ли Вы знаете о своих предках на уровне: - родителей; - дедов и бабушек; - прадедов и прабабушек; | Да | Нет | Кое-что |
3. | Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках? А. Знаете ли Вы, как работать в архивах? Б. Как получить информацию в библиотеках? В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников? | Да | Нет |
|
4. | Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа? | Да | Нет |
|
5. | Заинтересовала ли Вас эта анкета? | Да | Нет |
|
6. | Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи? | Да | Нет |
|
7. | Данные участника исследования: Ф.И.О._______________________________________________________ Возраст:_____________________________________________________ Место учебы:________________________________________
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальный проект "Моя семья- моя крепость".
вспомогательный материал о родственных отношениях....
"Моя семья - моя крепость."
Семья всегда занимала одно из первых мест в традиции русской народной культуры. Семья – это первый коллектив, который даёт человеку представление о жизненных целях и ценностях. Именно здесь он п...
Моя семья - моя крепость
1. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.3. Формирование положительного отношения, уважения...
Исследовательская работа"История семьи - история народа"
Работа по изучению своих предков.Составление генеологического древа семьи....
Моя семья - моя крепость
Цель этой встречи: лучше узнать друг друга, чтобы уметь понимать друг друга....
Моя семья - моя крепость
Конкурсная семейная программа...
Социально значимый проект. «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ.»
Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом....