Внеклассное мероприятие "Покормите птиц зимой!" для начальной школы.
классный час
Внеклассное мероприятие для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa_ptitsy_zimoy.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему: «Покормите птиц зимой!».
Подготовила: Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о.Саранск Республики Мордовия.
Аудитория: 2 класс.
Цели:
Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
Расширить знания детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Ход занятия:
Чтение стихотворения Елены Благининой
Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!
Ведущий: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
"Как птице перезимовать?" К Мухаммади (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Учитель: Но кто же им даёт приют, когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
-А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
-А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
-А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
-Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
На доске кроссворд, мы должны отгадать загадку и название птицы поместить в нужной строке.
1) Ведущий:
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (воробей)
2) Ведущий: Кто там прыгает, шуршит
Клювом шишки потрошит
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле - поет со свистом? (Клест).
Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
3) Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)
4) Ведущий: Любитель проводить холодные морозные зимние ночи под снегом кто это? (тетерев)
5) Ведущий: Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)
Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.
6) Ведущий:
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
7) Ведущий:
Какая птица, как и заяц, зимой белеет? (куропатка)
8) Ведущий:
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
9) Ведущий:
По - другому эту птицу называют "водяной воробей" (Оляпка)
Ученик:
Оляпка – птичка-водолаз,
И этим удивляет нас.
По дну реки заправски ходит
И много корма там находит.
Оляпка очень осторожна
И подойти к ней невозможно!
Чуть звук какой раздаётся-
Птичка тотчас окунётся.
Ученый- орнитолог: птица оляпка, как и снегири, свиристели, чечётки прилетают к нам зимовать с севера. А остаются на зиму синицы, клесты, сойки, ворона, сорока, тетерев, глухарь.
10) Ведущий:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
11) Ведущий: А этих птиц в народе называют красавами. А название они получили за мелодичное посвистывание сви-сви …(Свиристели)
12) Ведущий: Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Ведущий: Если вы, ребята, правильно отгадали кроссворд, то сможете прочитать фразу…(Берегите птиц)
Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг (Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
Учитель: А как вы думаете о чем разговаривают птицы зимой? Давайте перенесемся в зимний лес и послушаем их голоса.
прослушивание записи.)
Учитель:
Что могут выражать птичьи голоса?
(Ответы детей.)
Учитель: Какую помощь просят птицы зимой?
(Ответы детей).
Учитель: Что нужно сделать чтобы птицам было легче пережить холодную зиму?
(Ответы детей).
Учитель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепит на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать
Должны друг о друге.
Учитель: Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять пакеты из под молока, кефира или взять пластиковые бутылки.
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный опасен.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо- семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Игра: Угощение для птиц. Полезные продукты. Вредные продукты.
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
Рябина. Макароны. Семечки. Ягоды шиповника. Ржаной хлеб.
Белый хлеб. Шоколадные конфеты. Яблоко. Пшено (крупа)
Гречневая каша. Сало соленое. Кусочки сырого мяса. и др.
Мы с вами тоже сделали кормушки, повесили их и в течение этих зимних недель подкармливали наших пичужек, нарисовали рисунки с зимующими птицами. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому. Доказательство тому: ваши сочинения "Письмо синички".
Конкурс «Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Осенью и у воробья пир.
И сова своих детей хвалит.
Птицы сильны крыльями, а люди- дружбой.
Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
Птице даны крылья, а человеку - разум.
Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час? Что вы узнали нового? Что вас взволновало? Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Исполняется песня:
Если б только- только- только
Если б только на планете
Если б только все земляне
Всё живое берегли.
То, возможно-можно-можно,
То, наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели.
Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы! Бегемоты!
А-а! Обезьяны! Кашалоты!
А- а! И зелёный попугай! (2 раза)
И пускай у этой речки,
И пускай в зелёной роще
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичих стай!
Ты запомни-помни-помни,
Что б сберечь природу-надо
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помоги!
Припев:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе "Птицы осенью" УМК "Начальная школа 21 века"
урок открытия новых знаний...
Внеклассное занятие «Птицы зимой»
Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....
Урок чтения во 2 классе "Как белочка зимует" (программа "Начальная школа 21 века")
Учитель: Тарасенко Дарья СергеевнаПредмет: чтениеТема: «Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»»Класс: 2 «Б»Цели: по...
Урок чтения во 2 классе "Как белочка зимует" (программа "Начальная школа 21 века")
Учитель: Тарасенко Дарья СергеевнаПредмет: чтениеТема: «Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»»Класс: 2 «Б»Цели: по...
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Разработка внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"
Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"...