Трудовое воспитание школьников
учебно-методический материал

Ульянцева Юлия Сергеевна

Работа по педагогике "Трудовое воспитание школьников", включает в себя опредление трудового воспитания, ключевые понятия, ценности, на формирование которых работает педагог в рамках данного направления, цель работы, заачи работы, формы работы и интерактив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_trudovoe_vospitanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание школьников

  1. Определение

Трудовое воспитание - это совместная деятельность учителя и учеников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

  1. Ключевые понятия:

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, ручной труд. трудовая деятельность? Основные термины:

Труд - является основным видом деятельности человека; эта деятельность, имеющая цель. В процессе труда человек затрачивает свои физические, психические возможности и каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям. Важнейшее средство воспитания.

Трудовая деятельность - выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда") ; физиологическом (как "функции человеческого организма") , психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств и т. д.) .

Трудовое воспитание дошкольников- воспитание положительного отношения к труду. как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых путем включения личности в посильную трудовую деятельность и такой организации такой деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

3) Ценности, на формирование которых работаем в рамках данного направления: труд, любовь к труду, творческий труд, трудовая активность, научить организации труда.

4) Цель работы в данном направлении:

Подготовить детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. Сформировать у детей положительное отношение к труду, желание и умение трудиться, нравственно ценных качеств, уважение к труду взрослых.

5) Задачи работы

1. Помогать ребенку в овладении трудовой деятельностью: в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений.

2. Развивать личности ребенка в труде: развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.

3. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

4. Формировать трудовые умения и навыки и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

5. Воспитывать у детей положительные личностные качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

6. Формировать навыки организации своей и общей работы.

7. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

6) Формы работы:

Труд детей младшего школьного возраста организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

  • Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В первом классе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (стереть с доски, принести лейку и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В 3-4 классе учитель поручает детям самостоятельно стереть с доски и помыть тряпку. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В 4 классе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

  • Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

  • Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют учителю решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В 4 классе учитель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В 3-4 классах особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб - всему голова! (трудовое воспитание школьников)

Статья о трудовом воспитании школьников последам экскурсии на хлебокомбинат....

родительское собрание " роль семьи в трудовом воспитании школьников"

на практичеких примерах родители увидели, какую роль имеет трудовое воспитание в семье...

Роль родителей в трудовом воспитании школьников

Семья является самой естественной, самой благотворительной средой. В которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспитательная действенн...

Трудовое воспитание школьников.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и обще...

О роли семьи в трудовом воспитании школьников

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из ва...