Занятие по воспитательной работе «Дружба и общение»
план-конспект занятия (3 класс)
Задача:
- Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как (“друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”)
Данное занятие предусмотрено для обучающихся начальной школы. Его можно проводить с 1 по 4 классы.
Цели:
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- воспитывать уважение к одноклассникам;
- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждении;
- развивать нравственные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, ясно и грамотно излагать свои мысли;
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_druzhba_i_obshchenie_trendeleva_t_n.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Место работы: ГБОУ средняя школа № 233
Должность автора: воспитатель ГПД
Тема занятия: «Дружба и общение»
Задача:
- Обобщить и расширить знания учащихся о таких понятиях, как (“друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”;
Цели:
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- воспитывать уважение к одноклассникам;
- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждении;
- развивать нравственные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, ясно и грамотно излагать свои мысли;
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята.
Сообщение цели и темы занятия
На доске эпиграфы:
Истинная дружба — медленно растущее растение, которое должно быть испытано в беде и несчастье, прежде чем заслужить такое название.
Джордж Вашингтон
Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.
Марк Аврелий
Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.
Оноре де Бальзак
- Ребята, догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (О дружбе)
- Посмотрите на экран. Это отрывок из мультфильма “Приключения кота Леопольда”.
- Ребята, вы наверно заметили, как часто главный герой мультфильма кот Леопольд обращается к озорным мышатам со словами
“Ребята, давайте жить дружно!”
- А что значит “жить дружно”? (мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).
- Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба?
(Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным: разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше и так далее)
- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
(Показ отрывка из мультфильма “Приключения кота Леопольда”.)
Работа по теме занятия
- Я знаю, что почти у каждого из вас есть друг. Что вы можете рассказать нам о своем друге?
Рассказы детей о своем друге (2-3).
Анализ ситуаций
1. Лев Николаевич Толстой «Два товарища» (басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что,— говорит,— медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что — плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
- Расскажите, что вы думаете о друзьях? (ответы ребят)
А как бы вы поступили на их месте?
- Спасибо! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.
2. Е. Пермяк «Надёжный человек»
Ha первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть за одной партой с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто не замечала этого, а на третий день попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна. — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня — теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Так просидел он за своей партой долго. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной и смелой.
- Как поступал Андрюша с Асей в начале рассказа?
- Как в конце рассказа?
- Почему произошли перемены в поведении Андрюши?
- Кто-нибудь себя узнал в образе Андрюши?
3. Рассказ В. А. Осеева “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?
Выводы:
Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Умей сопереживать другу, поддерживать его.
Физминутка
Продолжение работы над темой
- А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Верный
Добрый
Скромный
Честный
Порядочный
Бескорыстный
Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.
- Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.
- Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения?
Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы.
- Не выдавать чужие секреты;
- Всегда быть откровенным с другом;
- Не бойся попросить прощения;
- Не груби;
- Не надо менять друзей;
- Надо быть постоянным в дружбе;
- Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;
- Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
- Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
- Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!
Подведение итогов
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по воспитательной работе
Игра "Что? Где? Когда?", посвященная фольклору....
Роль коррекционного занятия в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста
Опыт работы...
Материал к занятию по воспитательной работе "История и культура русского народа"
Занятие по воспитательной работе "История и культура русского народа"...
Воспитание этики межнационального общения в ходе воспитательной работы по музыке.
Воспитание этики межнационального общения у детей школьного возраста невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. И...
Конспект занятия по воспитательной работе "Беседы о пожарной безопасности"
Конспект по активизации знаний по пожарной безопасности, правила поведения на улице и дома во время пожара и по предупреждению пожаров....
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
Конспект занятия по воспитательной работе. "50 лет со дня полёта"
Цель занятия познакомить обучающихся с фактами первого полёта и выявить имеющиеся у детей знания по теме, расширять кругозор детей....